Паспорт фонда оценочных средств
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЕН.04.
Физика
1 Модели контролируемых компетенций:
1.1 Компетенции формируемые в процессе изучения дисциплины (4 семестр):
Код |
Формулировка компетенции |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ПК 1.1. |
Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации. |
ПК 1.2. |
Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы. |
ПК 1.3. |
Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики. |
ПК 1.4. |
Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики. |
2 В результате изучения ЕН.04. Физика обучающийся должен:
2.1 знать:
• общие законы механики, основные законы молекулярной физики и термодинамики, законы электромагнетизма.
2.2 уметь:
• решать простые задачи на движение тел, механизмов или их частей, используя законы классической механики;
• описывать и объяснять физические процессы, протекающие в тепловых двигателях, используя уравнения идеального газа и I начало термодинамики;
• производить измерения электрических величин электроизмерительными приборами;
• определять параметры простых схем по электромагнетизму.
3 Программа оценивания контролируемой компетенции:
Контролируемые разделы (темы) дисциплины |
Код контролируемой компетенции (или ее части) |
Наименование оценочного средства |
Раздел 1 Физические основы механики |
||
Тема 1.1 Кинематика поступательного и вращательного движения материальной точки |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 1.1 |
Устный опрос, разноуровневые задания и задачи |
Тема 1.2 Динамика материальной точки и поступательного движения твердого тела |
ОК 6, ОК 8, ПК 1.2
|
Устный опрос, тестовые задания |
Тема 1.3. Работа и энергия |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8, |
Устный опрос, тестовые задания |
Тема 1.4 Механика твердого тела |
ОК 5, ОК 6, ПК 1.4
|
Устный опрос разноуровневые задачи и задания |
Тема 1.5. Механические колебания |
ОК 2, ОК 4, ОК 6, ПК 1.3
|
Устный опрос, тестовые задания |
Тема 1.6. Волновые процессы; основы акустики. |
ОК 2, ОК 4, ОК 6, ПК 1.1
|
Устный опрос, тестовые задания |
Тема 1.7 Механика жидкостей и газов
|
ПК 1.3, ПК 1.4. |
Устный опрос |
Раздел 2 Молекулярная физика и термодинамика |
||
Тема 2.1 Молекулярно- кинетическая теория идеальных газов |
ОК 3, ОК 7, ПК 1.2, ПК 1.4 |
Устный опрос, тест |
Тема 2.2 Основы термодинамики |
ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8 |
Устный опрос, разноуровневые задачи и задания
|
Раздел 3 Электричество и магнетизм |
||
Тема 3.1 Электростатика |
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 |
Устный опрос, тест |
Тема 3.2 Постоянный электрический ток |
ПК 1.2, ПК1.3, ПК 1.4 |
Устный опрос разноуровневые задачи и задания |
Тема 3.3. Магнитное поле |
ОК 7, ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3 |
Устный опрос, тест, презентация |
Тема 3.4 Электромагнитная индукция |
ПК 1.1, ПК 1.2 ПК 1.3, ПК 1.4 |
Устный опрос, разноуровневые задачи и задания |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Ультразвуки и их применение
2. Опасность воздействия ультразвука.
Критерии оценки реферата
Ø актуальность темы, 1 балл;
Ø соответствие содержания теме, 3 балла;
Ø глубина проработки материала, 3 балла;
Ø грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
Ø соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
Ø устная защита, 5 баллов;
Ø умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Тема творческого задания (презентация)
1. Ускорители заряженных частиц
2. Эффект Холла
Критерии оценки презентации
Ø творческий подход, 3 балла;
Ø глубина проработки материала, 1 балл,
Ø грамотность и полнота презентации, 1 балл
Максимальное количество баллов: 5 баллов.
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Вопросы к устному опросу
Раздел 1 Физические основы механики
Тема 1.1 Кинематика поступательного и вращательного движения материальной точки
1. Механика. Материальная точка, абсолютно твердое тело. Основная задача механики. Система отсчета. Траектория. Радиус-вектор. Путь. Вектор перемещения.
2. Скорость. Виды движения. Ускорение.
3. Кинематика вращательного движения
Тема 1.2 Динамика материальной точки и поступательного движения твердого тела
1. Инерция. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Скалярные и векторные величины. Сила. Графическое представление силы, равнодействующей.
2. Масса. Второй закон Ньютона. Принцип независимости сил. Третий закон Ньютона.
3. Силы в природе и их свойства.
4. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Тема 1.3 Работа и энергия
1. Понятие энергии. Работа силы. Мощность, коэффициент полезного действия.
2. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
3. Удар абсолютно упругих и неупругих тел
Тема 1.4. Механика твердого тела
1. Момент инерции. Кинетическая энергия вращения.
2. Момент силы. Условия равновесия. Уравнение динамики вращательного движения твердого тела.
3. Момент импульса и закон его сохранения
Тема 1.5. Механические колебания
1. Колебательное движение. Гармонические колебания. Пружинный, физический и математический маятники.
2. Сложение гармонических колебаний. Затухающие и вынужденные колебания
Тема 1.6. Волновые процессы; основы акустики.
1. Образование и распространение волн в упругой среде. Упругая гармоническая волна. Бегущие волны. Уравнения плоской и сферической волн.
2. Интерференция волн. Стоячие волны. Звуковые волны
Тема 1.7.Механика жидкостей и газов
1. Основные сведения гидромеханики: гидростатика, гидродинамика.
2. Кинематическое описание движения жидкости. Линии и трубки тока. Уравнение неразрывности. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Закон Архимеда. Гидравлический пресс.
3. Уравнение Бернулли. Режимы течения жидкости. Число Рейнольдса. Подъемная сила крыла
Раздел 2 Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1 Молекулярно- кинетическая теория идеальных газов
1. Идеальный газ. Термодинамические параметры газа. Обобщенный газовый закон. Изопроцессы. Газовые законы. Закон Дальтона.
2. МКТ. Основное уравнение МКТ. Среднеквадратичная скорость. Явления переноса.
3. Функция распределения молекул по скоростям и ее график. Наиболее вероятная и средняя арифметическая скорость.
4. Барометрическая формула. Среднее число столкновений и средняя длина свободного пробега молекул.
Тема 2.2 Основы термодинамики
1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Теплопередача. Процессы теплопередачи. Количество теплоты. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам.
2. Теплоемкость. Изохорная и изобарная теплоемкости. Соотношение Майера.
3. Работа при различных изопроцессах.
4. Энтропия. Обратимые и необратимые процессы. Второй и третий законы термодинамики.
5. Тепловые машины и их КПД. Цикл Карно.
Раздел 3 Электричество и магнетизм
Тема 3.1 Электростатика
1. Строение вещества. Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
2. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции.
3. Потенциал электрического поля. Взаимосвязь между напряженностью и напряжением электрического поля. Работа электрического поля по перемещению заряда.
4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Законы последовательного и параллельного соединения конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора
Тема 3.2 Постоянный электрический ток
1. Электрический ток. Сила тока. Плотность тока. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Закон Ома для участка цепи.
2. ЭДС. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома в дифференциальной форме. Законы последовательного и параллельного соединения проводников.
3. Правила Кирхгофа для разветвленных цепей.
4. Работа и мощность тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.
5. Электрический ток в металлах.
6. Электрический ток в полупроводниках.
7. Электрический ток в жидкостях. Химическое действие электрического тока. Электролиз. Законы Фарадея.
Тема 3.3 Магнитное поле
1. Влияние магнитного поля на проводник с током. Основные свойства магнитного поля. Магнитная индукция. Поток вектора магнитной индукции. Принцип суперпозиции для магнитного поля. Закон Ампера. Правило Флеминга для определения направления магнитного поля, движения проводника и тока
2. Магнитное поле движущегося заряда.
3. Типы магнетиков. Природа ферромагнетизма
Тема 3.4 Электромагнитная индукция
1. Законы Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца.
2. ЭДС самоиндукции, взаимоиндукции. Индуктивность Вихревые токи. Энергия магнитного поля.
Критерии оценки устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если студент (курсант):
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но студент (курсант):
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи преподавателя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой (например, студент (курсант) умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если студент (курсант) правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы преподавателя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если студент (курсант):
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Темы лабораторных работ
Лабораторная работа №1 «Определение погрешности измерений различными способами»
Лабораторная работа №2 «Определение центра масс физического маятника и его приведенной длины»
Лабораторная работа № 3 «Определение момента инерции физического маятника»
Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса»
Лабораторная работа № 5 «Определение электрической емкости конденсатора»
Лабораторная работа № 6. «Определение удельного сопротивления спирали».
Лабораторная работа № 7 «Исследование последовательного и параллельного соединений проводников. Проверка закона Ома»
Лабораторная работа № 8 «Градуирование термопары и определение термоэлектродвижущей силы (термоэдс)»
Критерии оценки лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если студент (курсант):
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена неполностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Грубыми считаются следующие ошибки:
· незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
· незнание наименований единиц измерения,
· неумение выделить в ответе главное,
· неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
· неумение делать выводы и обобщения,
· неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
· неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
· неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
· нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
· небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
· неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
· ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
· ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
· ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
· нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
· нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.