фонд оценочных средств дисциплины "Основы маркетинга" для специальности 09.02.04

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОС Ма ИС19.docx

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Паспорт фонда оценочных средств……………………………………………4

2. Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учеб­ной дисциплине…………………………………………………………………6

 

3. Комплект оценочных средств текущего контроля ..…………………………7

4. Комплект оценочных средств промежуточной аттестации………………22

5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания………23

6.Перечень материалов, оборудования и информационных источников, ис­пользуемых для  текущей и промежуточной аттестации……………………..26


 

1 Паспорт ФОНДА оценочных средств

      

Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки об­разовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы маркетинга».ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и итогового кон­троля.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.     

 

1.1 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

 

В результате освоения учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка сле­дующих умений и знаний:

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

Умения:

 

У 1. профессионально вести маркетинговую работу

Устный и письменный опрос

Отчет по практической работе

дифференцированный зачет

 

У 2. готовить предложения по товарной политике на основе сопоставительного анализа параметров кон­курентоспособно­сти товара

У 3. владеть навыками поиска, сбора, систематиза­ции, анали­за и использования вторичной и первич­ной (оперативной) маркетинговой информации

У 4. владеть навыками кабинетных и полевых мар­кетинговых исследований

У 5. практически использовать средства организа­ционной и вычислительной техники для проведения маркетинговых ис­следований, анализа конкуренто­способности и жизненного цикла товара, разработки маркетинговых программ

У 6. систематически повышать свою профессио­нальную квалификацию

Знания:

 

З 1. сущность, функции маркетинга и направления его исполь­зования в условиях рыночной экономики; организацию служб маркетинга на фирмах

Устный и письменный опрос

Тестирование

Защита сообщений

дифференцированный зачет

 

З 2. роль маркетинга в управлении фирмой

З 3. принципы сегментации и выбора целевых ры­ночных сегментов или ниш

З 4. о необходимости маркетинговых исследований для информационного обеспечения управления фирмой с целью доведения параметров товара до уровня требований потенци­альных покупателей це­левого рынка и создания должной сте­пени его кон­курентоспособности

З 5. основные направления в технологии маркетинга как совокупности мер по активному воздействию на рынок, с од­ной стороны, и приспособлении харак­теристик товара, цено­вой и сбытовой стратегий, ре­кламной кампании к требования и условиям целе­вого рынка - с другой

З 6. содержание и структуру маркетинговых про­грамм

З 7. задачи управления персоналом в связи с марке­тинговой деятельностью

 

 

 

1.2.          Реализуемые общие и профессиональные компетенции

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про­являть к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо­собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и ка­чество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­нальной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­ством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), ре­зультаты выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви­тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квали­фикации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной де­ятельности.

ПК 1.1

Собирать данные для анализа использования и функционирования информаци­онной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информацион­ной системы

ПК 1.2

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке мето­дов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельно­сти

ПК 1.6

Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информацион­ной системы

ПК 1.7

Производить  инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ

ПК 1.8

Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы

ПК 1.9

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и вос­становлению данных информационной системы, работать с технической доку­ментацией

ПК 1.10

Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции

ПК 2.6

Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования ин­формационной системы

 

 

 

 

 

2  Формы текущего контроля знаний и промежуточной

атте­стации по учебной дисциплине

 

Разделы и темы учебной дисциплины

Формы контроля

Раздел 1. Общие положения маркетинга

Тема 1.1 Сущность,  цели, задачи маркетинга 

Устный и письменный опрос

тестирование, дифференцированный зачет

Тема 1.2 Виды, типы и формы маркетинга

Тема 1.3 Роль и место маркетинга  на  предприятии

Раздел 2. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования

Тема 2.1 Маркетинговая среда

Устный и письменный опрос

тестирование, практическая работа, дифференцированный зачет

Тема 2.2 Система маркетинговой информации

Устный и письменный опрос

дифференцированный зачет

Тема 2.3 Система маркетинговых исследований 

Устный и письменный опрос,

практическая работа, дифференцированный зачет

Раздел 3. Концепции маркетинга. Комплекс маркетинга

Тема 3.1 Концепции управления маркетингом

Устный и письменный опрос

тестирование, дифференцированный зачет

Тема 3.2 Комплекс маркетинга: маркетинговый инструментарий и его эволюция

Тема 3.3 Коммуникации в управлении

Раздел 4. Стратегия маркетинга, планирование и контроль

Тема 4.1 Товарная и ценовая политика предприятия.

Устный и письменный опрос

тестирование, практическая работа, дифференцированный зачет

Тема 4.2 Изучение потребителей. Моделирование поведения потребителей 

Устный и письменный опрос

тестирование, дифференцированный зачет

Тема 4.3 Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.

Устный и письменный опрос, практическая работа, дифференцированный зачет

Тема 4.4 Сегментация и выбор целевых рынков, позиционирование товара

Устный и письменный опрос

тестирование, дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

3 Комплект оценочных средствтекущего контроля

 

Раздел 1. Общие положения маркетинга

Тема 1.1.  Сущность,  цели, задачи маркетинга

 

Проверяемые результаты обучения: 31, 32; ОК1 - ОК9; ПК1.1, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Назовите ключевые понятия маркетинга.

2.    Назовите основные определения понятия «Маркетинг».

3.    Каковы основные этапы развития маркетинга?

4.    В чем сущность маркетинга?

5.    Какова роль маркетинга в экономике?

6.    Назовите цели предприятия

7.    В свете маркетинга.

8.    В чем сущность маркетинговой деятельности?

9.    Назовите принципы маркетинга.

10.    Назовите задачи маркетинга

11.    Назовите функции маркетинга, раскройте их сущность.

 

Тестирование

1. Концепция стратегического маркетинга выводит на разработку эффективных то­варов, обладающих:

а)  устой­чивым конкурентным  пре­имуществом;

б) особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов;

в) специфическими свойствами и качествами.

 

2. Маркетинг — это такая философия, когда эффективное удовлетворение запросов и раз­решение проблем по­требителей ведут к:


а)  рыночному успеху организаций;

б) повышению жизненного уровня населения;

в) приносят пользу обществу.


 

3. Концепция совершенствования производства ут­верждает, что потребители будут бла­гожелательны к товарам, ко­торые:


а) широко распространены;

б) доступны по цене;

в) приносят пользу обществу.


 

4. Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благо­склонны к тем товарам, которые обладают:


а) наивысшим качеством;

б) повышенным спросом;

в) лучшими эксплуатаци­онными свой­ствами.


 

5. Концепция интенсификации коммерческих усилий сосредоточила ос­новные уси­лия маркетинга в сфере:


а) продажи;

б) сбыта;

в) стимулирования продаж.


 

6. Концепция стратегического маркетинга имеет в качестве стержня постоянный и систе­матический анализ потребностей:


а) рынка;

б) населения;

в) производителей.


 

7. Концепция социально-этичного маркетинга рассматривает марке­тинговую деятельность в жесткой связи с новыми:


а) веяниями моды; 

б) глобальными проблемами человечества;

в) общественными потребностями.


 

8. Маркетинг направлен на выработку:


а) главной цели фирмы;

б) ведущей линии деятельности;

в) стратегии и тактики участников ры­ночных отношений.


 

9. Концепция совершенствования производства концентрирует внимание на:


а) развитие ценовой конкуренции;

б) развитие поточного про­изводства;

в) удешевление товаров.


 

10. Концепция совершенствования товара имеет  ос­новным объектом внимания:


а) товар;

б) нужды потребителей;

в) нужды объектов рыночных отношений.


 

11. Концепция общего маркетинга впервые на­прямую увязала получе­ние прибыли с глав­ным условием - эффективным:


а) удовлетворе­нием запросов потребителей;

б)  использованием ресурсов;

в) рыночным механизмом.


 

12. Концепция стратегического маркетинга выводит на разработкуэффективных:


а)  стратегий;

б) бизнес-планов;

в) то­варов, пред­назначенных для кон­кретных групп покупателей.


 

13. Стержнем индивидуального маркетинга является непрерывное использование на прак­тике знаний:


а) о законах производства;

б) об индивидуальном потребителе;

в) о законах рынка.


 

14. Главным рецептом успеха концепция совершенствования товара имеет:


 а) совершенство­вание товара;

б) обновление выпускаемых товаров;

в) и то, и другое.


 

15. Концепция стратегического маркетинга выводит на разработку эффективных то­варов, пред­назначенных для:


а)  производителей-конкурентов;

б) конкретных групп покупателей;

в) отдельных социальных групп.


 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а,б

а,в

а,б

а,в

б,в

а

б

в

б,в

а

а

в

б

в

б

 

Тема 1.2. Виды, типы и формы маркетинга

 

Проверяемые результаты обучения: 31 -32; ОК1, ОК4, ОК9; ПК1.1, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    В чем сущность недифференцированного маркетинга?

2.    В чем сущность дифференцированного маркетинга?

3.    В чем сущность концентрированного маркетинга?

4.    В чем сущность комплексного маркетинга?

5.    В чем сущность взаимосвязанного маркетинга?

6.    Каково содержание маркетинга взаимодействия?

7.    Назовите типы маркетинга в зависимости от характера существующего спроса. 

8.    Какие вы знаете формы маркетинга?

 

Тестирование

1. В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:


а)   Конверсионный маркетинг.

б) Стимулирующий маркетинг.

в) Ремаркетинг.

г) Рыночный.

д) Развивающийся.

е) Синхромаркетинг.

ж) Поддерживающий.

з) Демаркетинг.

и) Противодействующий.

к) кроме Г


 

2.Причины отрицательного спроса:

а) вредность товара для здоровья,

б) неприятные ощущения при потреблении товара,

в) товар вышел из моды,

г) отрицательный имидж фирмы-производителя товара;

д) всё верно

 

3.Задачаконверсионного маркетинга состоит в? 

а) разработка плана по развитию спроса на товары;

б) нейтрализация носителей негативного спроса;

в) а, б

 

4. Стимулирующий маркетинг применяется в условиях:

а) присутствия спроса;                 б) отсутствия спроса.

 

5.Причины отсутствия спроса:


а) отсутствие информации,

б) новизна изделия,

в) несоответствие рынка сбыта,   

г) потеря ценности товара

д) всё перечисленное


 

6. Задача стимулирующего маркетинга:

а) выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и потребностями человека;

б) анализ того, почему рынок испытывает неприязнь к товару.

 

7.  Ремаркетинг применяется при:

а) несоответствии рынка сбыта,                  б) снижающемся спросе.

 

8. Причины ремаркетинг выражаются в:


а) снижении качества товара,

б) появлении товаров-заменителей,

в) снижении престижности товара,

г) морального старения товара

д) всё верно


 

9. Задачи ремаркетинга:

а) проанализировать причины падения спроса,

б) выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и по­требностями человека;

в) оценить перспективы восстановления спроса,

г) разработать комплекс мероприятий, направленных на оживление спроса.

10.    Развивающийся маркетинг применяется при:

а)  скрытом спросе,           +б) снижающемся спросе,         в) отсутствии спроса.

 

11. Задачи развивающегося маркетинга:

а) своевременно выявить спрос,                

б) оценить величину потенциального рынка,

в)  создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне,   

г) все верно.

 

12.  В  случае синхромаркетинга сбыт колеблется на основе:


а) сезонной,

б) ежедневной

в) почасовой

г) все перечисленное


 

13. Задача синхромаркетинга маркетинга:

а) изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса;

б) создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне.

 

14.  Поддерживающий маркетинг применяется при:

а)  колеблющемся спросеб) полноценном спросе.

 

15.Задача поддерживающего маркетинга:

а)  поддерживать существующий уровень спроса как можно дольше,

б) создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне

 

16. К средствам  поддержания спроса относятся:


а) политика цен,

б) модернизация товара,

в) изменение условий продажи,

г) реклама,

д) проверка целесообразности издержек

е) всё перечисленное


 

17.  Задача демаркетинга:

а) снизить спрос до разумных пределов.

б) поддерживать существующий уровень спроса

 

18. Методы снижения спроса:


а) увеличение цен,

б) сокращение или прекращение рекламы,

в) выдача лицензий другим фирмам,

г) проверка целесообразности издержек

д)  все, кроме Г


 

19. Задача противодействующего маркетинга:

а) ликвидировать спрос                  

б) поддерживать существующий уровень спроса

в) максимально снизить спрос.

 

20. Методы ликвидирования спроса:

а) повышение цен,

б) запрет или ограничение рекламы,

в) антиреклама, ограничение доступа товара,

г) формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара.

д)  всё верно

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

к

д

в

б

д

а

б

д

а,в,г

б,в

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

г

г

а

б

а

е

а

д

а,в

д

Тема 1.3 Роль и место маркетинга  на  предприятии

 

Проверяемые результаты обучения: 31-33; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1

 

Теоретические вопросы

1.    Назовите закономерности маркетинга.

2.    Каковы принципы организации маркетинговой деятельности предприятия?

3.    Назовите функции маркетинга.

4.    Что включает в себя комплекс маркетинга предприятия?

5.    Какова сущность маркетинга-микс?

6.    Что такое маркетинг-менеджмент?

 

Раздел 2.Маркетинговая информация и маркетинговые

исследования

 

Тема 2.1. Маркетинговая среда

 

Проверяемые результаты обучения: 34-37; У1, У3, У5; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1, ПК1.6, ПК1.7, ПК1.10, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Из чего складывается микросреда предприятия?

2.    Дайте определение понятию «Микросреда».

3.    Что относится к поставщикам?

4.    Какова роль предприятия во внешней среде?

5.    Что значит конкуренты с точки зрения маркетинга?

6.    Кто является посредниками?

7.    Назовите, кто относится к потребителям.

8.    Какова роль контактных аудиторий?

9.    Что такое макросреда предприятия?

10.    Назовите основные силы макросреды.

11.    В чем особенности воздействия на предприятие демографической среды?

12.    В чем особенности воздействия на предприятие социо-культурной среды?

13.    В чем особенности воздействия на предприятие экономической среды?

14.    В чем особенности воздействия на предприятие природной среды?

15.    В чем особенности воздействия на предприятие научно-технической среды?

16.    В чем особенности воздействия на предприятие политико-правовой среды?

 

Тестирование

1. Маркетинговая среда предприятия – это совокупность активных субъектов и сил…

а) действующих и влияющих или имеющих возможность влиять на рыночные решения предприятия;

б) действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства служ­бой маркетинга;

в) позволяющих устанавливать и поддерживать с целе­выми клиентами отношения успеш­ного сотрудничества.

г) все верно

 

2. Рыночная среда является ….. предприятия

 

3. К посредникам относятся:

а) торговые посредники,                                     б) фирмы,

в) агентства по оказанию маркетинговых и коммерческих услуг,

г) кредитно-финансовые учреждения,               д) банки,   е) все, кроме д.

4. Контактная аудитория - это группа, которая:

а)  проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию,

б) оказывает влияние на его способность достигать цели,

в) и то, и другое

 

5. Маркетинговая среда слагается из………..и  ……...

 

6. К маркетинговым посредникам относятся:

а) торговые посредники;              б) фирмы-специалисты по организации;

в) аукционы;                                  г) агентства по оказанию маркетинговых;

д) кредитно-финансовые,              е) все, кроме в

 

7. К контактным аудиториям  относят:                                      

1)    Финансовые круги.       

2)    Контактные аудитории средств информации

3)    Контактные  аудитории государственных учреждений.

4)    Гражданские   группы   действий.  

5)    Местные контактные аудитории.

6)    Широкая публика

7)    Внутренние контактные аудитории

8)    Все перечисленное

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

г

макросредой

е

в

микросреды

макросреды

е

8

 

Практическая работа:  «Решение ситуационных заданий «Изучение маркетинговой среды, рынков»

Задание: рассмотреть по карточкам ситуацию и дать обоснование решения

Форма отчета: вариант ответа защищается преподавателю или группе

 


Тема 2.2. Система маркетинговой информации

 

Проверяемые результаты обучения: 31-33; ОКЗ, ОК4, ОК5, ОК9; ПК1.1

 

Теоретические вопросы

1.    Понятие маркетинговой информационной системы.

2.    Значение информации для маркетинга.

3.    Полезность маркетинговой информации.

4.    Источники и носители маркетинговой информации.

5.    Виды маркетинговой информации.

6.    Система внутренней и внешней информации.

7.    Информационное обеспечение маркетинговых решений.

 

Тема 2.3. Система маркетинговых исследований

 

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК4. ОК6, 31, 33; З4, З6, У4, У5, У6;  ПК1.1

 

Теоретические вопросы

1.    Что входит в систему маркетинговых исследований?

2.    Назовите основные принципы маркетинговых исследований.

3.    Каковы цели маркетинговых исследований?

4.    Что является предметом маркетинговых исследований?

5.    Из чего складывается комплексное изучение рынка?

6.    Каков порядок постановка задачи маркетинговых исследований?

7.    Для чего необходима разработка плана исследования?

 

Практическая работа «Деловая игра «Анализ рынка»

Задание:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Составить три документа: резюме, трудовой договор, приказ о приеме на работу.

4. Решить, используя Трудовой кодекс РФ задачи.

5.В предложенных задачах оценить правомерность решений, действий сторон трудового договора.

Форма отчета:

-        Записать решение в тетради для практических работ.

-        В устной форме обосновать преподавателю выполненное решение.

 

Раздел 3. Концепции маркетинга. Комплекс маркетинга

 

Тема 3.1. Концепции управления маркетингом

 

Проверяемые результаты обучения: 31, 34; ОК2, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1

 

Теоретические вопросы

1.    Что понимают под концепцией маркетинга?

2.    В чем сущность производственной концепции маркетинга?

3.    В чем сущность товарнойконцепции маркетинга?

4.    В чем сущность коммерческой концепции маркетинга?

5.    В чем сущность традиционной концепции маркетинга?

6.    В чем сущность социальной концепции маркетинга?

7.    В чем сущность коммуникативной концепции маркетинга?

8.    Что значит маркетинг взаимодействия?

 

Тема 3.2. Комплекс маркетинга: маркетинговый инструментарий и его эволюция

 

Проверяемые результаты обучения: ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; 31-33; ПК1.1, ПК1.6 - ПК1.10, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Из чего складывается комплекс маркетинга?

2.    Что включено в маркетинговый инструментарий?

3.    Характеристика маркетингового инструментария.

4.    Покажите взаимосвязь маркетинг-микс  с процессом планирования маркетинга.

5.    Дайте характеристику маркетингового инструментария в сбытовой политике.

6.    Дайте характеристику маркетингового инструментария в ценовой политике.

7.    Дайте характеристику маркетингового инструментария в товарной политике.

8.    Дайте характеристику маркетингового инструментария в коммуникативной политике.

9.    Что значит синергетический эффект маркетингового инструментария?

10.    Назовите модели маркетинга.

 

 

Тестирование

1. Маркетинг — это наука о том, как:

а) искать рынок, на котором лучше всего работать,

б) ра­ботать продуктивно и эффективно,

в) удовлетворять потребности обще­ства,

г) всё верно

 

2. Предпринимателю для эффективной работы важно:

а) понимать суть прин­ципы и методы маркетинга,    

б) знать основные положения маркетинга

 

3) Решения проблем на основе концепции маркетинга будут:


а) наиболее успешными,

б) эффективно удовлетворять потребности,

в) получение сверхприбыли,

г) всё перечисленное.


 

4. Понятие «маркетинг» тождественно с рекла­мой и сбытом:

а) да,             б) нет,                    в) частично

 

5. Задачи маркетинга:


а) выявление потребительских нужд,

б) разработка подходящих товаров,

в) установление на товары цены,

г) налаживание систе­мы распределения,

д) всё верно.


 

6. Нужда - чувство:

а) нехватки чего-либо,           б) острой необходимости.

 

7. Человеческие нужды, потребности и запросы предпола­гают удовлетворение за счёт:

а) товаров,                 +б) услуг,                   в) продукции

 

8. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культур­ным укладом:

а) и личностью индивида,          б) индивида и особенностями развития общества.

 

9. Для совершения добровольного обмена необходимы условия:

1.  Сторон должно быть как минимум две.

2.  Каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой сто­роны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуни­кацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении пред­ложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или нежелательности иметь дело с другой стороной.

6. Каждая сторона сама определяет свою тактику.

7. Всё, кроме 6.

 

10. Товар — это все, что:

а) может удовлетворить потребность или нужду,

б) предлагается рынку в целях привлечения внимания,      в) и то, и другое.

 

11. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду способом, ко­торый:

а) способен удовлетворить нужду,   б) присущ культурному укладу данного общества.

 

12. Потребности людей:

а) безграничны,                     б) ограниченны,                 в) без разницы

 

13. Запрос — это потребность, подкрепленная:

а) платежеспособностью потребителя,         б) покупательной спо­собностью.

 

14. Проблемы маркетинга решаются при удовлетворении нужд и запросов с помощью:

а) процессов купли – продажи,                       б) обмена.

 

15. Сделка — это:

а)  обмен ценностями между двумя сторонами, 

б) коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

 

16. Обмен — это акт получения:

а) взаимовыгодного результата от кого-либо,

б) от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

 

17. Ре­сурсы для удовлетворения потребностей:

а) безграничны,               б) ограниченны.

 

18. Рынок — это совокупность существующих и потенциальных:

а) покупателей то­вара,                     б) производителей товара.

 

19. Сделка предполагает наличие условий:

а) време­ни,                   б) места ее совершения,               в) и то, и другое.

 

20. Маркетинг — это:

а) человеческая деятельность,     

б) работа с рынком ради осуществления обменов,        в) всё верно.

 

21. Перечисленные способы удовлетворения потребностей неэффективны:

а) децентрализованный обмен,     

б) каждый может самостоятельно добыть для себя все необходимое,    

в) централизованный обмен.

 

22. В маркетинге выделяют рынки:

а) рабочей силы,     б) продавца,       в) ценных бумаг,     +г) покупателя.

 

23. Условия сделок поддерживаются и охраняются:

а) обы­чаями,      б) традициями,    в) законодательством,  г) всё перечисленное

 

24. Перечисленные способы удовлетворения потребностей самые эффективные:

а) децентрализованный обмен,   

б) каждый может самостоятельно добыть для себя все необходимое,

в) централизованный обмен.

 

25. Рынок продавца — это такой рынок, на котором:

а) про­давцы имеют больше власти,      б) активными «деятелями рынка» - покупатели,

в) и то, и другое.

 

26. Сделка отличается от передачи тем, что:

а) передача предполагает…………,              б) сделка предполагает …….

27. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют:

а) продавцы,          б)  покупатели

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

г

б

г

в

д

а

а,б

а

7

в

б

а

б

б

15

15

16

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

 

б

б

б

а

в

в

б

б

г

а

а

выгоду, обмен

б

 

Раздел 4. Стратегия маркетинга, планирование и контроль

 

Тема 4.1 Товарная и ценовая политика предприятия

 

Проверяемые результаты обучения: 31-37;У1- У6; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1,

ПК1.6-ПК1.10, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Из чего складывается товарная политика?

2.    Дайте определение понятие товара в маркетинге.

3.    Что значит потребительская ценность товара?

4.    Каков механизм создания и повышения потребительской ценности товара?

5.    Что понимают под жизненным циклом товара?

6.    Назовите этапы жизненного цикла товара.

7.    Какие вы знаете направления повышения эффективности деятельности предприятий?

8.    Назовите признаки классификации товаров.

9.    Из чего складывается инновационная политика в системе маркетинга?

10.    Что понимают под товарным ассортиментом?

11.    Дайте характеристики товарного ассортимента.

12.    Каковы задачи оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени диффе­ренциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей?

13.    Что значит диверсификация продукции?

14.    Каков порядок разработки товарных марок?

15.    Покажите роль упаковки в товарной политике.

16.    Дайте понятие ценовой политики предприятия.

17.    Назовите признаки классификации цен.

18.    Из чего складывается ценовая стратегия фирмы?

19.    Назовите типы ценовой стратегии фирмы?

20.    Каков порядок выработкиосновных направления ценовой политики?.

21.    Что значит чувствительность потребителя к цене?

22.    Как осуществляется анализ издержек и конкурентов?

23.    Что значит стратегия «снятия сливок» и «проникновения»?

24.    Что значит стратегия дифференцированных цен, стратегия единых, неизменных и гиб­ких цен?

25.    Что значит стратегия ценового лидера?

26.    Назовите психологические методы ценообразования.

27.    Что вы понимаете под инициативным понижением и повышением цен?

28.    Как формируются принципы ценообразования?

 

 

 

 

Тестирование

 

Вариант 1

1.    Диверси­фикация - это расши­рение ас­сортимент товаров путем раз­работки:

а) новых технологий;    б) принципи­ально но­вых про­дуктов;   в) ассорти­ментных групп.

 

2.    Ваш про­дукт будет в центре внимания потребителей, потому что они:

а) его приобретают;    б) его исполь­зуют;   в) предпола­гают найти его полез­ным для себя.

 

3.    Множе­ственная упаковка предназначена для упаковки:


а) оди­нако­вых това­ров;      

б) на­бора разных товаров;  

в) товаров, объ­еди­ненных общей идеей.


 

4.    Сопутст­вующие товары служат для:

а) создания дополнительных удобств;       

б) бо­лее пол­ного удов­летворения потребнос­тей потребителей;

в) дополнения свойств товаров.

 

5.    Продуктовая политика ориентируется на:

а) удовле­творение потребно­стей целе­вых рын­ков;

б) долю рынка;

в) достижения успеха в предприни­мательской деятельно­сти.

 

6.    Специали­зация – это:

а) сосредоточение на рынке товаров одной фирмы;

б) изъятие некоторых продуктов; 

в)  производство только одного товара;

г) изъятие ассор­тиментных групп.

 

7.    Товарная марка ис­пользуется для:


а) узнаваемости товара на рынке;

б) удобства покупки товара;  

в) иден­тификации това­ров на рынке.


 

8.    Множе­ст­венная упаковка:


а) помо­жет увели­чить сбыт продукции;

б) позволит сократить издержки;

в) при­влечь внимание к новым то­варам.


 

9.    Расшире­ние товар­ной марки происхо­дит, когда пред­при­ятие вы­пускает то­вары под мар­кой, ко­торая:


а) пользуется спросам;

б) уже известна на рынке;

в) популярна.


 

10.  Пред­приятие,  которое зарегист­рировало торговый знак, полу­чает:

а) льготы налогообложения;               б) ис­ключи­тельное право на  его ис­пользова­ние.

 

11.  Сущест­вуют товарные марки:

а)  брэнды;        б) про­изводителя;     в) частные;       г) личные;    д) индивиду­альное.

 

12.  Группо­вая марка – все товары:


а) находятся в одной упаковке;

б) продаются под одной маркой;

в) одного производителя


 

 

13.  Использо­вание  то­варных марок:

а) опреде­ляют по­следую­щую рек­ламную ком­пании;

б) делает их признанными;

в) выгодно и производителям и потребителям;

г) даёт льготы на рынке;

д) защищает владельца марки от фальсифи­кации его товара;

е) позволяют расширить или раз­но­образить  товарный   ассорти­мент;

ж) все перечисленное.

 

14.  При вы­боре на­звания то­варной марки необходимо чтобы на­звание:


а) легко произносилось;

б) отождест­влялось с достоинст­вами то­вара;

в) говорило о достоинствах товара;

г) все верно

 

15.  Проце­дура разработки торговых знаков:

а) не требует реги­страции;              б) требует реги­страции.

 

16.  Упроще­ние - это ограниче­ние по:

а) объему производства,               б) форме продуктов,             в) товарному ассортименту;

г) размерам продуктов;           д) внешнему оформле­нию от­дельных продуктов.

 

17.  Достаточно, чтобы ваш про­дукт был в центре внимания:


а) ваших кон­курентов;

б) поставщи­ков;

в) по­тенциаль­ных потребителей;

г) всё верно.


 

18.  Диффе­ренциация  означает, что про­дукт из ряда:

а) новых продуктов, выпускае­мых кон­курентами;

б) ана­логичных продуктов, выпускае­мых кон­курентами;      в) и то, и другое.

 

19.  Частная марка - это марка, соз­данная:

а) частным предпринимателем;         б) торговым предпри­ятием;      в) всё верно.

 

20.  Ограниче­ние срока службы - это разра­ботка но­вых про­дуктов с учетом:


а) срока службы товара;

б) фи­зического и мораль­ного из­носа;

в) срока годности товара.


 

21.  Под индиви­дуальной маркой понимают:

а) присвоение то­вару собствен­ного имени;

б) разработка индивидуального стиля упаковки;

в) присвоение то­вару имени компа­нии-произ­водителя.

 

22.  Процесс создания упаковки включа­ет:


а) разработку и изготов­ление дизайна;

б) за­щиты;

в) хра­нения;

в) об­раще­ния;

г) транспор­тировки;

д) идентифи­кации;

е) всё перечисленное.


 

23.  Группо­вая упа­ковка применяется для про­дукции входящей в:


а) ассорти­ментную позицию;

+б) товарный ассорти­мент;

в) одного производителя.


 

24.  Роль упаковки в том, что товар при­обретает:

а) всеобщую известность;            б) исключительные предпочтения потребителя;

в) имидж ис­ключи­тельно­сти;              г) всё верно.

25.  Товар­ные марки:

а)  идентифи­цируют то­вары;

б) гаранти­руют, что все товары с одной товарной маркой имеют одинако­вый уро­вень каче­ства;

в) идентифи­цируют производи­тели това­ров;

г) всё верно.

 

26.  Торговый знак – это то­варная марка, за­щищенная:

а)  коммерческой тайной;              б) юридиче­ски;                в) добрым словом.

 

27.  Марки производи­теля — это марка:


а) соз­данная самим производителем;

б) взятая на прокат;

в) взятая в аренду.


 

28.  При вы­боре на­звания то­варной марки необходимо чтобы на­звание:

а) можно узнавать;    

б) можно ис­пользовать для всей ассорти­ментной группы;

в) говорило о достоинствах товара;

г) было ори­гинальным.

 

29.  Индиви­дуальная упаковка предназначена для:


а) каждого отдельного вида товара;

б) каждой марки то­вара;

в)  каждой ассортиментной группы.


 

30.  Фи­зическое ограниче­ние срока службы означает, что плани­руемая к выпуску продук­ция уже:


а) не пользуется спросом;

б) выхо­дит из моды;

в)неотвечает предпочтениямпотребителей.


 

31.  Упаковка — это:


а) ме­тод связи с потребите­лями;

б) средство обеспече­ния за­щиты то­вара;

в) способ хра­нения товара;

г) средство идентифи­кации;

д) всё верно.


 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

б,в

в

в

б

а,в

б,г

в

а,в

б

б

б,в,д

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

б

а,б,д,е

а.б

б

б,г,д

г

б

б

б

а

е

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

б

в

г

б

а,в

б,в,г

б

б

д

 

Вариант 2

1. Для правильного определения ценовой политики предприятия необхо­димо:

а) опре­делить, сколько клиентов готовы заплатить за то­вары;

б) знать потребительские возможности;

в) иметь полную информа­цию обо всех за­тратах на производ­ство про­дукции.

 

2. К методам ценообразования относят:


а) прейскурантный,

б) договорной,

в) кальку­ляция,

г) все перечисленные


 

3. Цены на продукцию должны:

а) быть доступны;б) конкури­ровать с це­нами других компаний;

в) удовлетворять запросы потребителей;г) всё верно.

 

4. Кальку­ляция является:

а) инструментом себестоимостного ценообразо­вания;

б) отражением издержек;      в) показателем цены.

 

5. Ценовая политика предприятия опирается на:


а) цены кон­курентов;

б) клиентуру;

в) стратегии скидок или льгот;

г) всё верно.


 

6. Ценообразование включает:


а) себе­стоимость;

б) цену сырья;

в) цену конкурен­тов;

г) цену оборудования;

д) цену, ус­тановлен­ную фир­мой;

е) скидки;

ж) надбавки;

з) льготы.


 

7. Ус­тановление конкурентной цены предусматривает формирование их в со­ответствии с:

а) существующими видами рынка;   б) существующими нормами рынка,

в) ориента­цией на цены конкурентов;     г) всё верно.

 

8. Под функционально-стоимостным анализом понимают:


а) иссле­дование конструкции и технологии изготовления продук­ции;

б)  иссле­дование назначения и основных функций;

в) пути минимизации издержек производства;     г) всё верно.

 

9. Цена влияет на:

а) себестоимость продукции;            б) прибыль­ность;

в) эффективность производства;   г) конкурентоспособность предпри­ятия.


 

10. Прейскурантный метод представляет собой:

а) прибавление к исчисленной себестоимости единицы продукции величи­ны;

б) измерение воспринимаемой покупателями ценности товара;

в) первичную цену.

 

11. Психологические методы ценообразования учитывают:

а) демографические характеристики целевых групп покупа­телей;

б) возрастные и половые раз­личия в ценовом поведении покупателей;

в) возможности дополнительного заработка потребителя;        г) всё верно.

 

12. Ценность товара для потребителя включает:


а) конкурентные аспекты товара;

б) низкую цену;

в) материалоёмкость производства;

г) со­ответствие актуальным нуждам,

д) соответствие цены и ка­чества,


е) соотношение между общим количеством приобре­тенных выгод и понесенных затрат;

ж) соответствие современным технологическим требованиям.

 

13. Ценообразование складывается из:


а) затрат на марке­тинг,

б) затрат на услуги посредников;

в) затрат на производство;

г) постоян­ных за­трат;

д) перемен­ных за­трат;

е) прогно­зируемой цены;

ж) всё, кроме в и е.


14. Психологическая  цена товара может включать:

а) время потребителя, затраченное на поиск;

б) время потребителя, затраченное на приобре­тение товара;

в) время, затраченное на производство товара;

г) физические, эмоцио­нальные и материальные затраты потребителя в процессе поиска;

д) затраты энергии возбуждения;

е) всё, кроме в.

 

15. Цена в маркетинге зависит от:

а) производственных затрат;                   б) выбран­ного целе­вого рынка.

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а,в

а,в

б

а,б

а,в

а,в,д

б

г

б

а,в

г

б,г,д,е

а,в,г,д,е

е

б

 

Вариант 3

1. Биржевая торговля осуществляется:

а) массовыми однородными товарами;б) разнородными массовыми товарами;

в) качественно сравнимыми товарами;г) товарами, имеющими разное назначение;

д) товарами, отдельные партии которых должны быть взаимозаменяемыми.

 

2. Понятие сбыта включает:


а) канал связи ме­жду предприятием и потребителями;

б) распо­ложение   магазина;

в) внут­реннюю плани­ровку ма­газина;

г) экспорт;

д) всё верно.


 

3. Оптовая торговля:


а) реализация товаров населению;   б) реализация товаров госпредприятиям;


в) закупка продуктов оптом;            д) все перечисленное.


 

4. В процессе биржевой торговли устанавливаются минимальные:


а) цены на продукцию;

б) партии продаваемых товаров;

в) объёмы продаваемых товаров.


 

5. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:


а) обменная торговля;б) бартерная торговля;

в) продажа благ за наличные деньги;

г) всё верно.



6. "Кэш энд керри" в переводе означает:


а) "плати и уходи";               

б) "плати и увози".


 

7. На бирже товары:


а)подвергаются тщательному осмотру;           б)  продаются большими партиями;


в) продаются без осмотра.


 

8. Оптовая торговля – это закупка продуктов:


а) через товарные биржи;

б) крупными партиями;

в) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках;

г) всё перечисленное.


9. Черты биржевой торговли:

а) регулярность возобновления биржевых торгов,

б) высокая организованность биржевых торгов;

в) заключение сделок;

г) подчиненность биржевой торговли установленным правилам;

д) реализация продукции посредникам;

е) проведение торгов в строго отведенное время и в строго отведенном месте.

 

10. С учётом объема продаж различают формы реализации товаров: 


а) биржевую;

б) оптовую;

в) бартерную;

г)розничную


 

11. Торговля на биржах включает:


а) торговлю реальным товаром;б) торговлю крупными партиями товаров;

в) фьючерскую торговлю;г) бартерную торговлю;

д) страхование заключенных биржевых сделок;е) всё перечисленное.


 

12. Эффективность оптовой торговли характеризуется количеством и качеством:

а) товаров, предлагаемых оптовыми предприятиями;

б) услуг, оказываемых оптовым предприятием

 

13. Сбыт можно рассматри­вать как способ предоставления товаров потребителям на:


а) целевых рынках;

б) товарных рынках.


 

14. В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном явля­ется:


а) оптовая торговля;

б) розничная торговля.


 

15. Оптовая торговля имеет формы:


а) транзитная;

б) бартерная;

в) складская;

г) всё верно.


 

16. Функции розничной торговли:


а) исследование конъюнктуры;

б) определение спроса и предложения; 

в) осуществление поиска товаров;

г) все верно.


 


17. Под организацией сбыта понимается:

а) собственная система сбытовых органов фирмы;            б) независимые агенты;

в) предприятия, занимающиеся сбытом товаров определенной фирмы;

г) всё верно.

 

18. Розничная торговля означает куплю-продажу:

а) потребительских благ в небольших количествах;

б) пакета акций;        в) и то, и другое.

 

19. Реализация товаров по безналичному расчёту:


а) оплата производится по перечислению;

б) по поручению третьего лица;             

в) всё верно.


 

20. "Кэш энд керри":

а) ориентирован на обеспечение мелких потребителей;

б) магазины-склады действуют по принципу самообслуживания;

в) и то, и другое.

21. При оптовой торговле сделки заключаются:


а) розничными торговцами;

б) посредниками — брокерами;

в) и то, и другое.


 

22. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью:

а) торгового предприятия;   б) потребителя;     в) посредника;    г) всё верно.

 

23. Транзитная торговля - оптовая база продает товары сразу конечному пользователю:


а) без завоза на свои склады;

б) с завозом на свои склады;

в) всё верно.


 

24. Функции розничной торговли:

а) отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

б) осуществление оплаты товаров, принятых от поставщика;

в) операции по приему, хранению, маркировке товаров;     г) все верно.

 

25. Бартерная торговля:

а) безденежный обмен одного вида товара на другой;

б) обмен контрольных пакетов акций;        в) и то, и другое.

 

26. Продажа товаров наложенным платежом:

а) потребитель получает товар, выкупая путём перечисления денег;

б) потребитель получает товар, выкупая его у посредника;      в) и то, и другое.

 

27. При продаже методом "Кэш энд керри" низкие цены устанавливаются за счёт:

а) малых транспортных затрат;       б) невысокого уровня расходов;

в) закупки напрямую с промышленных предприятий;       г) и то, и другое.

 

28. Розничная торговля включает продажу товаров:


а) населению для личного потребления;

б) организациям, предприятиям, учреждениям;

в) для коллективного потребления;

г) для хозяйственных нужд;

д) всё верно.

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

а,в,д

д

в

б

б,в

б

в

г

а,б,г,е

б,г

а,в,д

б

а

б

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

а,в

г

г

а

а

в

б

б

а

г

а

а

б,в

д


 

Практическая работа: «Деловая игра «Изучение товарной политики предприятия»

Задание:

определить:

      место товара (группы товаров) в товарной классификации, и особенности товарного ассортимента;

      возможность использования упаковки и ее особенности;

      формирование жизненного цикла товара;

      мотивация обновления производства данного товара.

Форма отчета: Форма отчета: вариант ответа защищается преподавателю или группе

 

 

Тема 4.2 Изучение потребителей. Моделирование поведения потребителей

 

Проверяемые результаты обучения: 31-33; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1-ПК1.3,     

ПК2.1, ПК3.2

 

Теоретические вопросы

1.    Дайте характеристику терминам «Потребитель», «покупатель», «конечный потреби­тель», «организация (предприятие) - потребитель».

2.    Назовите основные принципы формирования правильного пред­ставления о поведении потребителей.

3.    Каковы основные группы потребностей в маркетинге?

4.    Назовите основные личностные, культурные, социальные и психологические факторы, определяющие оценки и поведение потребителей.

5.    Назовите покупательские роли и типы покупательского поведения при при­нятии потреби­телем решения о приобретении то­вара.

6.    Как складывается процесс моделирования поведения конечного потребителя в марке­тинге?

 

Тестирование


1. На поведение потребителя влияние ока­зывают факторы:


1) культурные,

2) географические,

3) социальные,

4) личные,

5) психологические,

6) частные,

7) всё перечисленное


 

2. Социальное положение потребителя характеризуют принадлежность к:


а) рабочему классу;

б) интеллигенции;

в) общественному классу.


 

3. Поведение потребителя определяется факторами социального порядка:


а) социальные группы;

б) референтные груп­пы;

в) семья;

г) коллектив;

д) социальные роли; 

е) статусы;

ж) всё перечисленное.


 

4. Факторы культуры влияют через:


а) базовый набор ценностей;

б)  предпочтения;   

в)  манеры;

г) поступки;

д) всё верно.


 

5. Потребительский рынок — это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или при­обретающие товары и услуги для:


а) предпринимательства;

б)  личного потребления;

в) общественного потребления.


 

6. Побудительные факторы маркетинга включают в себя:


а) товар,

б) цену,

в) предложение,

г) методы распространения,

д)  методы рекламы,

е) методы стимулирования

ж) всё перечисленное.


 

 

7. Про­чие раздражители вызывают покупательские реакции выбор:


а) товара,

б) магазина,

в) фирмы,

г) дилера,

д) производителя,

е) времени,

ж) продавца;

з) объема покупки,

и) всё верно


 

8. Статус товара в обществе:


а) не влияет на выбор потребителя;

б) влияет на выбор потребителя


 

9. На решениях покупателя:

а)  сказываются и его лич­ные внешние характеристики;

б) не сказываются и его лич­ные внешние характеристики.

 

10. Характер потребления зависит от этапа жизненного цикла:


а)  семьи; б) товара.


 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1,3,4,5

в

б,в,д,е

д

б

а,б,г,е

в,г,е,з

б

а

а

 

 

Тема 4.3 Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе

 

Проверяемые результаты обучения: 31-37; У1 – У6; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1, ПК1.6,     

          ПК1.7, ПК1.10, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Охарактеризуйте понятия «конкуренция», «конкурентная борьба», «методы конкурент­ной борьбы», «конкурентное преимущество», «изучение конкурентов».

2.    Что включает в себя концепция М.Портера?

3.    Охарактеризуйте конкурентные позиции: рыночный лидер, рыночный претендент, рыноч­ный последователь.

4.    Охарактеризуйте организацию, работающую в рыночной нише.

 

Практическая работа: Деловая игра «Разработка маркетинговой стратегии»

Задание: рассмотреть по карточкам ситуацию и дать обоснование решения

Форма отчета: вариант ответа защищается преподавателю или группе

 

Тема 4.4 Сегментация и выбор целевых рынков, позиционирование товара

 

Проверяемые результаты обучения: 31-33; ОКЗ, ОК4. ОК5, ОК9; ПК1.1, ПК1.6,     

          ПК1.7, ПК1.10, ПК2.6

 

Теоретические вопросы

1.    Что такое сегментация рынка?

2.     Какие  критерии учитывают при сегментировании?

3.    Какие вы знаете стратегии охвата рынка?

4.    Какие факторы влияют на выбор целевых сегментов?

5.    Каковы особенности сегментирования рынка промышленных товаров?

6.    В чем сущность сегментирования рынка продовольственных товаров?

7.    Назовите стратегии выбора целевых рынков.

8.    Назовите факторы, влияющие на выбор целевых рынков.

9.    Что такое позиционирование?

10.    Что влияет на определение концепции и разработку стратегии предприятия?

11.    Какие вы знаете ключевые компетенции?

12.     Что определяет позиционирование?

13.    Как осуществляется оценка эффективности позиционирования?

14.    В чем проявляется взаимосвязь стратегий выбора целевых рынков ипозиционирования?

 

Тестирование

1.    Развитие концепций мар­кетинга прошло этапы:

а) индивидуальный маркетинг,     б) массовый маркетинг,    в) целевой маркетинг,

г) сегментный маркетинг,      д) товарно-дифференцированный маркетинг,             

е) всё перечисленное

 

2.    Сегментирование рынка на основе большего числа параметров позволяет более точно оценить потребности:

а) отдельного сегмента,       б) каж­дого отдельного сегмента

 

3.    Сегментирование осуществляется по:

а) географическому принципу,            б) полу,          в) демографическому принципу,

г) психографическому принципу,       д) всё верно,            е) всё, кроме б.

 

4.    При сегментирова­нии рынка на основе поведенческих особенностей учитывают:

а)  знания,        б) отношения,           в) характер использования товара,

г) реакцию на этот товар,             д) всё перечисленное.

 

5.    Различают следующие варианты маркетинга в зависимости от охвата рынка:

а) дифференцированный,   б) нестабильный,  в) массовый маркетинг,        г) маркетинг,

д) концентрированный маркетинг,          е) всё перечисленное.

 

6.    При выборе стратегии охвата рын­ка учитывают факторы:


1.    ресурсы фирмы;  

2.    степень однородности продукции;   

3.    характер использования товара;  

4. степень однородности рынка; 

5. маркетинговые стратегии конкурентов; 

6. этап ЖЦТ;

7. всё, кроме 3.


 

7. Товарно-дифференцированный маркетинг предусматривает производство товара:

а) с разными свойствами,          б) в раз­ном оформлении,             в) разного качества,

г) разного объёма;       д) в разной расфасовке,              е) всё верно.

 

8. При позиционировании фирме необходимо определить:

а) количество конкурентов,                     б) позиции конкурентов.

 

9.    Рынки можно разбить на следую­щие сегменты:

а) лица, не пользующиеся товаром,               б) бывшие пользовате­ли,

в) потенциальные пользователи,             г) пользователи-новички,

д) регуляр­ные пользователи,           е) всё, кроме г,          ё) всё перечисленное.

 

10.    Рынки разбивают по группам потребителей товара:

а) слабых,    +б) умеренных,   в) потенциальных,  г) активных,    д) всё верно.

 

11.    По степени приверженности по­купателей к товару разделяют на группы:

а) безоговорочные при­верженцы,           б) привередливые,               в) терпимые,

г) непостоянные приверженцы,                 д) «странники».

 

12.    В соответствии с целевой концепцией пред­приятие:

а) производит разграничение между сегментами рынка,

б) выби­рает из сегментов рынка один или несколько сегментов,               в) и то, и другое.

 

13.    Целевой маркетинг требует про­ведения мероприятий:

а) сегментирование рынка;                б) выбор охвата рынка;

в) позиционирование товара на рынке;           г) выбор целевых сегментов рынка,

д) всё перечисленное.

 

14.    При психографическом сегментировании покупателей разделяют на группы в зависимо­сти от:

а) принадлежности к общественному классу,             б) возраста,            в) образа жизни,

г) характеристик личности,            д) всё верно.

 

15.    С учетом позиций, занимаемых конкурентами, фирма выбирает:

а) выпустить товар, сходный с товаром одного из конкурентов,

б) начать борьбу за долю рынка,                         в) и то, и другое.

 

16.    При ограниченности ресурсов рацио­нально использовать стратегию маркетинга:

а) концентрированного;                 б) массового,        в) дифференцированного.

 

17.    При массовом маркетинге фирма занимается:

а) массовым производством,                    б) выбором рынка,

в) распределением и стимулированием сбыта.

 

18.    Безоговорочные приверженцы — это потребители, которые покупают товар:

а)  на одном и том же рынке,         б) одной и той же марки.

 

19.    Сегментирование  рынка — разбивка рынка на четкие группы:

а) покупателей,            б) производителей и потребителей.

 

20.    К способам сег­ментирования рынка относят:

а) выбор охвата рынка;                б) выбор сегмента рынка,

в) позиционирование товара на рынке,                г) выбор целевых сегментов рынка,

д)  степень однородности продукции,               е) этап жизненного цикла товара,

ё) степень однородности рынка,                  ж) маркетинговые стратегии конкурентов,

з) всё верно,            и) всё, кроме б.

 

21.    Терпимые приверженцы — это потребители, которые привержены к двум-трем:

а) товарам,               б) товарным маркам.

 

22.    Позиционирование  товара на рынке:

а) обеспечение конкурентного положения товара на рынке;

б) разработка комплекса маркетинга;

в) оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

 

23.    Непостоянные приверженцы — это потребители, переносящие свои предпочтения:

а) с одного товара на другой,           б) с одной товарной марки на другую.

24.    При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать стратегию маркетинга:

а)  недифференцированного,     б) концентрированного;        в) и то, и другое.

 

25.    «Странники» — это потребители:

а) проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров,

б) не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров.

 

26.    Выбор  целевых сегментов рынка — это:

а) оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами,

б) обеспечение конкурентного положения товара на рынке и разработка комплекса марке­тинга.

 

27.    Если у покупателей одинаковые вкусы используют стратегию маркетинга:

а) дифференцированного;               б) недифференцированного,   в) массового.

 

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

б,в,д

б

е

д

а,в,д

7

а,б,в,д

б

ё

а,б,г

а,в,г,д

в

а,г

а,в,г

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

 

в

а

а,в

б

а

и

б

а,б

б

в

б

а

б

 

4 Комплект оценочных средств промежуточного контроля

 

Проверяемые результаты обучения: 31-37; У1- У6; ОК1- ОК9; ПК1.1, ПК1.2, ПК1.6 - ПК1.10, ПК2.6

 

Перечень вопросов дифференцированного зачета

1.    Понятийный аппарат и терминология маркетинга.

2.    История и генезис маркетинга.

3.    Сущность маркетинга и его роль в экономике.

4.    Цели предприятия и маркетинговая деятельность

5.    Принципы и задачи маркетинга. Функции маркетинга.

6.    Виды маркетинга.

7.    Маркетинг взаимодействия.

8.    Типы маркетинга в зависимости от характера существующего спроса. 

9.    Формы маркетинга.

10.    Закономерности маркетинга.

11.    Принципы организации маркетинговой деятельности предприятия.

12.    Функции маркетинга. Комплекс маркетинга предприятия.

13.    Маркетинг-менеджмент.

14.    Микросреда предприятия.

15.    Понятие маркетинговой информационной системы.

16.    Значение информации для маркетинга.

17.    Полезность маркетинговой информации.

18.    Источники и носители маркетинговой информации.

19.    Виды маркетинговой информации.

20.    Система внутренней и внешней информации.

21.    Информационное обеспечение маркетинговых решений.

22.    Система маркетинговых исследований.

23.    Комплексное изучение рынка как основа разработки маркетинговой политики.

24.    Постановка задачи и определение целей исследования, разработка плана исследова­ния.

25.    Концепции маркетинга.

26.    Комплекс маркетинга (маркетинг-микс).

27.    Характеристика маркетингового инструментария.

28.    Схема взаимосвязи маркетинг-микс  с процессом планирования маркетинга. Маркетин­говый инструментарий.

29.    Синергетический эффект маркетингового инструментария.

30.    Модели маркетинга.

31.    Товарная политика.

32.    Потребительская ценность товара.

33.    Жизненный цикл товара.

34.    Классификация товаров.

35.    Инновационная политика в системе маркетинга.

36.    Товарный ассортимент, его характеристики.

37.    Задачи оптимизации номенклатуры производимой продукции.

38.    Диверсификация продукции.

39.    Разработка товарных марок.

40.    Роль упаковки в товарной политике.

41.    Ценовая политика предприятия.

42.    Ценовая стратегия фирмы и её типы, выработка основных направления ценовой поли­тики, определение уровня цен, прибыли и рентабельности.

43.    Чувствительность потребителя к цене.

44.    Анализ издержек, анализ конкурентов

45.    Формирование принципов ценообразования.

46.    Основные принципы формирования правильного пред­ставления о поведении потребите­лей.

47.    Основные группы потребностей в маркетинге.

48.    Основные личностные, культурные, социальные и психологические факторы, определя­ющие оценки и поведение потребителей.

49.    Покупательские роли и типы покупательского поведения при при­нятии потребителем решения о приобретении то­вара.

50.    Процесс моделирования поведения конечного потребителя в маркетинге.

51.    Понятия «конкуренция», «конкурентная борьба», «методы конкурентной борьбы», «конкурентное преимущество», «изучение конкурентов».

52.    Составляющие концепции М.Портера.

53.    Характеристика конкурентных позиций.

54.    Сегментация рынка, понятие и критерии.

55.    Стратегии охвата рынка и выбор целевых сегментов.

56.    Сегментирование рынка промышленных товаров, сегментирование рынка продоволь­ственных товаров.

57.    Стратегии выбора целевых рынков.

58.    Факторы, влияющие на выбор целевых рынков.

59.    Позиционирование.

60.    Ключевые компетенции и потребительская ценность как основы позиционирования.

61.    Оценка эффективности позиционирования.

62.    Взаимосвязь стратегий выбора целевых рынков и позиционирования.

 

 

 

 

 

5. Методические материалы, определяющие процедуру

оценивания

 

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные по дисциплине «Основы маркетинга», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: текущий, промежуточный контроль, контроль самостоятельной работы студентов.

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по всем видам работы, предусмотренным рабочей программой дисциплины, осуществляется преподавателем.

Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:

-          устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам самостоятельной работы и т.д.);

-          письменная (письменный опрос);

-          тестовая (письменное, компьютерное тестирование).

Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в журнале занятий с соблюдением требований по его ведению.

Промежуточная аттестация – это элемент образовательного процесса, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков обучающихся, согласно рабочей программе дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины, проводится в форме дифференцированного зачета – итогового тестирования. Эта форма предполагает проверку учебных достижений обучающихся по всей программе дисциплины, цель - оценить знания и умения, характеризующие степень сформированности общих и профессиональных компетенций.

 

Формы и методы оценивания

Тип (вид) задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тесты

Знание сущности, функций маркетинга и направления его использования в условиях рыночной экономики, роли маркетинга в управлении фирмой

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных ответов

2

Устные ответы

Знание основ маркетинговых программ, исследований

Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям

3

Письменные ответы

Знание основных понятий, принципов и методов маркетинга.

«Отлично», если студент:

-     полно раскрыл содержание мате­ри­ала в объеме, предусмотренном про­граммой;

-     показал умение иллюстрировать тео­ретические положения конкрет­ными примерами;

-     отвечал самостоятельно без наводя­щих вопросов преподавателя.

 «Хорошо», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из не­достатков

 «Удовлетворительно» ставится в сле­дующих случаях:

-     неполно или непоследовательно рас­крыто содержание материала, но пока­зано общее понимание вопроса и про­демонстрированы умения, доста­точные для дальнейшего усвоения программ­ного материала;

-     имелись затруднения или допу­щены ошибки в определении поня­тий, ис­пользовании терминологии, исправ­ленные после нескольких на­водящих вопросов преподавателя

 «Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

-     не раскрыто основное содержание учебного материала;

-     обнаружено незнание или непонима­ние учеником большей или наиболее важной части учебного ма­териала

4

Практические работы

Умения самостоятельно выполнять практические задания, сформированность компетенций.

Выполнение практически всей работы не менее 80%.

- «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, точные определения ключевых понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

-  «хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

- «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке правил или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

-  «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не выполнил работу.

5

 Самостоятельная работа

Самостоятельная  работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов

 

«5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта

«4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании

«3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки

«2» - полностью отсутствует задание

 

Критерии оценки дифференцированного зачета

 

Дифференцированный зачет проводится в форме итогового тестирования. Итоговый тест предусматривает выполнение 75 заданий, которые включают в себя весь материал, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков студентов, согласно рабочей программе дисциплины.

В результате работы должны соответствовать следующим требованиям.

«отлично» - 75-70  правильных ответов

«хорошо» - 69 - 55 правильных ответов

«удовлетворительно» - 54 – 40 правильных ответов

«неудовлетворительно» - 39 и менее правильных ответов

 

6. Перечень материалов, оборудования и информационныхисточни­ков, используемых для  текущей и промежуточнойаттестации

 

6.1. Материально-техническое обеспече­ние

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета соци­ально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисци­плине «Основы маркетинга».

Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.

 

6.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол­нитель­ной литературы

Основные источники:

Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник для  СПО. – М.: Академия, 2016 /электронный ресурс/

Дополнительная литература

Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто- вопросов- сто ответов о том, как эффективно действовать  на внешнем рынке). – 2-е издание переработанное и допол. – М.: Международные отношения, 2011 – 416 с.

Интернет-ресурсы

http://www.sostav.ru/ - Информационный ресурс «Состав.Ру»: реклама, маркетинг, PR

http://www.russbrand.ru/ - Русский бренд: электронный журнал


 

Скачано с www.znanio.ru