Что такое дислексия?
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.
Виды дислексии (Выделены Раисой Ивановной Лалаевой)
Фонематическая - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа.
Семантическая - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений при технически правильном чтении.
Оптическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.
Мнестическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Аграмматическая - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Тактильная - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Фонематическая дислексия. Формы
Первая форма – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков.
Вторая форма – нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.
Причины
Нарушение синхронности в работе левого и правого полушария головного мозга
Гипоксическое повреждение головного мозга из-за аномалий формирования пуповины, врождённого порока сердца у плода или матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.
Токсическое поражение центральной нервной системы плода вследствие алкогольной/медикаментозной интоксикации матери, ядерной желтухи новорожденного.
Инфекционное поражение мозга ребёнка во внутриутробном периоде.
Механические повреждения мозга ребёнка во время родов.
Черепно-мозговые травмы, истощающие заболевания, различные детские инфекции.
Дефицит либо полное отсутствие речевых контактов ребёнка, недостаток внимания к развитию его речи, двуязычие в семье.
При фонематической дислексии отмечается:
1. Замены и смешения звуков при чтении, а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
4. Нарушения понимания прочитанного
5.Аграмматизм при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Направления работы
Работа по развитию фонематического восприятия:
Знакомство с изолированным звуком, связанным с каким-либо образом
Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом
Узнавание звука в слове
Определение места звука в слове
Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции
Придумывание слов на определенный звук
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.