Фонематическая дислексия

  • pptx
  • 07.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фонематическая дислексия презентация.pptx

Фонематическая дислексия

Что такое дислексия?



Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

Виды дислексии (Выделены Раисой Ивановной Лалаевой)

Фонематическая - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа.

Семантическая - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений при технически правильном чтении.

Оптическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

Мнестическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Тактильная - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Фонематическая дислексия. Формы

Первая форма – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков.
Вторая форма – нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

Причины

Нарушение синхронности в работе левого и правого полушария головного мозга
Гипоксическое повреждение головного мозга из-за аномалий формирования пуповины, врождённого порока сердца у плода или матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.
Токсическое поражение центральной нервной системы плода вследствие алкогольной/медикаментозной интоксикации матери, ядерной желтухи новорожденного.
Инфекционное поражение мозга ребёнка во внутриутробном периоде.
Механические повреждения мозга ребёнка во время родов.
Черепно-мозговые травмы, истощающие заболевания, различные детские инфекции.
Дефицит либо полное отсутствие речевых контактов ребёнка, недостаток внимания к развитию его речи, двуязычие в семье.

При фонематической дислексии отмечается:

1. Замены и смешения звуков при чтении, а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
4. Нарушения понимания прочитанного
5.Аграмматизм при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Направления работы

Работа по развитию фонематического восприятия:

Знакомство с изолированным звуком, связанным с каким-либо образом

Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом

Узнавание звука в слове

Определение места звука в слове

Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции

Придумывание слов на определенный звук

Спасибо за внимание!

Посмотрите также