Фонетическая ритмика в специальной школе
Оценка 4.6

Фонетическая ритмика в специальной школе

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—5 кл
21.05.2019
Фонетическая ритмика в специальной школе
В школе для неслышащих важное значение придаётся развитию слухо - зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного и достаточно естественного её воспроизведения. На каждом музыкально - ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетической ритмики.
доклад ритмика.docx
Фонетическая ритмика в специальной школе Фонетическая   ритмика   –   это   система   двигательных   упражнений,   в   которых различные   движения   (корпуса,   головы,   рук,   ног)   сочетаются   с   произнесением определённого   речевого   материала   (фраз,   слов,   слогов,   звуков).   Фонетическая ритмика   органически   входит   в   работу   по   формированию   произношения   и   играет существенную роль как в коррекции речи неслышащих детей, так и в развитии у них естественных движений. В   научной   литературе   доказана   связь   между   развитием   движений   и формированием   произношения.   Совокупность   движений   тела   и   речевых   органов способствует   снятию   напряжённости   и   монотонности   речи,   которые   свойственны детям   с   недостатками   слуха.   Раскованность   и   непринуждённость,   приобретаемые детьми   при   выполнении   ритмических   движений   телом,   оказывают   положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.  Формирование произносительных навыков на занятиях по фонетической ритмике осуществляется в условиях постоянного использования остаточного слуха. Все   упражнения,   содержащие   движения   и   устную   речь,   на   занятиях   по фонетической ритмики направленны на: нормализацию речевого дыхания; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.   формирование умений изменять силу и высоту голоса;     Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой.   Слитное   произнесение   слогов   в   слове   и   слов   в   предложении   или   синтагме является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как связано   с   выработкой   правильного   диафрагмального   дыхания,   которое   является основой в работе над голосом, звуками речи и т.п. Для   нормальной   речи   необходим   длительный,    экономный   выдох.   Это   условие нередко   представляет   определённую   трудность   для   многих   неслышащих   детей, поэтому   занятия   фонетической   ритмикой   начинаются   с   дыхательных   упражнений, направленных   на   формирование,   развитие   и   закрепление   диафрагмального   типа дыхания. В начале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового   дыхания   при  активном  участии  диафрагмы.  Это  беззвучные   дыхательные упражнения. Упражнения   на   развитие   диафрагмального   дыхания   формируют   навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох   носом,   после   чего   спокойно   произнести:  о___х____  илиа___х___,  выпуская воздух через рот. Затем   постепенно   фонационные   упражнения   усложняются.   На   одном   выдохе требуется произнести звук с остановкой и без:  с_с_с_с_____.  Или на одном выдохе произнести сочетания согласных: кс___, ф__с__ш__. Дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, туловища, головы.  По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое   дыхание,   которое   в   свою   очередь   обеспечивает   нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слогосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения. Двигательные   упражнения   положительно   влияют   на   развитие   чувства   ритма   и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.  Упражнения,   которые   применяются   при   работе   над   речевым   дыханием   и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков   и   слогов,   а   также   естественные   жесты,   связанные   с   выражением   смеха, отрицания и т.п. На   занятиях   фонетической   ритмикой   обязательно   использование звукоусиливающей аппаратуры. Инструкции,   которые   даются   учителем   в   ходе   занятия,   а   также   весь   речевой материал предъявляется слухо­зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На музыкально – ритмических занятиях фонетической ритмике уделяется около 20 минут. Ученики выстраиваются полукругом, хорошо видя учителя. Дети стоят, сидят   или   двигаются   по   кругу,   неоднократно     повторяя   речевой   материал   и сопровождая речь движениями, соответствующими по напряжённости, силе, темпу, длительности, направленности характеру произнесения данных элементов речи (слов, словосочетаний, фраз, звуков и их сочетаний, элементов интонации). На занятиях речевой материал произносится учащимися сопряжённо с учителем, отражённо и самостоятельно, с движениями и обязательно, в заключении работы над данным материалом, без движений.  На   слух   предлагается   большой   материал   по   различению,   восприятию   и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации. Речевой   материал   должен   быть   доступен   в   лексическом   отношении,   отвечать фонетическим задачам занятия.

Фонетическая ритмика в специальной школе

Фонетическая ритмика в специальной школе

Фонетическая ритмика в специальной школе

Фонетическая ритмика в специальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019