В школе для неслышащих важное значение придаётся развитию слухо - зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного и достаточно естественного её воспроизведения. На каждом музыкально - ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетической ритмики.
доклад ритмика.docx
Фонетическая ритмика в специальной школе
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением
определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая
ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет
существенную роль как в коррекции речи неслышащих детей, так и в развитии у них
естественных движений.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и
формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов
способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны
детям с недостатками слуха. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые
детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное
влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Формирование произносительных навыков на занятиях по фонетической ритмике
осуществляется в условиях постоянного использования остаточного слуха.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по
фонетической ритмики направленны на:
нормализацию речевого дыхания;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
формирование умений изменять силу и высоту голоса;
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между
собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме
является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как
связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является
основой в работе над голосом, звуками речи и т.п.
Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие
нередко представляет определённую трудность для многих неслышащих детей,
поэтому занятия фонетической ритмикой начинаются с дыхательных упражнений,
направленных на формирование, развитие и закрепление диафрагмального типа
дыхания.
В начале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и
носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные
упражнения.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык
фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в
фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например,
вдох носом, после чего спокойно произнести: о___х____ илиа___х___, выпуская
воздух через рот. Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе
требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с_____. Или на одном выдохе
произнести сочетания согласных: кс___, ф__с__ш__.
Дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, туловища, головы.
По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное
речевое дыхание,
которое в свою очередь обеспечивает нормальное
голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков
начинается работа над силой и высотой голоса.
В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается
речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов,
слогосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения.
Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и
темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия.
Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых
и резких.
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и
слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят
естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании
звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха,
отрицания и т.п.
На
занятиях фонетической ритмикой обязательно использование
звукоусиливающей аппаратуры.
Инструкции, которые даются учителем в ходе занятия, а также весь речевой
материал предъявляется слухозрительно. Но наряду с этим используется и только
слуховое восприятие.
На музыкально – ритмических занятиях фонетической ритмике уделяется около
20 минут. Ученики выстраиваются полукругом, хорошо видя учителя. Дети стоят,
сидят или двигаются по кругу, неоднократно повторяя речевой материал и
сопровождая речь движениями, соответствующими по напряжённости, силе, темпу,
длительности, направленности характеру произнесения данных элементов речи (слов,
словосочетаний, фраз, звуков и их сочетаний, элементов интонации).
На занятиях речевой материал произносится учащимися сопряжённо с учителем,
отражённо и самостоятельно, с движениями и обязательно, в заключении работы над
данным материалом, без движений.
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и
воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении, отвечать
фонетическим задачам занятия.
Фонетическая ритмика в специальной школе
Фонетическая ритмика в специальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.