Особенности организации обучения детей с аутизмом
Оценка 5

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
дефектология
1 кл—5 кл
05.08.2018
Особенности организации обучения детей с аутизмом
Рекомендации по работе с аутичными детьми. Занятия, игровые упражнения, методы и подходы в обучении. Организация занятий, установление контакта с педагогом, построение занятия, основные этапы работы при коррекции речи у аутичных детей, примеры упражнений и занятий с детьми, цели и задачи работы над речью.рекомендации по работе с детьми аутистами
Особенности организации обучения детей с аутизмом.docx
МБОУ Шалоболинская СОШ №18       Учитель – логопед Серебрякова Галина Павловна Особенности организации обучения детей с аутизмом Само по себе обучение ребенка – задача не из легких. А если к тому же  ребенок страдает аутизмом, то это еще больше затрудняет задачу. И только  правильная организация учебного процесса и терпение помогут справиться с  поставленной задачей, как учителю, так и родителю. Вот несколько стратегий  обучения детей­аутистов, которые при правильном применении могут  оказаться эффективными в обучении ребенка­аутиста.  Обучение ребенка, у которого диагностируют аутизм, должно проходить в  позитивной атмосфере,  с акцентом на положительную мотивацию,  ребенка  необходимо хвалить  даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных   сторонах ученика.  Монотонные и скучные моменты в обучении нужно  разнообразить. Избыточная фиксация внимания на какие­то объекты должна  быть использована с пользой для обучения.  Например, ребенку,  страдающему аутизмом, нравятся машины. Это можно использовать и во  время прогулки на примере машин научить  счету, выучить цвета и формы.   Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах.  Такого ребенка  легко будет научить бытовым навыкам, если их  схематизировать. Например, разбить процесс чистки зубов на несколько  действий.  Так можно обучить малышей больных аутизмом трудовым  навыкам.  Серьезной проблемой часто становится закрепление знаний. В  школе ребенок может отлично справляться с поставленным заданием, а дома  забыть про все, чему научился.    Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры они постоянно изучают и исследуют мир, перерабатывая  поступающую к ним информацию и получая, таким образом, новые знания о  мире. Обычный ребенок живо откликается на все новое: ему интересно  учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных  ситуациях.        Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими  детьми и педагогу, при их организации, следует учитывать ряд  правил.   Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и  посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки,  которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед  глазами у ребенка: уберите их в коробку или в сумку, чтобы ребенок их не видел. Некоторых детей способны отвлечь не только игрушки, даже  орнамент на обоях, поэтому обои стены должны быть однотонными подобрать удобные, подходящие по росту стол и стул, стол  расположить так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, и наоборот,  выделялись предметы, на которые вам хотелось бы обратить его  внимание.  уделить внимание позе ребенка во время занятия. Ребенок, сидящий в  неудобной или неустойчивой позе, не может сосредоточиться на  занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержать равновесие.  Во время организации занятия необходимо продумать освещение, когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы  ваше лицо было хорошо освещено,  не следует находиться спиной к  окну или к лампе.  Садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами  зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.   Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на  корточки, не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться,  чтобы посмотреть на вас. Сделайте свое лицо «интересным» для  ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное  лицо не привлекает взгляда. Установление контакта с педагогом являются залогом результативности  обучения и возможно при выполнении следующих рекомендаций:  Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используйте сложных     конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так,  чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы  ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи».  Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?»  скажите просто: «Положи кубик сюда».  Речь педагога должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то  же время чуть­чуть выходить за них. Например, если ребенок  разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и  побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере  развития возможностей ребенка.  Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом.  Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание.  Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.  Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонация, выражали  то же, что и слова. Общение включает в себя понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для  понимания сообщения в целом. Ребенок не может понять смешанное  сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на  лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок  научится понимать и неоднозначные сообщения.)  Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание»  ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что  коммуникация всегда действенна.  Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова.  Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед  речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать  ребенок. Например, если он говорит: «Пепене», отвечайте: «Да,  печенье».            Организуя занятия необходимо учитывать     принципы  структурированного обучения:   Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом   Занятие строить исходя из интересов  подтверждается последующими действиями)  Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении, что требует   строгости в действиях взрослого. Это помогает структурировать  деятельность ребенка.  От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых  ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями  многократное повторение, не только на занятиях, но и в бытовых  ситуациях, игре способствует выработке и закреплению необходимого  навыка или знания  В связи со склонностью детей с аутизмом к конкретному типу  мышления и восприятию окружающего мира, им сложно  манипулировать абстрактными образами, в связи, с чем в работе  используется принцип наглядности в обучении с последующим  переносом зрительного образа (восприятия) в словесную форму  (слуховое восприятие) Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно­развивающие занятия  должны быть достаточно интенсивны и продолжительны.       Коррекционная  работа с любым ребенком, а с аутичным ­ тем более, будет более успешной,  если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром,  невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником,  педагогом воспитателем  и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.               Начиная коррекционную работу, необходимо определить ведущее  направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия;  воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от  потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую  очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом ­ снизить уровень  тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного  контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной  психологической атмосферы на занятии. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем  добиться усвоения учебного материала.  Основные этапы работы при коррекции речи у аутичных детей. Адаптационный период работы (установление первичного контакта). Работа над указательным жестом, «да», «нет». Работа над артикуляцией, логопедический массаж. Работа над речевым дыханием. Развитие слухового восприятия. Обучение чтению. Развитие понимания речи. Понимания инструкций. Развитие активного словаря. Формирование грамматического строя речи. Формирование простой фразы. Диалог. Формирование графических навыков. Формирование понятий: одинаковый, разный, цвет, форма, размер,  количество. Формирование пространственных представлений. Формирование временных представлений. Чтение текстов. Расширить словарный запас ребенка с аутизмом можно с помощью карточек,  которые будут прикреплены к конкретным объектам.  Детям с тяжелой  формой аутизма дают слова из пластиковых букв в руки, чтобы их можно  было пощупать. Такие слова должны быть однозначными, например, береза,  автобус, лето.  Слова, значения которых меняются соответственно контексту,  сложнее истолковать таким образом. Например, сложными будут слова:  узкий, маленький, длинный и прочие.    Усвоение грамматических форм и категорий подготавливается развитием  пассивного и активного словаря, а так же слухового восприятия. На этой базе  дети подходят к пониманию значений измененных форм слова и к выделению  звуковых и морфологических элементов слова, образующих новую форму.  Активную речь формируем постепенно, на основе понимания слышимой речи.  Учим разговорной речи по поводу знакомых событий, подводим к несложным  описаниям предмета, явления и события. Краткий ответ является  элементарной формой устной речи, подводящей к простому диалогу. Этому  предшествует называние демонстрируемых предметов и действий,  составление простых нераспространенных и распространенных предложений  по картинке, по наглядному действию, повторение различных рифмованных  текстов.  Поэтому при  работе по развитию лексико­грамматической стороны речи   необходимо включать следующие направления:  обогащение предметного и глагольного словаря;  формирование грамматического строя речи:  формирование структуры предложения; (при построении предложения  большое значение имеет опора на схемы, карточки – подбор  предложений к схеме, запись предложений под схемой,  самостоятельное придумывание предложений по схеме)  упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования;  (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение  существительного по числам, падежам, на употребление предлогов,  согласование существительного и глагола, существительного и  прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам,  числам, родам и т. д.) При организации работы над связной речь необходимо использовать   следующие задания:  пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;  пересказ по сюжетной картинке;  пересказ без опоры на картинку, по плану;  рассказ по серии сюжетных картинок;  рассказ по сюжетной картинке;  самостоятельный рассказ. У большинства детей с аутизмом в школьном возрасте распространена  фонематическая дислексия и дисграфия на почве нарушений языкового  анализа и синтеза, который предполагает анализ предложений на слова и  синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ  и синтез. При устранении дислексии и дисграфии необходимо  проводить  работу по следующим направлениям:  формирование умения определять количество, последовательность и  место слов в предложении;  развитие слогового анализа (выделение гласного звука из слога, слова,  определить количество слогов и т.п.)        О чем нужно помнить, занимаясь с ребенком навыками восприятия речи?  Во  время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, старайтесь помнить, что  именно из этого  ребенок захочет использовать, что именно потребуется ему  для общения сейчас или позже,  на логопедических занятиях можно  использовать различные игрушки для речевого развития: например  – берем  два комплекта предметов, в каждый из которых входят три идентичных  предмета трех разных размеров. Можно, например, взять кукол — маленькую, среднюю и большую и машинки — маленькую, среднюю и большую. Способ:  Положите один комплект предметов, например, кукол, на стол, расположив  их в случайном порядке. Укажите на среднюю по размеру куклу и спросите:  "Какая кукла больше этой?". Затем спросите: "Какая кукла меньше этой?". Результат положительный, если ребенок, по меньшей мере, четыре раза из  шести осуществит правильный выбор. Как учить? В начале урока положите среднюю куклу на стол и скажите: "Смотри, у меня  кукла!". Затем покажите вторую куклу: "Вот другая кукла. Эта кукла МЕНЬШЕ. А  вот эта кукла БОЛЬШЕ". Задайте вопросы, приведенные выше,  ведя малыша  к правильным ответам.  Если такой подход окажется  неэффективным, попробуйте помочь ребенку,  поставив с двух сторон на стол большую и маленькую коробки или положив  картонные кружочки — большой и маленький. Их размеры должны быть  соизмеримы с размерами выбранных вами предметов. Укажите на средний  предмет (куколку) и скажите: "Положи куколку, которая БОЛЬШЕ этой, в  большую коробку!". Повторите ту же процедуру с меньшей куклой. Как  только ребенок успешно пройдет этот этап, исключите из работы коробочки и кружки.        У большинства детей с аутизмом нарушены общая и мелкая моторики. В  логопедической работе используются игры и упражнения на развитие общей  моторики,  Например: 1.  Ножками затопали, Зашагали по полу. Наклонились, сели, Потом встать сумели. (соответствующие движения) 2. Мы — листики осенние, (руки вверх, покачиваться влево­вправо) На веточках сидели, (присесть, взмахивая руками) Дунул ветерок — (резко встать, разведя руки) И мы полетели (взмахи руками) И на землю сели. (медленно присесть)                  Упражнения для совершенствования ручной моторики:  Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу,  затем по памяти и произвольно. Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок,  чашечек, кубиков. Складывание из палочек геометрических фигур, букв. Обведение контуров предметных изображений. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами. Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование. Работа с мозаикой. Пальчиковые игры с речевым сопровождением. У всех детей с РДА нарушено произношение одной или нескольких групп  согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции  звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических  движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на  развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус  лицевых мышц, мимика лица невыразительная. Примерные упражнения: Закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого  глаза, оскаливание зубов, надувание щек и др. В дальнейшем проводилась работа над развитием движений губ, языка. Детям  предлагались артикуляционные упражнения на статическую и динамическую  координацию движений,  использование  артикуляционной гимнастики на  аппаратном средстве системы биоуправления «БОСЛАБ ЛОГО», в котором  задания предлагаются в занимательной игровой форме, а так же  артикуляционная гимнастика в форме сказок про «Весёлого Язычка».   В работе с аутичным ребенком можно использовать компьютер,  аутичные  дети с нарушением интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и  мышью, играть в развивающие игры, например «Мой дом»,  «Найди предмет»,  игры на формирование лексико ­ грамматического строя речи и др. Трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с  помощью программы Word. Здесь ребенок учится печатать, проверять  орфографические ошибки. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком, страдающим аутизмом. Тема: “Закрепление произношения гласных звуков”. Цели: Коррекционно – образовательные: Закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; закреплять умение  пользоваться указательным жестом. Коррекционно – развивающие: Развивать зрительное восприятие; мелкую  моторику; артикуляционную моторику; внимание. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям,  усидчивость, желание доводить начатое до конца. Социализирующие: Установление эмоционального контакта, обеспечение  стрессового контроля, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и  словесного поощрения). Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; яркая  прищепка; буквы ­ пазы (большая буква, в ней пазл с маленькой буквой);  игрушка вертолет; картинки для звукоподражаний; песок  Ход занятия. 1.Организационный момент ­ Здравствуй. Послушай,  как сегодня за окном весело поют птички,  (можно  включить фонограмму голоса птиц),  от их пения  у нас  замечательное  настроение. Вот и мы с хорошим настроением будем с тобой заниматься. Ты  готов?  (ребенок занимает место перед зеркалом рядом с логопедом) 2. Артикуляционная гимнастика  1.Ребёнку предъявляются картинки с изображением бегемота, лягушки,  лошадки. ­ Вот голодный бегемот широко открыл он рот! “А” ­Улыбается,  лягушка, в гости к ней пришла  подружка! “И”. ­Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”. ­Ты лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы.”.  Закрепление указательного жеста, понимание инструкций. Закрепление указательного жеста: “ ­ Покажи лошадку. Покажи лягушку.  Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки? 2.Упражнение для языка. Как часы, заладим в такт: ­ Тик­так! Тик­так! Разговариваем так: ­ Тик­так! Тик­так! (Для движений языка влево и вправо, на уголки губ  нанести немного шоколада или варенья). Во дворе стоят качели. Вы качались? В самом деле? Ну­ка, заинька, садись: Вверх­вниз, вверх­вниз!  (Тоже для движений языка вверх и вниз. Только  лакомство нанести над верхней и нижней губой).  3. Пальчиковая гимнастика  Посмотри, какая у нас есть яркая прищепочка. Сейчас она поиграет с твоими  пальчиками. Педагог на каждый пальчик ребёнка слегка надавливает, произнося звуки “А,  О, У, И, Э” сначала на левой, затем на правой руке.  4. Развитие зрительного восприятия (игра с вкладышами) или на полу разложены большие гласные буквы.  На столе   ­ Давай найдём для каждой буквы свой домик. (Педагог предъявляет по одной маленькой букве вкладышу ребенку) ­ показывает букву ­ Найди  такую”.Обязательно похвалить ребенка за правильно найденную букву) 5. Работа над модуляцией голоса. Сейчас он летит тихо “У”, а теперь громко “У”! Скажи тихо (педагог  показывает картинку “тихо”), а теперь громко (меняет картинку на “громко”). ­ “Посмотри, к нам летит вертолет!  “ ­ Девочка плачет тихо “О”, а теперь громко “О!”. (картинки меняются) 6. Слитное произношение гласных в звукоподражания: Картинка: “ Девочка в лесу заблудилась”. ­ Скажи, как она зовёт? Ау.  Повтори”. Затем показываем поочерёдно другие картинки: “Ослик” (ИА),  “Плачет малыш” (УА). ­Покажи, пожалуйста, кто говорит так ИА, УА  7.  Выкладывание букв  из палочек,  можно рисовать на песке,  выкладывать из тесемки проговаривая букву. 8. Итог занятия. Ребёнку предлагается поощрение в конце занятия. “ ­ Ты хорошо занимался, молодец! Какую конфету хочешь, красную или  зелёную? Покажи. Проси. Молодец!”

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом

Особенности организации обучения детей с аутизмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018