Развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста включает несколько этапов:
1. Оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности. Предполагает развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т. д.), общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1
2. Формирование слухового гнозиса. Опирается на узнавание неречевых звуков окружающего мира (бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувства ритма). 1
3. Формирование фонематических процессов. Включает три этапа:
o Восприятие звуков. Цель — научить детей откликаться на предъявляемый звук движением, жестом, карточкой, картинкой. 1
o Восприятие и воспроизведение звуков. Цель — формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения, выделение звука на слух и его произнесение. 1
o Восприятие, воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи. Цель — формирование звукобуквенных связей, выделение звука на слух, его произнесение, обозначение. 1
К пяти годам фонематические процессы у детей совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. 24
Основная задача старшего дошкольника — подведение его к осознанию звукового строения слова, то есть формирование навыка фонематического анализа. 4
Для развития фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста используют различные игры, например, на определение количества звуков в слове, последовательности звуков в слове, места звука в слове, фонематический синтез и другие.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.