Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Фоновая музыка в жизни детского сада
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в
образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада
обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий
для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного
образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития
может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка
способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью
гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой
музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие
на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой,
расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному
накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития
музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение,
но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный
руководитель, воспитатель, педагогпсихолог, воспитательметодист. Использование
фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого
педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и
помогает решать многие задачи образовательновоспитательного процесса:
создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и
сохранения здоровья детей;
развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой
активности;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
переключения внимания во время изучения трудного учебного материала,
предупреждение усталости и утомления;
психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время
психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд,
конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и
пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает
внимание ребёнка на звучание музыки, её образноэмоциональное содержание, средства
выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает
фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется
воспитателем.
Литература:
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»