ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников

  • docx
  • 24.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОП гражд и патриотизм.docx

ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников

 

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С.  Михалков

 

Воспитание у детей дошкольного возраста основ гражданственности и патриотизма – задача непростая. Любовь к Большой и Малой Родине воспитывается формируется                     у детей дошкольников под влиянием окружающей обстановки.

ФОП ДО регламентирует базовые направления работы педагога по патриотическому воспитанию дошкольников:

- формирование терпимого, толерантного отношения к людям других национальностей;

- формирование и воспитание духовно-нравственного отношения детей  к семье, стране, родному краю;

- формирование у воспитанников чувств собственного достоинства.

Для эффективной реализации системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, развития их активности инициативности, познавательного интереса в данном актуальном направлении нужно организовать предметно-развивающую среду.

ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, с ее традициями, обычаями и достижениям.

ФОП ДО регламентирует и основы создания патриотического уголка:

1.    Принцип информативности – это многообразие наглядно-дидактического, предметно-практического и информационного материала.

2.    Принцип стабильности и динамичности означает, что организация такого уголка должны быть на длительный срок, с систематически вносимыми изменениями, по мере роста детей и периода обучения.

3.    Принцип открытости – это гибкость уголка, то есть педагог может добавлять нужные элементы и убирать, те, с которыми дети хорошо ознакомились.

4.    Принцип вариативности подразумевает интеграцию различных блоков по патриотическому воспитанию в одном уголке.

5.    Принцип непосредственной интеграции – использование наглядно-дидактического материала во время занятий по другим областям.

Что касается образовательных материалов по зонированию патриотического уголка, то это могу быть следующие позиции:

1.    Направление социально-нравственного воспитания (семья, близкие кажддому семейные традиции и праздники, ближайшее эмоциональное окружение, генеалогическое древо, общение со сверстниками, родной дом, детский сад).

2.    Знакомство с малой Родиной: родной город илисело, их главные улицы, специфическая природа, транспорт, архитектура, достопримечательности, символика и гимн, стихи и рассказы о родных городе или селе.

3.    Приобщение к народной культуре.

4.    Ознакомление с Родным краем (гимн России, флаг, герб), географическая карта, характерный животный и растительный мир, заповедники (при наличии), достопримечательности, знаменитые люди края, историческая специфика города, края, округа, полезные ископаемые и прочее.

5.    Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая Отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности)

С ориентацией на ФГОС ДО и ФП ДО можно выделить главные атрибуты патриотических уголков в ДОО:

- портрет президента России, губернатора округа;

- гимн - не просто как символ нашей страны, но и как музыкально-поэтическое произведение: и текст на стене, и музыкальная версия для прослушивания

- герб -  Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

- флаг России – дошкольники должны знать, что белая полоса – это чистота и мир; синяя – постоянство и вера; красная – сила и кровь, пролитая в разные времена в борьбе за нашу Родину.

В данной статье мы подробно остановимся на главной задаче работы в младшем дошкольном возрасте – это ознакомление с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город), формируются первоначальные представления о родном крае, его живой и неживой природе.

Уголок по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников содержит следующие разделы:

·                взрослые люди – род, профессия, профессиональные действия, внешний облик: наглядность, тематические папки, наглядно-дидактические игры;

·                семья – подбор тематических папок «Наши мамы», «Наши папы», «Моя семья», рисунки, показывающие взаимоотношения членов семьи – совместные действия и отдых, забота друг о друге;

·                твой дом – ребенок приносит фотографии, рисунки различных архитектурных строений, разных по величине, внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, назначению;

·                наглядный материал для ознакомления детей с «малой родиной» (ДОУ, близлежащими к нему улицами, в целом с родным городом): фотоматериалы, открытки, альбомы, макеты и группы, и детского сада, и улиц либо микрорайона, где находится детский сад.

·                наглядно-дидактический материал и оборудование по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской и народной культуры: предметы старины, национальные игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.

  • детская художественная народная литература, фольклор.

·       материал для знакомства с защитниками Отечества – наглядность, макеты, художественная литература, мультимедиа презентации, наборы военной техники; атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и прочее.

Таким образом, лишь систематическая работа педагогов ДОО, конечно же, совместно с  родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды будет воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданское сознание, толерантное отношение к другим нациям.


 

Скачано с www.znanio.ru