«Формирование адекватной самооценки у детей
в продуктивной деятельности»
Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я – хороший». Однако, нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: «Я не умею», «Я не хочу», Я не знаю как». Или, наоборот, детей, не принимающих замечаний в свой адрес, преувеличивающих свои возможности и достоинства.
Это, как правило, дети с несформированными сферами: волевой (самоконтроль, саморегуляция, самостоятельность), произвольной (умение доводить начатое дело до конца, целенаправленность, самокритичность) и личностной (самосознание). Что в свою очередь влияет на формирование самооценки, которая может быть адекватной, т.е. соответствующей реальным достижениям, проявлениям или неадекватной – завышенной или заниженной.
При завышенной самооценке у ребёнка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои возможности, не принимает замечаний в свой адрес, что приводит к конфликтной ситуации.
При заниженной самооценке ребёнок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы.
Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребёнку правильное отношение к своим успехам и неудачам (начало самокритичности), спокойное восприятие замечаний, сохраняет уверенность в себе.
Известно, что детям дошкольного возраста свойственна в основном завышенная самооценка. Но уже старшие дошкольники начинают осознавать особенности своих поступков по мере усвоения общепринятых норм и правил, использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.
Одним из главных факторов формирования адекватной самооценки у детей являются оценочные воздействия педагога. Они включают в себя эмоциональный и познавательный элементы, поэтому не только направляют внимание ребёнка на хорошие и плохие стороны его поступков, но и вызывают соответствующий эмоциональный отклик, побуждают к саморегуляции поведения, к стремлению соответствовать положительным оценкам. Следует подчеркнуть, что отрицательная оценка взрослым действий или результатов деятельности ребёнка воспринимается им как отрицательная оценка его самого, вызывает спад в эмоциональном состоянии, не способствует установлению доверительных отношений с педагогом. Поэтому необходимо избегать прямых отрицательных оценок. Например, увидев ошибку в действиях ребёнка, недостаточно только указать на неё или показать, как её исправить. Необходимо обсудить причину появления ошибки, способы её исправления. Иначе дошкольник либо, оставит работу незаконченной, и будет ждать дальнейшей помощи взрослого, либо начнёт копировать действия соседа. К такому же результату нередко приводит используемые педагогом неопределённые оценки типа «невнимательный», «не получилось» и т.д. Доброжелательность, заинтересованность взрослого, разумная требовательность оказывают существенное влияние на развитие у ребёнка адекватной самооценки.
Формирование адекватной самооценки необходимо связывать с обучением детей навыку самоконтроля, который помогает обнаруживать ошибки при выполнении заданий на основе сравнения результата работы с предъявленными условиями. В качестве приёма, позволяющего детям понять значение самооценки и самоконтроля, используется слуховой диктант или «Графический диктант». Дети выкладывают узор из палочек по указанию педагога. В старшем подготовительном к школе возрасте проводят эту работу в тетрадях. Дети рисуют по клеточкам узоры. Причём, по мере усвоения этой работы детьми, после диктанта можно предложить продолжить рисунок самостоятельно. Здесь уже будет оцениваться и диктант, и самостоятельная работа.
По окончании диктанта педагог вывешивает образец и предлагает детям оценить свою работу, например, кружками. «Задание: «Если вы считаете, что узор выложен правильно, положите рядом с ним 3 кружка. Если увидели у себя ошибки, положите 2 кружка. Если вам не удалось правильно выложить задание – 1 кружок.» Педагог проверяет, на сколько объективны были самооценки детей. Затем разъясняет, что результат своей работы надо оценивать, сравнивая его с указаниями взрослого. «Чтобы найти ошибки, надо сравнивать моё задание с тем, что у вас получилось. Я буду рисовать на доске узор, а вы проверяйте, так ли вы его выложили». Осуществляется самоконтроль.
Затем педагог подводит итоги, не подчёркивая, кто из детей какие ошибки допустил. «Теперь вы поняли: надо быть внимательными, чтобы выполнить задание правильно, и проверять себя, чтобы не допустить возможные ошибки». Умение обнаруживать свои ошибки – важное умение. Оно позволяет увидеть, чему ещё надо научиться, в чём поупражняться. «Ошибку можно исправить, и тогда в следующий раз вы её уже не допустите».
Занятие, на котором ставится задача формирования навыков самоконтроля и самооценки, проводится примерно один раз в неделю. Причём необходимо подбирать такие задания, в которых имеются определённые требования к результату и, которые не тормозят замыслы детей. Например, детям предлагается рисование с натуры пирамидки из 7 колец разного цвета. Ставится задача – рассмотреть пирамидку, запомнить, сколько у неё колец, какого они цвета и как расположены. Затем пирамидку убирают.
Такое задание содержит три требования к результату:
· Изображённых колец должно быть 7.
· Кольца нужно располагать последовательно – от нижнего, самого большого, до верхнего, самого маленького.
· При раскрашивании колец нельзя заходить за контур.
По окончании работы детям предлагается оценить результат, сравнивая его с требованиями, а затем с натурой. Пирамида вновь выставляется на стол.
Чтобы задание не имело форму обучения, детям предлагается нарисовать пирамидку по своему желанию, самим определить задание (количество колец, их цвет, расположение) и даже заменить кольца шариками, кубиками и т.д. затем выполненное задание нужно оценить с помощью кружков. В заключение целесообразно вывесить все работы, положительно оценить замыслы детей, а также попросить проанализировать допущенные ошибки.
Время, отведённое на занятиях для подробного разъяснения способов самоконтроля и доказательства значимости самооценки при овладении знаниями и умениями, постепенно сокращается.
В течение учебного года самооценка у детей, несомненно, станет более адекватной, что определяется по трём показателям:
· Объективная оценка результатов своей работы. (Соответствие числа кружков результату).
· Понимание значимости самооценки в формировании умений для получения результата, соответствующего заданию. (В индивидуальных беседах, например, при ответе ребёнка на вопрос «Как ты думаешь, пригодятся ли тебе эти умения в школе?»).
· Знание приёмов сопоставления результатов с заданием и связь самооценки с самоконтролем. (Ответ на вопрос «Как ты оцениваешь свою работу?»).
Таким образом, формирование адекватной самооценки у старших дошкольников в продуктивной деятельности предполагает использование рада приёмов:
1. Обучение способам самооценки путём сопоставления полученных результатов деятельности с заданием.
2. Разъяснения значимости самооценки и её связи с самоконтролем на основе рассматривания образцов.
3. Тщательный анализ вместе с ребёнком результатов его работы, выслушивание его объяснений, коррекция ошибочных суждений.
4. Формирование критического отношения к своей работе, понимание возможности допущения ошибок в процессе обучения.
5. Разъяснение причин возникновения ошибок и способов их исправления.
6. Поддержка, а не осуждение детей, допустивших ошибки в предлагаемых заданиях.
При формировании адекватной самооценки необходимо учитывать и значение похвалы. Она должна быть всегда положительной. Хвалить детей необходимо не только за каждое достижение, не и за то, что они просто очень старались. Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Сравниваются достижения ребёнка с его же результатами, даже если они незначительны.
Конечно же повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его чаще за малейшие успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней и ребёнок обязательно должен знать за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы сделать это.
Для повышения самооценки хорошо проводить такие игры, как «Комплименты», «Я желаю тебе …», «Я дарю тебе …», которые помогут детям узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие в группе можно оформить стенд «Звезда недели», где раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребёнка. Каждый ребёнок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.
В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка, можно закрепить «Цветик-семицветик» или «Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка – фотография ребёнка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о достижениях ребёнка, которыми он гордится.
Но самое главное, что организация всего учебно-воспитательного процесса и условий жизни детей должны базироваться на создании благоприятного микроклимата в группе и формировании уверенности ребёнка в окружающем, что он значим и любим. Поэтому, кроме привычных зон для различных занятий, ролевых и театрализованных игр, в группе должны быть предусмотрены уголок уединения (обычно в спальной комнате) и индивидуальное, личное пространство, границы которого никто не может нарушить без разрешения его «владельца». Размер личного пространства определяется индивидуальным ковриком 1х1 м, который ребёнок может расстелить в удобном для него месте, в удобное для него время.
Список литературы
1. Мухина В. Уникальный диапазон понятия «Архетип» / В. Мухина // Развитие личности.- 2014.- № 4.- С. 163-201.
2. Курышева О.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе (текст). - О.В. Курышева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016.- №:4. – С. 99-105.
3. Пешкова Н.А. Коррекция самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи (текст) /. Н.А. Пешкова // Развитие профессионализма. – 2016. - № 2 (2). С. 99-100.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений – 3-е изд. – М.: Гуманист, 1998 – 632 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 1998 – 336 с.
6. Обухова А.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы – М.: Тривола, 1995.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.