Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»
учитель начальных классов Сагалакова О.А
«Формирование читательских интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья является повышение уровня его социализации в обществе. Усвоение принятых социальных норм и правил происходит через социализацию. Воспитание ребенка через интерес к чтению, является особенным средством. Чтение, общение с книгой, способствует успешной адаптации, так как она является источником информации.
Основная задача педагога – формирование у ребенка интереса и любви к книге. На материале художественных книг, через поступки героев идет осмысление что такое добро или зло, победа или поражение, любовь. У детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизиологических особенностей интерес к чтению сам по себе не возникает. Чтение для них трудный вид деятельности, у детей низкий интерес к чтению, нет желания знакомиться с произведением, медленный темп чтения, недопонимание прочитанного. Формирование читательских интересов имеет большое значение в системе учебно- воспитательной работы. Они расширяют представления об окружающем мире, развивают речь, обогащается словарь, воспитывается любовь к родному языку.
Чтобы помочь обучающимся с проблемами в развитии научиться читать, осознать прочитанное, нужно пробудить интерес к чтению, создать положительный фон для чтения. Особенностью таких детей является: слабая познавательная активность, бедность представлений, небогатый словарный запас, неумение сосредоточиться на выполнении заданий, повышенная утомляемость и отвлекаемость. Они больше любят слушать, чем читать. Общение с книгой для детей ОВЗ, является основой познавательных способностей, которые в дальнейшем являются частью успешного обучения.
Особенности формирования читательской грамотности:
-формирование навыка чтения (умение правильно прочитать слова, предложения, текст, понять смысл)
-формирование читательских интересов.
Средства обучения которые я использую в обучении: компьютер, учебник,мультимедийные презентации, индивидуальные карточки, картинный материал.
В процессе работы по формированию читательской грамотности обучающихся я использую различные формы, приемы и виды работ. Я использую различные организационные формы работы: групповые, индивидуальные, предусматривающие взаимопомощь. Создаю ситуацию успеха, так как это стимул развития познавательной деятельности. Обучающийся должен иметь возможность выбора, дифференцированный подход в обучении, даю 3 варианта заданий. Организую частую смену видов деятельности, так как работоспособность детей снижена.
Уделяю внимание игровому аспекту (викторины, игры со словами, кроссворды). Также в процессе развития навыка чтения провожу специальные тренировочные упражнения. Данные упражнения выполняются индивидуально, по группам, коллективно и занимают 5-7 минут « Разрезные картинки», «Найди сходство и отличие», «Какая буква спряталась в картинках».
Использую в своей работе коррекционные упражнения на развитие памяти: « Заучи 10 слов», «Что изменилось?», «Подбери другое слово».
При проведении внеклассного чтения, использую книги с яркими иллюстрациями, провожу литературные игры «Назови героя по описанию». Организую коллективное слушание сказок, рассказов. В процессе чтения, дети слушают, учатся понимать, что испытывает герои.
Оцениваю не результат и его соответствие нормам оценок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул- похвала). Наблюдая за детьми своего класса, считаю, что надо работать над повышением читательской грамотности и формированию читательских интересов обучающихся.
Все вышеперечисленные приёмы способствуют повышению интереса к чтению детей с ОВЗ, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой. Работа над пониманием художественного произведения имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы необходимые для дальнейшего развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.