«Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС»
И.В. Капустина, учитель начальных классов
МБОУ «Берёзовская СОШ», Нижнеингашский район
bersosh@yandex.ru, 8(391)-71-32-4-73
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?
Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования. Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя. Однако школьная практика обнаруживает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Помимо традиционного вопроса «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, как учить так, чтобы у детей возникали собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». [ 1].
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
[ 2, с. 2.].
В.В. Путин на съезде Российского книжного союза поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт». [ 3].
Именно поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе становится обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Я работаю в школе более тридцати лет и вижу, как много изменений произошло в системе образования, особенно в связи с введением ФГОС.
Поэтому нам учителям необходимо успевать за всеми изменениями, идти в ногу со временем.
Уже в течение нескольких лет в начальных классах проводятся контрольные работы по общеучебным умениям (работа с информацией). Результаты контрольных работ показали, что ученики хорошо умеют находить и извлекать явную информацию из прочитанного текста, но гораздо хуже находят подтекстную информацию (неявную), имеют неразвитые умения интерпретации содержания текста, испытывают особые трудности в извлечении примеров-аргументов из текста, затруднения при создании вторичных текстов, при оценке структуры и языка текста. [ 4, с.6].
Для осмысления и правильной организации работы по формированию читательской грамотности в январе 2015 года на базе Красноярского ИПК РО прошла курсовую подготовку по теме « Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.
Я расскажу о нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Начиная с первого класса, на уроках обучения грамоте, провожу пятиминутки вида:
1. Из всех букв выбери буквы «Х» и «х» и обведи их в кружок
ыУапоМРХоЦуиРПххюьТрВЧжХжхлрОНйЮтъХурмсВхжоаИ
2. Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
ХХх ххХ ХхХ хХх ХХх ХхХ ХхХ ХхХ
3. Найди среди буквенного текста спрятанные слова: уха, муха, мох и подчеркни их.
Даоррорладвджылухадрошгшгноеоарарнеонлророропавпаёрпхрпорлрлодлдлжджджорлпармккузщухдмухаававмхощшкегнгнгншддждвдлплоронгемохжд
4.Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «з» синим карандашом.
мамаррлошуморозлавопрсанкиьротзимадвлпорорлпдадларузоролпоррропрЛизаороороншрозаортонлаорждаопрпршгаоропркозадолооллдалкосылпорпрроаморозы
Такие пятиминутки можно проводить на изучение любой буквы. Они формируют умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков.
В первом классе на уроках литературного чтения использую тексты- тренажеры (в виде презентации). Подбираю тексты, состоящие из четырех-пяти предложений и к ним иллюстрации. Например, текст «Акула». Дети читают текст по предложению.
1. «Акулы- очень древние рыбы» ( на экране появляются картинки акул)
2. «Они появились на земле раньше динозавров».( картинки динозавра и акулы)
3. «У акул зубы растут в пять рядов» (картинки акул, у которых хорошо видны зубы).
4. « Эти рыбы живут в морях и океанах. «(Красочные картинки плавающих акул)
Затем читаем весь текст, (текст появляется на экране)
«Акулы- очень древние рыбы. Они появились на земле раньше
динозавров. У акул зубы растут в пять рядов. Эти рыбы живут в морях и океанах.»
После прочтения всего текста учащиеся отвечают на вопросы на понимание текста. Каждый вопрос сопровождается правильным ответом.
Вопросы:
1. О ком этот текст? ( на экране картинки динозавра, рыбы и акулы). Дети находят ответ в тексте и читают предложение. На экране появляется правильный ответ «Акулы- очень древние рыбы.» и остается только картинка акулы.
2. Где водятся акулы? ( Эти рыбы живут в морях и океанах.)
3. Почему акулу считают опасным хищником?( У акул зубы растут в пять рядов)
4. Кто появился раньше: акулы или динозавры? (Они появились на земле раньше динозавров.)
5. Что означает слово «древние»?
· Живущие сейчас
· Возникшие совсем недавно
· Возникшие в далёком прошлом
Можно предложить детям пересказать текст. После проведенной работы с пересказом справляются очень хорошо.
Такая работа с текстом - интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать ее. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности учащегося.
Мною разработано несколько текстов - тренажеров. Это:« Акула»,
« Воробей», «Галка и ворона», « Енот», « Жужелица», « Медведь»,
Барбусы», « Божья коровка», « Бабочки».
Все работы выставлены на сайте « Инфоурок».
Работа с умением находить информацию в этих текстах построена на использовании заданий первой группы читательских умений. Я пришла к выводу, что для того чтобы выполнить задания второго, третьего и четвертого уровня, учащиеся должны овладеть умениями, прежде всего первой группы.
Во 2-4 классах используя прием «Тонкие и толстые вопросы», дети учатся не только различать, но и сами составляют вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
[ 5, с.8].
Работая с текстом « Что такое снег?», дала детям задание составить к тексту разноуровневые вопросы (работали в группах). Все их вопросы распределила по уровням. Вот что получилось.
Что такое снег? ????????
Часто говорят, что снежинка – это замерзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме комочка непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжелыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твёрдом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.
1 уровень. Почему снежинки падают вниз?
Почему снег скрипит под ногами?
2 уровень. Как лед можно превратить в воду?
3 уровень. Как по-другому можно озаглавить текст?
Почему, если подуть на снежинку она тает?
4 уровень. Если ты захочешь узнать больше про снег, то какую книгу ты выберешь в библиотеке?
*Рассказ « Жизнь в ледяной пустыне»
*красная книга « Красноярского края»
*Энциклопедия « Природные явления»
Для того, чтобы научить детей вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию, использую прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается выполнить такие задания как:
· Установить последовательность событий (действий) в тексте.
· Упорядочите события по времени, месту действия, действиям главного героя.
Такие задания использую не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, математики, окружающего мира.
Русский язык. Задание вида: составьте из частей текст.
Математика. Задание: установите последовательность выполнения порядка действий в числовых выражениях.
Окружающий мир. Задание: расположите природные зоны по порядку их следования c севера на юг.
Чтобы поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему использую прием «Написание творческих работ». [ 6].
Например, на уроках русского языка детям предлагается написать продолжение текста на заданную тему. На уроках литературного чтения сочинить сказку, песенку, потешку, небылицу.
Для развития интереса использую прием инсценирования, чтение по ролям, где дети могут проявить свое актерское мастерство.
Работу над развитием читательской грамотности продолжаю и во внеурочное время. С первого класса веду курс « Чтение. Работа с текстом», автор О.Н.Кононова. При выполнении заданий ученики используют знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения, закрепляют основные знания, умения и навыки на новом нестандартном материале, систематизируют свои знания, развивают речевое внимание и внимание к деталям. При работе с текстами осуществляется системный подход к изучению языка. А также прослеживаются межпредметные связи. [ 7, с 6].
При использовании на уроках и внеурочной деятельности указанных приемов и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
За 2 года работы по теме « Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС» добилась следующих результатов:
Задания |
2 класс I полугодие |
3 класс I полугодие |
4 класс I полугодие |
1 уровень |
71 % |
90 % |
100 % |
2 уровень |
56 % |
93 % |
98 % |
3 уровень |
31 % |
46 % |
62 % |
4 уровень |
|
19 % |
41 % |
Из таблицы видно, что работа по данной теме дает положительные результаты. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Библиографический список
1. Стаховская Е.А. (2017 год) «Основные формы руководства самостоятельным чтением учащихся на уроке»
2. Семенович А.Г. «Содержание и организация методической работы с учителями начальных классов в 2016/2017 учебном году»
3. Из выступления В.В.Путина съезде Российского книжного союза ( 2015 г.)
4. Масликова Н.В. ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области», г. Оренбург « Проблема формирования читательской грамотности обучающихся как ведущего компонента образовательного прогресса и социализации обучающихся» с.6
5. Зорина О.В. « Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода» П.Полотняный Завод 2014г. Методические рекомендации ( с 8)
6. Дубровина В.А.(доклад 28.02.2018) «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
7.УМК О.Н.Крылова « Чтение. Работа с текстом» Издание двадцать второе, переработанное и дополненное. Издательство «Экзамен» 2018 год с.6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.