Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
Оценка 5

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Оценка 5
docx
03.12.2022
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
Формирование читательской грамотности на уроках окр.мира.docx

Конспект урока по окружающему миру

 

на тему: «Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.

Историческая карта»

 

Учитель высшей квалификационной категории, Иваньшина Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·      формирование представлений  об исторических картах;

·      умение различать  карту и план;

·       умение  читать историческую карты;

·      видеть  различия между географическими и историческими картами,   

·      развивать умение пользоваться условными знаками.

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга и учителя,

- устанавливать рабочие отношения;

- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности,

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·    развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

·    проявление учебно-познавательного интереса к материалу урока.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Оборудование

Компьютер, проектор, доска,

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент/приветствие

 

Организация класса, проверка готовности обучающихся, «Здравствуйте ребята,  начинаем урок окружающего мира. Занимайте свои места и проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе и пенал.»

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

 

Коммуникативные:

- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

- умение организовывать свое рабочее место;

 

2. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации 

 

 

Ребята, на прошлых уроках вы изучали понятия "географическая карта", "план местности", "масштаб". Сегодня же мы с вами начнём новую тему. Но перед тем как начать, давайте вспомним, ранее полученные нами знания и выполним тест.

Отлично, а сейчас посчитайте свои баллы и в конце урока поставим себе отметки...

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по разным эпохам, нашим спутником будет то, что вы отгадаете с помощью ребуса.

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют тест.

 

3. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вещественные источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменные источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные источники



 

 

 

 

 

 

 

4. Физминутка

 

 

 

5. Работа с тетрадями на печатной основе. 6.Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

7. Итог урока. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Домашнее задание.

Молодцы, ребята, прежде чем отправится в путешествие мы должны познакомится с понятиями "историческое время" и "историческая карта" .

Вы уже знакомились с понятием историческое время в 3 классе, кто может рассказать?

 

 

 

 

 

 

А кто знает, что такое историческая карта?

 

 

Откроем учебники и у вас на обложке есть карта, это карта того, что вы узнаете нового из этого учебника, какие темы вам придется изучить. Давайте прочитаем их.

 А теперь откроем на странице 6, рассмотрим карты  и ответим на вопросы. На ней есть условные обозначения. Кто- то может назвать их? 

Линии и цвета могут показывать границы государства; кружки и домики- города; несколько нарисованных всадников- войско; скрещенные мечи, корабли, пушки- места сражений; направление торговых путей и перемещения войск обозначают стрелками.

 Карта всегда отражает или определенный этап в развитии государства, или конкретное событие. Уметь "читать" карту важно каждому, кто приступает к изучению истории.

Ответим на некоторые вопросы, но сначала прочитаем условные обозначения, которые есть на этой карте.

О чем рассказывает эта карта?

По берегам каких рек рассекались славяне?

А теперь давайте придумаем название этой карты.

 

Переходим к следующей карте, на странице 7.

Разберем условные обозначения.

О чем можно узнать, прочитав эту карту?

Придумаем название и к этой карте.

Изучая страницы истории, мы невольно задаем вопрос: " Как ученые узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?" Об этом рассказывают находки археологов: остатки поселений, городов, старые деревянные и каменные дома, захоронения, оружие, монеты, осколки глиняной посуды, а также древние книги.

 А кто знает, кто такой археолог?

Все, что хранит память о прошлом, ученые называют историческими источниками. Историки разделили их на следующие группы: вещественные, письменные и устные.

 

Земля- прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого. Люди находят в земле различные предметы древности: черепки, посуды, наконечники стрел, каменные топоры, драгоценности. Эти находки изучает наука археология.

«Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

По вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое, подробности жизни наших предков.

Прежде чем начать археологические раскопки, производят археологическую разведку. Изучают все сохранившиеся письменные упоминания о данной местности, древние карты, осматривают местность.

В местах бывших поселений уровень почвы все время повышается. За годы накапливаются сантиметры, за столетия - метры земли.

Эти отложения археологи называют "культурным слоем". В городах, имеющих многовековую историю, таких как Новгород или Москва, культурный слой достигает 9-10 метров.

Археологи научились читать культурный слой. Давайте же и мы поучимся. Спустимся в раскоп и внимательно присмотримся к земляным стенам. Вот слой желтой глины с остатками каменной кладки -  это время основания поселения. Толстый слой темной, возделанной земли означает развитие здесь земледелие. Полоса черной золы, где встречаются и наконечники стрел, и человеческие кости, рассказывает о вторжении неприятеля, пожаре, запустении. Верхний слой без находок означает, что здесь долго никто не жил.

Показ видео и картинок...

 

Виды письменных источников различны: это летописи, хроники, грамоты, письма и записки.

Хроника- историческое описание событий в хронологическом порядке.

Одной из самых ранних форм письменных источников являются летописи.

Слово "летопись" происходит от древнерусского слова "лето"- год. Из года в год в монастырях или при дворах князей грамотными людьми велись записи о важнейших событиях в государстве. Древние тексты много раз переписывали, собирали в летописные своды, дополняли новыми рассказами. Летописи часто гибли в огне пожаров, при вражеских набегах. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени.

На Руси первой летописью считается "Повесть временных лет". Она была создана монахом Киево- Печерского монастыря Нестером.

Из "Повести" мы узнаем о расселении славян, их нравах и обычаях, о первых русских князьях, о крещении Руси, об отношении с соседями.

История в летописи часто соседствует с различными легендами.

Летописи и все остальное писали на бересте.

Береста была дешевым, доступным и распространенным материалом для письма. Буквы на бересте выдавливали заостренной палочкой из кости, металла или дерева. В Древней Руси такой инструмент для письма называли "писало". Его хранили в кожаных чехлах.

Писали также птичьими перьями. Использовали перья лебедя, вороны, утки. Более прочными считались перья гуся. Качество письма зависело от способа заточки перьев.

Первые берестяные грамоты были найдены археологами в Новгороде.

Давайте попробуем прочитать одну из таких берестяных грамот.

 

Виды устных источников: былины, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки.

Одним из видов устных исторических источников являются былины.

Слово "былина" происходит от слова "быль", то есть, то, что было на самом деле. Былины были широко распространены в устном народном творчестве Древней Руси. Они воспевали богатырей- защитников родной земли. Первые былины передавались из уст в уста и не записывались. Для лучшего запоминания они слагались в стихах.

Давайте прочитаем былины про богатыря Святогора.

 

А теперь немного отдохнем и подвигаемся. Встаем со своих мест.   

Включается видеозапись с физминуткой.

 

 

Давайте откроем наши тетради на печатной основе, но перед тем как начать работу повторим какие условные обозначения присутствуют на географической карте, а какие на исторической?

А теперь выполним задания номер 1.

Проверка задания.

Приступим к третьему заданию. Для его выполнения вам понадобятся карандаши, цветом: зеленый, желтый, синий.

Объяснение задания.

Молодцы! Давайте подведем итоги нашего урока:

1) Что же такое "историческая карта"?

2) Что относится к вещественным источникам? Письменным? Устным?

3) Что такое "культурный слой"?

4)Давайте объясним, что же значит "читать культурный слой"?

5) Какая ценная находка была сделана археологами в Новгороде?

И еще закончим предложения в тестах:

1) Сегодня на уроке я узнал(а):

2) Эти знания мне нужны для того, чтобы...

Сосчитая баллы, поставьте себе оценку.

 

 

Откроем дневники и запишем домашнее задание: в учебнике страницы 6-11(пересказ),

В тетрадях страница 5 № 4,5

Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! До свидания!

 

 

Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времен. Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса

Историческая карта- это карта по истории разных народов, государства, рассказ о событиях в прошлом.

 

 

 

 

 

 

Работа в учебнике с картами на странице 6-7

 

 

 

Где и какие племена расселены.

 

 

 

 

 

О сражение войск.

 

 

 

 

 

Это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают берестяную грамоту.

 

 

 

 

 

 

2-3 ученика читают былину всему классу.

 

 

 

Выполняют движение.

 

 

 

 

 

Выполняют задания в тетрадях на печатной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ставят себе оценку в тестах.

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Прощаются с учителем.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира

Развитие читательской грамотности на уроках окружающего мира

Основные этапы организации учебной деятельности

Основные этапы организации учебной деятельности

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Вещественные источники

Вещественные источники

Вещественные источники

Вещественные источники

Письменные источники

Письменные источники

Устные источники 4

Устные источники 4

Физминутка 5. Работа с тетрадями на печатной основе

Физминутка 5. Работа с тетрадями на печатной основе

Домашнее задание. Молодцы, ребята, прежде чем отправится в путешествие мы должны познакомится с понятиями "историческое время" и "историческая карта"

Домашнее задание. Молодцы, ребята, прежде чем отправится в путешествие мы должны познакомится с понятиями "историческое время" и "историческая карта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022