Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
pptx
12.03.2024
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Формир. чит. грам. Чистова.pptx

Формирование читательской грамотности

Формирование читательской грамотности



Формирование
читательской грамотности
Чистова Е.А.
Преподаватель русского языка и литературы
филиала ЦМШ-АИИ «Балтийский»
г. Калининграда


Чтение – вид функциональной грамотности - формирование интеллектуально-речевых умений: рецептивные: - использовать различные виды чтения; - делить текст на структурно-смысловые части; - ставить вопросы к…

Чтение – вид функциональной грамотности - формирование интеллектуально-речевых умений: рецептивные: - использовать различные виды чтения; - делить текст на структурно-смысловые части; - ставить вопросы к…

Чтение – вид функциональной грамотности - формирование интеллектуально-речевых умений:
рецептивные:
- использовать различные виды чтения;
- делить текст на структурно-смысловые части;
- ставить вопросы к тексту;
- выделять в тексте главное;
- составлять простой план текста;
- составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;
продуктивные:
- пересказывать текст с разной степенью сжатия;
- редактировать текст;
- преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
-интерпретировать текст;
- создавать собственные тексты разных типов и стилей;

Наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования функциональной (читательской) грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом

Наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования функциональной (читательской) грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом

Наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования функциональной (читательской) грамотности является
комплексная, многоуровневая работа с текстом. Причем выбор учебного текста не должен быть случайным: предпочтение следует отдавать информационно привлекательным, актуальным материалам, отражающим межпредметные связи.

Работа с текстом Выделять главную мысль текста или его частей

Работа с текстом Выделять главную мысль текста или его частей

Работа с текстом


Выделять главную мысль текста или его частей


Понимать информацию, содержащуюся в тексте


Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования


Применять информацию из текста в изменённой ситуации


Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации

Этапы работы с текстом До чтения (стадия вызова)

Этапы работы с текстом До чтения (стадия вызова)


Этапы работы с текстом


До чтения (стадия вызова)


Во время чтения (стадия осмысления)


После чтения (стадия рефлексии)

Ключевые умения работы с текстом

Ключевые умения работы с текстом



умение найти связь предложений в тексте;
умение анализировать структуру текста;
умение вычленить главную информацию в тексте;
умение работать с неявно заданной информацией;
умение проанализировать информацию или условия задачи;
умение оценивать достаточность представленной информации;
умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.


Ключевые умения работы с текстом

Уровни При диагностике умений выделяют три уровня читательской грамотности:

Уровни При диагностике умений выделяют три уровня читательской грамотности:

Уровни При диагностике умений выделяют три уровня читательской грамотности:
Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие

По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие

По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие. Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.

Возрастные нормы Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в…

Возрастные нормы Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в…

Возрастные нормы  
Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:
1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью различных. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Предложенные задания направлены на формирование всех уровней работы с текстом: задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором)…

Предложенные задания направлены на формирование всех уровней работы с текстом: задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором)…

Предложенные задания направлены на формирование всех уровней работы с текстом: задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором) и направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте;

Задания среднего уровня сложности, предполагают развернутый ответ на основе прочитанного;
Третья группа заданий – это задания высокого уровня сложности, они направлены на развитие творческих навыков обучающихся, поскольку для их выполнения необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию, использовать фоновые знания, показать умение работать с Интернет-ресурсами и т. п.

К заданиям третьей группы можно отнести, например, следующие: - умение найти связь предложений в тексте; - умение анализировать структуру текста; - умение вычленить главную информацию…

К заданиям третьей группы можно отнести, например, следующие: - умение найти связь предложений в тексте; - умение анализировать структуру текста; - умение вычленить главную информацию…

К заданиям третьей группы можно отнести, например, следующие:
- умение найти связь предложений в тексте;
- умение анализировать структуру текста;
- умение вычленить главную информацию в тексте;
- умение работать с неявно заданной информацией;
- умение проанализировать информацию условия задачи;
- умение оценивать достаточность и достоверность представленной информации;
- умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
- умение устно и письменно осмысливать полученную информацию;
- умение преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования;
- умение применять информацию из текста в изменённой ситуации.

МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ИГРОМАСТЕР

МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ИГРОМАСТЕР

МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ИГРОМАСТЕР

Сегодня компьютерные игры стали неотъемлемой частью обра-зовательного и воспитательного процесса. И у общества возникла потребность в профессионале, который бы умел правильно внедрять игры в обучающий процесс. И такая профессия появилась – за разработку специальных игр, их систематизацию и системное внедрение в обучающие программы в современных образовательных организациях отвечает игромастер. Игромастер – это педагог, владеющий не только знаниями предмета и методикой его преподавания, но и IT-специалист, умеющий моделировать игровые ситуации, подавать информацию в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучаемой аудитории.

Игромастер может владеть традиционными знаниями учителей-предметников, но обязательно должен освоить все нюансы подачи материала в интересной игровой форме

Игромастер может владеть традиционными знаниями учителей-предметников, но обязательно должен освоить все нюансы подачи материала в интересной игровой форме

Игромастер может владеть традиционными знаниями учителей-предметников, но обязательно должен освоить все нюансы подачи материала в интересной игровой форме. Чтобы создать увлекательную обучающую игру, каждый игромастер в душе должен быть ребенком, но при этом оставаться взрослой и зрелой личностью, чтобы уметь предвидеть результат, осознавать степень своей ответственности за будущее своих учеников. Благодаря играм ученики с большим интересом осваивают новые области знания и получают возможность моделировать и испытывать на себе разные ситуации. Это помогает определиться с профессиональными склонностями и интересами. Игры, позволяющие создавать сложные структуры, помогают развитию креативности, а кооперативные, социальные и бизнес-игры способствуют коллективному решению задач и развитию эмоционального интеллекта.

Помимо традиционной работы в школе свои знания и умения игроучитель может применить • в разработке обучающих и развивающих игр; • в сфере развлечений; • в…

Помимо традиционной работы в школе свои знания и умения игроучитель может применить • в разработке обучающих и развивающих игр; • в сфере развлечений; • в…

Помимо традиционной работы в школе свои знания и умения игроучитель может применить
• в разработке обучающих и развивающих игр;
• в сфере развлечений;
• в профессии художника-мультипликатора.

Так же, как и профессия педагога, работа игромастера требует непрерывного общения с детьми, постоянного эмоционального напряжения, что может быть причиной стрессов, нервного переутомления. Специфика работы предполагает постоянное напряжение зрения, ограничение физических движений, в связи с чем нужно постоянно уделять внимание физическому здоровью.

Основными знаниями для игромастера по-прежнему остаются педагогика, психология, знания учебной дисциплины и методики ее преподавания

Основными знаниями для игромастера по-прежнему остаются педагогика, психология, знания учебной дисциплины и методики ее преподавания

Основными знаниями для игромастера по-прежнему остаются педагогика, психология, знания учебной дисциплины и методики ее преподавания. На сегодняшний день в ТОП-5 лучших высших учебных заведений, где можно получить профессию игромастер входят
• МПГУ, Факультет дошкольной педагогики и психологии;
• ЛГУ им. А. С. Пушкина, факультет физической культуры и спорта;
• МГОГИ, г. Москва, психолого-педагогическое образование;
• Ур ПГУ, г. Екатеринбург, управление социальной работой и правоведение;
• КГПУ, г. Красноярск, русский язык и иностранный язык, фи-лологический факультет.

Нельзя также забывать о том, что специальность «игромастер» находится в списке профессий будущего. А это значит, что потребность в таких специалистах с каждым годом будет только возрастать.
(По материалам Атласа новых профессий, раздел «Медиа и развлечения»)

Упражнения 1 группы Низкий уровень сложности

Упражнения 1 группы Низкий уровень сложности

Упражнения 1 группы

Низкий уровень сложности

Задание 1.

Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии будущего игропрактик. Ответьте на вопрос: какую роль в современном образовательном и воспитательном процессе стали играть компьютерные игры?

Варианты ответов:
А) они устарели;
Б) стали неотъемлемой частью;
В) перестали использоваться;
Г) в тексте нет ответа на данный вопрос

Задание 2. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 2. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 2.
Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии будущего игропрактик. Ответьте на вопрос: черты каких профессий должен соединять в себе игропрактик?
Варианты ответов:
А) педагога и художника;
Б) IT-специалиста и мультипликатора;
В) педагога и IT-специалиста;
Г) психолога и педагога.

Задание 3. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 3. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 3.
Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии будущего игропрактик. Ответьте на вопрос: какую роль играют игры в обучении детей? Выберите все правильные утверждения.
Варианты ответов:
А) помогают осваивать новые области знания и получать воз-можность моделировать и испытывать на себе разные ситуации;
Б) помогают определиться с профессиональными склонностями и интересами;
В) помогают физическому развитию;
Г) помогают развитию креативности и эмоционального интел-лекта.

Задание 4. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 4. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 4.
Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии будущего игропрактик. Ответьте на вопрос: где, помимо образова-тельных учреждений, может использовать свои профессиональные навыки игропрактик? Выберите все правильные варианты ответа.

Варианты ответов:
А) в области медицины;
Б) в сфере развлечений;
В) в области строительства;
Г) в сфере мультипликации.

Задание 5. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 5. Прочитайте внимательно предложенный

Задание 5.
Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии будущего игропрактик. Ответьте на вопрос: будет ли возрастать потребность в таких специалистах как игропрактик?
Варианты ответов:
А) нет;
Б) да;
В) скорее, нет, чем да;
Г) в тексте нет ответа на данный вопрос.

Упражнения 2 группы Средний уровень сложности

Упражнения 2 группы Средний уровень сложности

Упражнения 2 группы

Средний уровень сложности

Задание 6.
Почему в современном мире потребовалась профессия игромастера? Обоснуйте свой ответ.
Задание 7.
Чем игромастер отличается от обычного педагога? Обоснуйте свой ответ.

Задание 8.
Какие недостатки есть у профессии игромастер? Обоснуйте свой ответ.
Задание 9.
Какими качествами должен обладать человек, который хочет в будущем стать игромастером? Обоснуйте свой ответ.
Задание 10.
Почему профессию игромастер можно считать профессией будущего? Обоснуйте свой ответ.

Упражнения 3 группы Высокий уровень сложности

Упражнения 3 группы Высокий уровень сложности

Упражнения 3 группы

Высокий уровень сложности

Задание 11.
Составьте таблицу о плюсах и минусах профессии игропрактик. Ответьте на вопрос: хотелось ли бы вам поработать игропрактиком? Почему?
Задание 12.
Сравните профессию игромастер со следующими профессиями: аниматор, воспитатель в детском саду, программист. Чем они по-хожи, а чем различаются?
Задание 13.
Разработайте карту маршрута обучения игромастера, используя в процессе подготовки материалы прочитанного текста, сведения из Интернета. Подготовьте устное представление данной маршрутной карты.

Задание 14. Придумайте или предложите игру, которую в будущем могли бы использовать игромастеры

Задание 14. Придумайте или предложите игру, которую в будущем могли бы использовать игромастеры

Задание 14.
Придумайте или предложите игру, которую в будущем могли бы использовать игромастеры.
Задание 15.
Вспомните фильмы, книги, где главную сюжетную роль выполняла бы игра или виртуальная реальность. Письменно ответьте на вопрос: как игровой процесс изменил личность главных героев?
Задание 16.
Подготовьте рассказ о профессии игромастер в разных стилях: научном, публицистическом, художественном. Используйте в процессе подготовки материалы прочитанного текста, сведения из Интернета. Объём не менее 10 предложений.

Игропрактика Задание 1 – Б Задание 2 –

Игропрактика Задание 1 – Б Задание 2 –

Игропрактика
Задание 1 – Б
Задание 2 – В
Задание 3 – Б
Задание 4 – Б
Задание 5 – Б, Г

Приёмы осмысления текста Постановка вопросов к тексту

Приёмы осмысления текста Постановка вопросов к тексту


Приёмы осмысления текста


Постановка вопросов к тексту
Составление сводной таблицы. Представление текста в форме тезисов
Представление текста в виде графической схемы
Составление плана
Комментированное чтение
Логическое запоминание

Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные

Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные

Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные.
К сплошным относятся художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи.
К несплошным - таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги.
Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявление и др.

Сплошной текст Бесполезные и не очень

Сплошной текст Бесполезные и не очень

Сплошной текст
Бесполезные и не очень. По данным Росстата, только 14 процентов взрослых в стране обеспечены всеми необходимыми витаминами. При этом с авитаминозом — критической нехваткой витаминов — россияне сталкиваются крайне редко. Настоящая проблема — гиповитаминоз, недостаток одного или нескольких полезных веществ сразу. Так, пятая часть взрослого населения России страдает от полигиповитаминоза — дефицита трех и более витаминов. Чаще всего это А, В1, В2, РР, D и бета-каротин (провитамин А).
Из указанной группы питательных веществ организм человека самостоятельно может синтезировать только витамины РР и D. Например, D3 вырабатывается под воздействием ультрафиолета. Остальные вещества можно получить лишь из пищи. Как показало масштабное исследование канадских ученых, надеяться на витаминно-минеральные комплексы не стоит — польза от них ограниченна.

Исследователи проанализировали 113 научных работ, посвященных связи популярных пищевых добавок и мультивитаминных комплексов (витамины

Исследователи проанализировали 113 научных работ, посвященных связи популярных пищевых добавок и мультивитаминных комплексов (витамины

Исследователи проанализировали 113 научных работ, посвященных связи популярных пищевых добавок и мультивитаминных комплексов (витамины C и D, мультивитамины, кальций, бета-каротин и другие) с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти, и не выявили значимого эффекта от их приема. Исключение составляет лишь фолиевая кислота в сочетании с некоторыми витаминами группы В. Она действительно снижает вероятность инсульта.
По мнению авторов работы, пока наиболее оптимальным способом восполнить дефицит некоторых питательных веществ в организме остается сбалансированное питание с большим количеством овощей, фруктов и орехов, а не прием мультивитаминных комплексов.

Вопросы по тексту 1. С чем россияне сталкиваются чаще?

Вопросы по тексту 1. С чем россияне сталкиваются чаще?

Вопросы по тексту
1. С чем россияне сталкиваются чаще?
А) гиповитаминоз;
Б) авитаминоз.
2. Какие питательные вещества вырабатываются под воздействием ультрафиолета?
3. Исследования каких ученых показали, что польза от витаминно-минеральных комплексов минимальна?
4. Употребление каких витаминов действительно снижают вероятность инсульта?
5. Как, по мнению авторов работы, можно восполнить дефицит питательных веществ в организме?
6. Оказывает ли прием мультивитаминных комплексов значимый эффект для предупреждения преждевременного старения?
А) да;
Б) нет.
7. Сколько процентов россиян обеспечены всеми витаминами?
8. Гиповитаминоз – это
А) недостаток трех и более витаминов;
Б) недостаток одного или нескольких витаминов;
В) избыток витаминов
9. Опираясь на материалы статьи, расскажите, как восполнить баланс витаминов в организме человека.

Несплошной текст

Несплошной текст

Несплошной текст

Вопросы по таблице: 1. Какой табельный номер расчетного листа? 2

Вопросы по таблице: 1. Какой табельный номер расчетного листа? 2

Вопросы по таблице:
1. Какой табельный номер расчетного листа?
2. За сколько трудовых дней начислена заработная плата?
3.Какую денежную сумму составила доплата за совмещение?
4. Сколько процентов от ставки получает Ильин И.А. за стаж работы?
5. Какую денежную сумму удержали с Ильина И.А. по НДФЛ?
6. За что начислено больше в процентном соотношении:
А) надбавка за стаж;
Б) премия;
В) доплата за совмещение.
7.Какое подразделение отвечает за начисление заработной платы?
8. В какой сумме был перечислен аванс в банк?
9. Запишите ответ на вопрос «Почему общая сумма выплаты составила меньше, чем вся сумма начислений?»

Смешанный текст (веб-страница сайта)

Смешанный текст (веб-страница сайта)

Смешанный текст (веб-страница сайта)

Вопросы по тексту 1 . Сайт какой организации мы видим? (вопрос выявления общей ориентации) 2

Вопросы по тексту 1 . Сайт какой организации мы видим? (вопрос выявления общей ориентации) 2

Вопросы по тексту
1. Сайт какой организации мы видим? (вопрос выявления общей ориентации)
2. Выберите один правильный ответ: (нахождение информации)
Кому на данном сайте доступно скачать мобильное приложение?
А. физическим и юридическим лицам;
Б. индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
В. физическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
Г. всем вышеперечисленным.
3. Вы хотите обратиться в налоговую службу, на какую вкладку необходимо нажать, чтобы узнать адрес и телефон?
4. Составить текст, в котором описать, какие услуги можно получить в федеральной налоговой службе (интерпретация текста, преобразование текста в другой вид).
5. Вид данного текста? (вопрос выявления рефлексии на форму) текст смешанного вида (веб-страница сайта).
6. На какую вкладку надо нажать, чтобы задать вопрос?

Несплошной текст (объявление) Объявления

Несплошной текст (объявление) Объявления

Несплошной текст (объявление)

Объявления. Услуги. Предложение услуг

 Услуги 

 
Ремонт компьютеров и ноутбуков

При вашем желании выезд к вам на адрес.Так же продаем компьютеры и комплектующие к ним. И покупаем б/у компьютеры и ноутбуки, недорого. Цена: 600.00 руб. Контакт
Имя:Сергей Телефон:89089317520

Чистка, замена деталей, оптимизация ПК, установка различных программ, а так же обеспечения. Ремонтируем отвал чипов, видеокарт, звуковых чипов и т.д.

Вопросы по тексту 1. Какой вид текста перед нами?

Вопросы по тексту 1. Какой вид текста перед нами?

Вопросы по тексту 1. Какой вид текста перед нами?
А) инструкция;
Б) объявление;
В) статья.
2. Что мы можем купить у Сергея?
3. С какой проблемой мы можем обратиться к Сергею?
4. Возможно ли оказание услуг на дому у клиента?
5. Можем ли мы продать Сергею свой телефон? Объясните ваш ответ.

Смешанный текст (инфографика)

Смешанный текст (инфографика)

Смешанный текст (инфографика)

Сколько стран представлено в тексте? 2

Сколько стран представлено в тексте? 2

1. Сколько стран представлено в тексте?
2. Какие два показателя сравниваются?
3. Пенсионер какой страны получает пенсию, близкую к среднему показателю всех стран?
4. В какой стране самая высокая продолжительность жизни?
5. Во сколько лет наступает пенсионный возраст у мужчин в Англии?
6. В каких странах одинаковый пенсионный возраст для женщин?
А) Франция;
Б) США;
В) Китай;
Г) Россия.
7. По какому принципу изображены пенсионеры на данной картинке, согласно размеру пенсии?

Примеры заданий, способствующие формированию читательской грамотности

Примеры заданий, способствующие формированию читательской грамотности

Примеры заданий, способствующие формированию
читательской грамотности.
1.Задания должны представлять собой текст и вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.

Задание 1 (включает два комплексных задания).
5-6 класс
Прочитайте текст и выполните задания:
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома и папа собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
 

Найди в тексте гипотезу эксперимента

Найди в тексте гипотезу эксперимента

Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени.
Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
 
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
- нахождение и извлечение информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интерпретация информации;
- осмысление информации;
- генерация информации с целью создания собственного текста.

Задание 2 (включает три комплексных задания)

Задание 2 (включает три комплексных задания)

Задание 2 (включает три комплексных задания).
6-7 класс
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
- нахождение и извлечение информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интеграция и интерпретация информации;
- осмысление и оценивание информации;
- преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
- создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
- генерация информации с целью создания собственного текста.

Задание 3 (включает пять комплексных заданий)

Задание 3 (включает пять комплексных заданий)

Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
6-7 класс
Прочитайте текст и выполните задания:
Притча
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
  - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
  Соломон задумался и сказал:
  - Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
  И спросил еще мудрый царь:
  - А о чем мечтаешь ты?
  Ответил проситель:
  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
  Тогда Соломон изрек:

Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду

Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду

- Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
  Добавил еще царь:
  - Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
  Проситель наморщил лоб и произнес:
  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
  И ответил царь:
  - Да.

Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением

Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением

Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
 

Цель комплексной работы по русскому языку - выявление уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень…

Цель комплексной работы по русскому языку - выявление уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень…

Цель комплексной работы по русскому языку - выявление уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности:
умение находить информацию
интерпретировать
преобразовывать
осмыслять
оценивать
генерировать в собственный текст

Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:

Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:

Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
 
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
 

Задание 1 (включает два задания для 5 класса)

Задание 1 (включает два задания для 5 класса)

Задание 1 (включает два задания для 5 класса)
Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе. 2) Водитель, водяной, водоросли, вода. 3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
 
Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
 

Задание 2 (включает три варианта задания)

Задание 2 (включает три варианта задания)

Задание 2 (включает три варианта задания).
5 класс.
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
(подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).

слово

понятие

1. шомпол

а. шест из длинного тонкого ствола дерева

2.жердочка

б. тонкая веревка

3. челн

в. стержень для чистки и смазки ствола оружия

4. чопорный

г. любитель наряжаться

5. кошелка

д. выдолбленная из дерева лодка

6. щеголь

е. чрезмерно строгий в поведении

7. бечевка

з. сумка

1

2

3

4

5

6

7

 

 

Задание можно усложнить 1 вариант:

Задание можно усложнить 1 вариант:

Задание можно усложнить
1 вариант: Предложить ученикам вставить пропущенные буквы (орфограмма «О-Ё после шипящих»).
2 вариант: Предложить ответить на вопрос, что объединяет все слова в левом столбце (верный ответ – слова с одной орфограммой).

Задание 3. (включает четыре задания) 5 класс

Задание 3. (включает четыре задания) 5 класс

Задание 3. (включает четыре задания)
5 класс
Прочитайте предложения и выполните задания:
(установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и формы текста).
 

А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.
Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.
В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.
Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.
 

№ 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А 2. Б 3. В 4. Г
 
№ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
В, Б, Г, А 2. Г, А, В, Б 3. Г, В, Б, А 4. А, Г, В, Б

Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста

Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста

№ 3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста
Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.
Предложение Б простое, с однородными членами.
Предложение В простое, двусоставное.
Предложение Г сложное, состоит их двух простых.
 
№ 4. Напишите небольшой текст «Приметы весны»
Объем работы не менее 5-6 предложений. Тип речи – описание и повествование. Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне». Используйте простые осложненные и сложные предложения разных видов.

Задание 4 (включает четыре задания)

Задание 4 (включает четыре задания)

Задание 4 (включает четыре задания).
6 класс
Прочитайте текст и выполните задания
(осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

Запишите цепочку ключевых слов № 2

Запишите цепочку ключевых слов № 2

№ 1. Запишите цепочку ключевых слов
№ 2. Определите основную мысль текста
№ 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»
№ 4. Какой ведущий изобразительный прием использует автор данного текста? Приведите примеры

Задание 5 . (включает пять заданий, текст взят из копилки с сайта

Задание 5 . (включает пять заданий, текст взят из копилки с сайта

Задание 5. (включает пять заданий, текст взят из копилки с сайта ФИПИ)
5 класс
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.
(По Б. Житкову)

Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации)

Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации)

№ 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).
 

Задание

№ предложения

А) Укажите номер предложения текста, в котором есть слово с безударной чередующейся гласной в корне.

1

Б) Укажите номер предложения текста, в котором есть одна грамматическая основа.

2

В) Укажите номер предложения текста, в котором есть три однородных сказуемых.

3

Г) Укажите номер предложения текста, в котором есть два личных местоимения.

4

Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.

А

Б

В

Г

 

 

Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?

Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?

№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?
Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации).
 
№ 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?
Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация).
 
№ 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации).
 
№ 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации).
 

Предлагаю познакомиться с текстом, по которому будем работать

Предлагаю познакомиться с текстом, по которому будем работать

Предлагаю познакомиться с текстом, по которому будем работать.

Слепой
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери. — Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери. — О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке. Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз. В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась: — Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Группы читательских умений Типы заданий 1

Группы читательских умений Типы заданий 1

Группы читательских умений

Типы заданий

1. Поиск информации, заданной в явном виде.

1. Установление последовательности

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
(информация, заданная в неявном виде).

2. Работа с таблицами.
3. Задания с кратким ответом

3. Интерпретация и обобщение информации.

4. Задания со свободно конструированным ответом (полный, развернутый ответ).

4. Оценка содержания, языка и структуры текста.

5. Задания с выбором одного правильного ответа (ответы даны, выбрать нужно один).

6. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Наша задача - составить по обозначенному типу один или несколько вопросов по данному тексту

Наша задача - составить по обозначенному типу один или несколько вопросов по данному тексту

Наша задача - составить по обозначенному типу один или несколько вопросов по данному тексту.

Существует множество форм, методов и приемов работы по формированию читательской грамотности.
- Мы сегодня поработаем с разными типами заданий, т. е. будем составлять вопросы, задания к данному тексту, способствующие развитию осознанности чтения.

Работа с таблицами. – Посмотрите, что можно отобразить в таблице по данному тексту и составьте эту таблицу…

Работа с таблицами. – Посмотрите, что можно отобразить в таблице по данному тексту и составьте эту таблицу…

Работа с таблицами. – Посмотрите, что можно отобразить в таблице по данному тексту и составьте эту таблицу… Сравнить двух больных по каким-то параметрам, качествам, характеристикам (характер, отношение к жизни, личностные качества)

Составить задания со свободно конструированным ответом (полный, развернутый ответ). – Задать такой вопрос, чтобы на него нужно было дать полный, развернутый ответ.

Составить задания с выбором одного правильного ответа (ответы даны, выбрать нужно один). – Составить такой вопрос и несколько ответов к нему, среди которых только один правильный.

Составить задания с выбором нескольких правильных ответов. – Составить такой вопрос и придумать ответы к нему, среди которых несколько правильных.)

Каждое из получившихся заданий помогает формированию читательской грамотности, помогает выйти на высший уровень осознанности читаемого текста

Каждое из получившихся заданий помогает формированию читательской грамотности, помогает выйти на высший уровень осознанности читаемого текста

Каждое из получившихся заданий помогает формированию читательской грамотности, помогает выйти на высший уровень осознанности читаемого текста.

Еще раз обратим внимание на таблицу. Здесь обозначены 4 группы читательских умений и 6 типов заданий. Это самое основное, что нужно знать при работе с любым текстом.

Задания к тексту – притчи «Слепой» -

Задания к тексту – притчи «Слепой» -

Задания к тексту – притчи «Слепой»
Где происходят события?
- Сколько человек лежало в палате?
- Где лежал первый больной? (у окна)
- Где лежал второй больной? (у двери)

- Что рассказывал первый больной о том, что происходит за окном?
Выбери правильные ответы:
а) небо, облака, озеро, лес
б) лодка, рыбаки, дети, любовники
в) цветы, собака, птицы, зверюшки

Какие чувства испытывал при этом второй больной?

Какие чувства испытывал при этом второй больной?

 Какие чувства испытывал при этом второй больной? Подтверди словами из текста. (Мучила глухая злоба)
- Что случилось с первым больным? (Стал кашлять и задыхаться)
- Почему он не мог дотянуться до кнопки? (не было сил, содрогался от кашля)
- Что в это время делал второй больной? (наблюдал за происходящим)
- Скажи одним словом, что значит: Больной «затих и вытянулся» (Умер)
- О чем попросил медсестру второй больной после смерти первого? (Переложить его к окну)

Что удивило второго больного? Найди и подчеркни предложения, в которых содержится ответ на этот вопрос

Что удивило второго больного? Найди и подчеркни предложения, в которых содержится ответ на этот вопрос

Что удивило второго больного? Найди и подчеркни предложения, в которых содержится ответ на этот вопрос. (Это окно выходит на глухую серую стену!.. Как же он мог все это видеть из этого окна?)
- Как ответила медсестра на вопрос больного? (Он вообще ничего не мог видеть; ваш покойный сосед был слепым.)
- Самый напряженный момент повествования называют кульминацией. Где в этом тексте кульминация? Укажи, подчеркни предложение. (Он вообще ничего не мог видеть; ваш покойный сосед был слепым.)

Как вы определите общее настроение текста? а) тоска б) удивление в) разочарование г) жалость

Как вы определите общее настроение текста? а) тоска б) удивление в) разочарование г) жалость

Как вы определите общее настроение текста?
а) тоска
б) удивление
в) разочарование
г) жалость
Подтвердите словами из текста. (Вдруг ее остановил удивленный возглас больного: Как же так? Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог все это видеть из этого окна?)

О чем этот текст? ( О внутреннем духовном богатстве человека, о духовности) -

О чем этот текст? ( О внутреннем духовном богатстве человека, о духовности) -

О чем этот текст? ( О внутреннем духовном богатстве человека, о духовности)
- С какой целью первый больной рассказывал второму о том, чего он на самом деле не видел? (Воодушевить, поддержать, вселить надежду на выздоровление)
- Как ты думаешь, в какой книге может находиться этот текст:
а) энциклопедия
б) притчи
в) явления природы
г) толковый словарь

Заполни таблицу: Что делали? Что чувствовали?

Заполни таблицу: Что делали? Что чувствовали?

Заполни таблицу:

Что делали?

Что чувствовали?

Черты характера

1 больной

Лежал у окна
Мечтал
Фантазировал
Воображал
Умер

Радость
Счастье
Поддержка
Позитивное отношение
Сочувствие

Доброта
Оптимизм

2 больной

Лежал у двери
Злился
Завидовал
Не помог

Глухая злоба
Зависть
Раздражение
Месть
Удивление Разочарование

Злоба
Жестокость
Пессимизм

Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение? (Может быть, он слышал эту историю от кого-то, и она тронула его до глубины души ;…

Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение? (Может быть, он слышал эту историю от кого-то, и она тронула его до глубины души ;…

Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение? (Может быть, он слышал эту историю от кого-то, и она тронула его до глубины души; а может, наблюдал в жизни что-то похожее и решил написать об этом, чтобы люди, прочитав, были добрее друг к другу; наблюдая черствость людей, решил написать короткий рассказ, чтобы напомнить людям о доброте сердца своего и т. д.)
- Коля и Петя поспорили. Коля считает, что первый больной обманщик, а второй – обманутый. Петя считает, что первый больной – альтруист, а второй – эгоист. Кто прав и почему? Чья точка зрения вам ближе и почему?

Мешала ли слепота видеть первому больному?

Мешала ли слепота видеть первому больному?

Мешала ли слепота видеть первому больному? Почему ты так считаешь?
- Составьте план текста.
- Используя содержание текста, создайте диафильм о том, как развивались события в больничной палате. Подпишите каждый кадр предложением из текста.
- Запиши свой вопрос, который бы ты хотел задать читателям этого текста.
- Что значат слова: «лицезреть», «облупившейся», «содрогался»?
- А вот с кем бы вы стали дружить, если бы первый больной не умер? Почему?
- Чему учит эта притча?
- Подбери наиболее подходящую пословицу к тексту:
а) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
б) Плохо тому, кто добра не творит никому.
в) Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть.

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
или ….
или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения , если… .

Приём «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию

Приём «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию

Приём «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема: 
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приём «Цветные поля» Описание : приём интерактивного обучения

Приём «Цветные поля» Описание : приём интерактивного обучения

Приём «Цветные поля»
Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Приём «Словарик» Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы

Приём «Словарик» Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы

Приём «Словарик»
Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы. Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при» в 6 классе или при изучении словарных слов на тему «Спорт» в 5 классе учащимся предложено составить тематические словари. Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только одушевленными). Затем слова из получившегося списка участники команды поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда, которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.

Приём «Коллекционер» Описание: приём интерактивного обучения

Приём «Коллекционер» Описание: приём интерактивного обучения

Приём «Коллекционер»
Описание: приём интерактивного обучения. Среди детских увлечений большое место занимает коллекционирование. Чего только дети не собирают: марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, вкладыши от жевательных резинок, всевозможные этикетки! Н.А.Мартынова. Пример. При подготовке к уроку «Слова исконно русские и заимствованные» (5 класс) В течение нескольких месяцев ученики собирали марки, открытки, наклейки, этикетки с заимствованными словами, а затем вклеили их в альбом в соответствии со страной происхождения слова, дополнив каждое изображение коротким текстом с описанием существенных характеристик. В итоге получился объёмистый самодельный справочник.

Приём «Диктант значений» Описание: приём экстраактивного обучения

Приём «Диктант значений» Описание: приём экстраактивного обучения


Приём «Диктант значений»
Описание: приём экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта. Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.
Пример. Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент», «Совокупность всех притоков реки, озера» - «Бассейн», «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» - «Мировоззрение».

Приём «Перевертыши». Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением

Приём «Перевертыши». Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением

Приём «Перевертыши».
Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
Пример. Формируем умение подбирать слова, противоположные по значению. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.
На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.
Формируем умение объяснять образное сравнение. Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Свежий хлеб – …
свежий ветер – …
свежая рубашка – …
Чёрная ткань – …
чёрная работа – …
чёрные мысли – …

Приём «Лови ошибку» Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

Приём «Лови ошибку» Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Приём «Разученный диктант» В основе которого лежит письмо по памяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объему авторского текста

Приём «Разученный диктант» В основе которого лежит письмо по памяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объему авторского текста


Приём «Разученный диктант»
В основе которого лежит письмо по памяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объему авторского текста. Написанию обычно предшествует совместный анализ содержания, композиции, стилистического оформления, орфографии и пунктуации.
Пример. Выделенные слова подскажут вам, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Для чего в речи нужны такие слова?
………………………...
………………………...
снежной …………..  Неподвижною, немою,  Чудной ……………... .  ………………………
волшебным ……..,  ………………………… Лёгкой …… пуховой... 
(Об имени прилагательном. Имена прилагательные делают нашу речь более яркой, точной и выразительной.) Конструирование предполагаемого текста по опорным словам.
-Напишите стихотворение Ф. И. Тютчева по памяти. (Проверяют по слайду.)

Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –

Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –

Ф.И. Тютчев


Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.


Также коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением)

Также коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением)




Также коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры…

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры…

Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р. Шапиро)
восстановить текст по выписанным глаголам – возьмите, влейте, бросьте, плесните, посыпьте, добавьте, перемешайте, намажьте, предлагайте, встретите;
восстановить текст как можно ближе к авторскому, используя подсказку – выписанные имена существительные – чашка, терпение, сердце, любовь, пригоршня, щедрость, юмор, доброта, вера, кусок, жизнь, путь;
восстановить текст по выписанным главным членам предложения в тех же синтаксических конструкциях - минерал преподнес, никто не скажет, вспомните, алмаз - родственник, алмаз режет, графит мягок и др.;
восстановить авторский текст, заменяя придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, где это возможно и целесообразно: Ветер гнал перед собой серый туман, который был перемешан с дымом. Быстрыми шагами мы спустились по оврагу и полукилометром дальше, когда повернули направо, пересекли еще один гребень поменьше, затем еще один овраг и без затруднений подошли к подножию башни.
Ответы зачитывают, исправляют ошибки, соотнеся с авторским текстом

Развивать читательскую грамотность – развивать навыки смыслового чтения

Развивать читательскую грамотность – развивать навыки смыслового чтения

Развивать читательскую грамотность – развивать навыки смыслового чтения.
«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей». А. А. Леонтьев

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в…

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в…

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Авторы: Е.Н. Круглова, Ю.П. Красовская,

Авторы: Е.Н. Круглова, Ю.П. Красовская,

Авторы:
Е.Н. Круглова, Ю.П. Красовская, Л.М. Лодус,
О.К. Дорофеева, О.А. Голубева, С.В. Масленников,
И.А. Коптева, С.Я. Солодова, Н.В. Куприянов

Данное учебное пособие предназначено для использования как в учебном процессе, так и в курсе внеурочной деятельности.
Сборник заданий по русскому языку для 8–9 классов выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по предмету. В пособии представ-лены разнообразные комплексы заданий на текстовой основе, при выполнении которых обучающиеся активизируют навыки работы по новым стандартам.
Разнообразные задания позволяют отработать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Авторы: Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина,

Авторы: Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина,

Авторы:
Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева
Под. Ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой

Издательство «Просвещение», 2021

Пособие входит в серию «Функциональная грамотность». Учимся для жизни» и направлено на формирование умения читать и понимать разные тексты и применять в жизни знания, полученные в школе. Рассчитано на обучающихся 12 – 13 лет и содержит комплекс заданий для самостоятельного или коллективного выполнения. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания. При выполнении заданий актуализируются знания и умения, которые позволяют ориентироваться в современной жизни.

Авторы: Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина,

Авторы: Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина,

Авторы:
Г.С. Ковалёва, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан
Под. Ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой

Издательство «Просвещение», 2021

Пособие входит в серию «Функциональная грамотность». Учимся для жизни» и направлено на формирование умения читать и понимать разные тексты и применять в жизни знания, полученные в школе. Рассчитано на обучающихся 14 – 16 лет и содержит комплекс заданий для самостоятельного или коллективного выполнения. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания. При выполнении заданий актуализируются знания и умения, которые позволяют ориентироваться в современной жизни.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024