Мастер класс
«Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка в 5 классах »
Подготовила: учитель английского языка,
Туаева Фатима Николаевна
«МОУ «СОШ №7» с.Долиновка
Цель работы:
Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности как важнейшего фактора успешности учебного занятия
Задачи мастер-класса:
Обучающая: создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации коллаборативной среды для профессионального общения и обмена опытом.
Развивающая: совместно с участниками семинара отработать методические приёмы создания обучающего пространства для формирования читательской грамотности путём демонстрации форм и методов педагогической деятельности.
Актуальность темы мастер-класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также формирование такого направления функциональной читательской грамотности, которое является необходимым условием социализации учащихся.
Ход мероприятия:
- Уважаемые коллеги я рада приветствовать вас на Мастер классе и хочу поделиться опытом в своей педагогической деятельности.
Тема моего мастер класса: «Формирование читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках английского языка»
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Древние греки ещё не умели так красиво и заумно формулировать и не знали, что «то, что пригодится детям, когда они вырастут», много веков спустя, их далёкие потомки назовут термином «функциональная грамотность».
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это
умение применить полученные знания на практике, т.е. уметь свободно общаться:
говорить, читать и писать на иностранном языке.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа
ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение
заданий на функциональную грамотность, т. е. формирование навыков
функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и
самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Почему эта тема актуальна в наши дни? Дело в том, что современное правительство России четко обозначило новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям.
России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Все эти характеристики определяют понятие функциональной грамотности человека.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена формирование читательской грамотности приобретает особое значение: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, невозможно формирование читательской информационной культуры.
Международное исследование PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.
В своей практике учителя школ сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом.
В рамках развития учебно-познавательной компетенции учащиеся должны уметь находить нужную информацию, отбирать информацию, выделяя главное и второстепенное. При чтении главное внимание учащихся обращаю на содержательно-смысловую сторону читаемого, а для этого я использую вопросы типа: о чем узнал, что прочитал, как к этому относишься.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами используя современные педагогические приёмы и технологии.
И сегодня мне бы хотелось показать, как на уроках английского языка можно достичь этого через формирование и развитие читательской грамотности.
Рассмотрим это на конкретном примере.
Инструменты для формирования читательской грамотности на уроках.
Владение разными видами чтения
Read the text and do the tasks 1-4 using it.
Прочитайте заголовок, догадайтесь, о чем пойдет речь в тексте (предтекстовое упражнение) и выполните задания 1-4, используя текст.
Moscow Zoo.
1. Tigers, monkeys, snakes and fish in the centre of the Russian capital! These animals all live in the Moscow Zoo, one of the largest in the world. It is the home for over 7000 different kinds of animals. The zoo also has got many exotic animals and birds. Get a map to make sure you see everything.
2. First, visit the Animal Island. There you can see the Amur Tigers, the white snow leopard, the Himalaya bears, the Asian lions and even an Australian emu. There you can also see colorful fish in large aquariums. Don’t miss the Night World exhibition too. This is a great chance for you to see the night animals.
3. All the young visitors must see the Children’s Zoo. Children can see the heroes of fairy-tales: the three piglets, the wolf and seven young goats and many other animals. There are also cafés and picnic areas. Kids can visit playgrounds. You will not forget the day in the Moscow Zoo!
Текстовые упражнения
Task 1. Choose the titles for each part of the text. (Упражнение на определение смысла текста)
Подберите заголовки к каждой части текста
A. For young visitors
B. About Moscow Zoo
C. Animals.
Упражнения на контроль понимания прочитанного
Task 2. Read the text and say if the statements TRUE (T), FALSE (F) or DOESN’T SAY (DS). Прочитайте текст и отметьте предложения, формат «верно-неверно / нет информации»
1. Moscow Zoo is in London.
2. You can see dancing Himalaya bears.
3. There are a lot of exotic animals in the Zoo.
4. There are only lions and tigers on the Animal Island.
5. Colorful fish live in large aquariums.
6. Australian emu is 2 meters tall.
Послетекстовый этап
Task 3. Put the sentences in the correct order. Поставьте предложения в правильном порядке в соответствии с текстом. Reordering (Sequencing) - логическая перегруппировка / восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
1. There are many heroes of Russian fairy-tales in the Children Zoo.
2. Moscow Zoo is in the centre of the Russian capital.
3. On the Animal Island, you can see tigers, leopards and other animals.
4. Moscow Zoo is one of the largest in the world.
5. You can watch the life of night animals in the Night World exhibition.
6. You will spend a perfect day here.
Task 4. Find English equivalents to the words. Найдите в тексте следующие слова, запишите их.
• в мире
• разноцветные рыбы
• игровые площадки
• возьмите карту
• три поросенка
• разные виды животных
Task 6. Read the fact file and match the information on the next page. Прочти и cоотнеси информацию с предыдущим заданием. Matching - соотнесение / сопоставление - приём работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и т.д.
Task 7. Read the text and circle the most interesting and new information about the animal. Прочитайте текст и выпишите наиболее интересную и новую информацию о животном.
Task 8. Write a fact file about an animal. На основе прочитанной информации составьте рассказ о животном
First, research these things:
What type of animal is it?
Where does it live?
What does it eat?
What does it look like?
What can it do?
Уровень оценки.
А теперь скажите, что вам понравилось, а что не понравилось? Обоснуйте свой ответ, используя опорные фразы и текстовый материал
Рефлексия
• сегодня я узнал…
• было трудно…
• я понял, что…
• я научился…
• я смог…
• было интересно узнать, что…
• меня удивило…
• мне захотелось… и т.д.
Каждый участник выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.