Редькина Н.Н.
МАОУ «Филипповская ООШ»
Кунгурский Муниципальный район
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
«Можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой, И не умея решать задачи. Но
нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея
читать. Тот, кому не доступно искусство чтения
– невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А.Сухомлинский
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Читательская грамотность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Одна из задач начального образования -научить детей беглому, осознанному, выразительному чтению. Эта задача сейчас очень актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как комплекс умений и навыков, используемый учениками при изучении всех учебных предметов. Однако, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Поскольку источниками, из которых наши ученики получают текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Именно поэтому так важно продолжать работать над читательскими навыками школьников. Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Моя методическая тема звучит так : «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования».
Рассмотрим несколько любимых упражнений из моей практики. В своей работе я использую методику Всеволода Николаевича Зайцева.
-Жужжащее чтение (Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов)
-Хоровое чтение сменяет «чтение про себя»
-Систематический замер техники чтения и самозамеры с дальнейшей записью результатов. Детей это стимулирует на дальнейший результат.
-Многократность чтения (В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.)
- Рекомендую родителям чтение перед сном.(Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий", т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня)
-Советую родителям читать детям книги вслух с последующим совместным обсуждением. Также рекомендую самим читать книги, показывая пример, создавая «читающую среду».
-Для расширения периферического зрительного восприятия в работе использую таблицы Шульте. Разнообразие таблиц позволяет использовать их, начиная с 1 класса. Дети работают с ними с большим удовольствием.
- Разнообразные игры со словами ( составить слово из букв, переставить слоги, чтобы получилось слово, составить слово, используя только первые или вторые слоги в данных словах, ребусы, кроссворды, в длинной цепочке букв найти слова, найти русское слово среди записанных иностранных букв и т.д)
-Игра «найди слово» (На листе, в таблице записаны словарные слова из учебника русского языка. Я предлагаю определённое задание, дети ищут слово. Н-р: слова, в которых 2 слога, слова с ударением на первом слоге и т.д. Польза от этой игры огромная. Во-первых, дети учатся быстро прочитывать слова, понимать их значение, а также зрительно запоминают написание этих слов.)
- Работа с пословицами. (Объяснение пословиц, подбор пословиц на заданную тему, соединение начала и конца пословицы, прочитать с разной интонацией, вопрос, удивление, грусть, замена слова так, чтобы получилась пословица. Н-р: Старый КРУГ- лучше новых двух.)
-Для проверки понимания и осознанности прочитанного текста даю тест. Нужно прочитать текст и ответить на вопросы теста. Работа детям нравится и выполняют с удовольствием.
-При работе с текстом составляем вопросы по содержанию. Составляя вопросы, дети ориентируются в содержании текста. Каждый ребёнок стремится придумать такой вопрос, чтобы друзьям пришлось потрудиться над ответом.
- Игра «Путаница». Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
-Большую роль в формировании читательской грамотности играет проектная деятельность. Дети сочиняют стихи, загадки и сказки. Иллюстрируют произведения.
- «Написание синквейна». Развивает у детей речь, умение обобщать. Задания можно менять: составить синквейн, найти ошибку в готовом синквейне.
- Зрительные диктанты по методике Ивана Тимофеевича Федоренко.
· При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
· С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно. Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях:
1. Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
2. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
3. Предложения читаются обязательно молча.
4. Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных
видов упражнений. Все предложенные упражнения ввожу с 1 класса. На
уроках невозможно использовать все виды упражнений. Поэтому я их изменяю, усложняю, комбинирую в зависимости от темы урока, возраста учащихся.
Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.