Формирование читательской грамотности в начальной школе
Оценка 4.6

Формирование читательской грамотности в начальной школе

Оценка 4.6
docx
10.12.2020
Формирование читательской грамотности в начальной школе
Формирование читательской грамотности в начальной школе.docx

Выступление на тему «Формирование читательской грамотности у учащихся.»

Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, Да! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать своё понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «… формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения…»

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

1.     Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

- умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

2. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:

- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста( жанр, структуру, язык).

Для формирования читательской грамотности учителя нашей школы используют разные технологии и приёмы.

Технология критического мышления.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап- «вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап – «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии ( Что хочу знать?).

3 этап – «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «Что узнал?» ребёнок на уроке по данной проблеме.

Технология проблемного обучения.

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Проектная технология.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развивать познавательные навыки, навыков презентации рефлексии деятельности.

Игровая технология.

«Мим – театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Крестики - нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (крестик или нолик).

«Дерево мудрости» : сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву. Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Информационно – коммуникационную технологию

Используют следующие приёмы работы.

Приём – «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Мозговой штурм», «Уголки», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка», «Тонкие и толстые вопросы» - Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ(тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии. Которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность»

Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приёмы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать : «Мои ученики будут узнать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г.Песталоцци).


 

Выступление на тему «Формирование читательской грамотности у учащихся

Выступление на тему «Формирование читательской грамотности у учащихся

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: 1

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: 1

Проектная технология. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве

Проектная технология. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве

Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на…

Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020