Формирование читательской грамотности как интегративного компонента функциональной грамотности
на уроках литературного в начальной школе
В постоянно меняющемся мире появляются новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Люди читают электронные тексты. Стали доступны различные источники информации, которые иногда противоречат друг другу. Человек должен уметь критически оценить полученную информацию. Изменилась и тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн - документы.
Появилось понятие «Читательская грамотность» – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно- практических задач и в повседневной жизни.
Читательская грамотность младшего школьника включает:
1. понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);
2. использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).
Сформировать читательскую грамотность по мановению волшебной палочки невозможно. Нужна система работы учителя, рассчитанная на все годы обучения ребенка в начальной школе.
Работая учителем начальных классов. Я заметила такую тенденцию – каждый последующий набор всё хуже и хуже читает. Дети имеют низкую скорость чтения. Часто не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Сформированность смыслового чтения становится одним из важнейших компонентов социальной компетентности обучающихся, позволяющий сделать процесс их социализации успешным.
Прежде чем начать работу с текстом, необходимо понять стратегию чтения.
Стратегия чтения – определенные приемы работы с текстом, группы действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения.
Таких стратегий три:
1. стратегия предтекстовой деятельности;
2. стратегия текстовой деятельности;
3. стратегия послетекстовой деятельности.
Рассмотрим каждую более подробно.
Стратегия предтекстовой деятельности
Цели могут быть различными:
•постановка цели и задач чтения
•актуализация предшествующих знаний, понятий и словаря
•формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий
•мотивирование читателя
•включение механизма антиципации - прогнозирования содержания.
В соответствии с целями, выбираем приемы работы:
- «Мозговой штурм».
- «Глоссарий».
- «Ориентиры предвосхищения».
- «Батарея вопросов».
- «Предваряющие вопросы».
- «Рассечение вопроса».
- «Алфавит за круглым столом»
- «Соревнуемся с писателем».
Например,
Прием «Сыщик»
Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А:
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ.
Дети находят слова, которые потом им встретятся в тексте.
Прием «Потерянные буквы»
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте:
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P - Z L Y B W J Е SN C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J UT
Один костёр - весь мир согревает. (Солнце)
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» использую как на стадии объяснение нового материала, так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали
нового, какие его стихи читали и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать»
дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
2. Стратегии текстовой деятельности
Цель:
•выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение/отклонении
•размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько хорошо понимаю прочитанное.
Во время этого чтения возможны размышление вслух, прогнозирование,
установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета, ведением записей.
Стратегии:
•«Чтение про себя с вопросами».
•«Чтение про себя с остановками».
• «Чтение про себя с пометками».
•«Дневник двойных записей»
•«Фишбон – рыбья кость» (елочка)
•«Мышление под прямым углом»
•«Дерево предсказаний».
Например:
Прием «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.
Вопросы по рассказу Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
1)Назовите главных героев произведения.
2)Где происходят события?
3)Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
Чтение с остановками
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
3. Стратегии послетекстовой деятельности
Цель:
•применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах
•включение его в другую, более масштабную деятельность.
Стратегии:
•«Вопросы после текста».
• «Проверочный лист».
•«Тайм – аут».
•«Отношение меду вопросом и ответом».
•«Синквейн».
•Кубик Блума.
Например:
Прием «Уголки»
Этот прием использую на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Данный прием применяю после чтения всего произведения.
После прочтения сказки Андерсена «Соловей» предлагаю детям обратиться к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья и заполнить таблицу.
Фраза из текста
|
Пояснение обучающимися
|
Маленькая серенькая птичка. Самая простая наружность! |
Неприметная птица, обычная
|
… запел так, что чудо! |
Прекрасное, душевное пение. |
Словно стеклянные колокольчики звенят! Глядите, как трепещет эта маленькое горлышко! |
Так сказочник передает свое очарование от пения соловья, чтобы мы, читатели, тоже представили это пение. |
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Это прием помогает детям различать те вопросы, на которые можно дать
однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно
невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Вопросы к сказке Андерсена «Соловей»
Тонкие вопросы:
1)Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?
2)Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их подданных?
Толстые вопросы:
1)Как выдумаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца?
2) Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?
Прием «Дерево мудрости» применяю при работе с небольшими по объему произведениями.
Дети внимательно читают произведение. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос к тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее ребята по очереди подходят к дереву, «срывают» записки и отвечают на вопросы вслух.
Прием «Сравнение»
При работе со сказкой Андерсена «Соловей» дети сравнивают живого и
механического соловья. Заполняют таблицу, распределив карточки описания в нужный столбик (на интерактивной доске).
Живой соловей |
Механический соловей |
Небольшая серенькая птица |
Похожий на настоящего |
Выглядел обычно |
Весь осыпанный бриллиантами и сапфирами. |
Пел по-своему |
Начинал петь одну из мелодий на- стоящего соловья и поводить хвостиком, который отливал золотом и серебром |
Заполняется таблица и делается вывод, что внутреннее достоинство человека – это внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья. Одного создала природа и он украшает жизнь людей, а другой – это игрушка, и тоже предназначена для украшения жизни человека.
В результате планомерной работы по формированию читательской грамотности выпускник начальной школы должен обладать определенными читательскими действиями и умениями.
1 читательское действие - находить и извлекать информацию
Ребенок должен уметь определять место, где содержится искомая информация.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации - расположенных в одном фрагменте текста.
Определять наличие/отсутствие информации.
2 читательское действие - интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
- понимать сюжетную линию текста,
- понимать смысловую структуру,
- понимать значение неизвестного слова или выражения в контексте текста,
- устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать,
- соотносить визуальное изображение с вербальным текстом,
- формулировать выводы,
- понимать чувства, мотивы, характер героя,
- понимать авторскую позицию.
3 читательское действие – осмыслить и оценить
1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3. Понимать назначение структурной единицы текста.
4. Оценивать полноту, достоверность информации.
5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу в тексте.
4 читательское действие – использовать информацию из текста
1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) (без привлечения фоновых знаний или с привлечением фоновых знаний).
2. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
3. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
4. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте.
5. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.