Махина Марина Александровна,
социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Котласа, Архангельской области.
Формирование детско-родительских отношений
в современных условиях
Проблемы семьи в России в настоящее время связаны с общемировыми тенденциями, но также определяются спецификой исторического развития нашей страны. Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка. Социальные проблемы в современном обществе затронули семью, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Об этом свидетельствуют такие показатели, как появление большого числа неполных семей, низкая рождаемость, увеличение случаев расторжения брака, большое количество детей-сирот, нестабильность семьи, нехватка времени на воспитание своих детей.
Детско-родительские отношения из года в год становятся одной из актуальных проблем развития общества.
Как известно, семью создает отношение родители – дети, следовательно, детско-родительские взаимоотношения являются неотъемлемой частью существования семьи как целого.
Детско-родительские отношения составляют важную подсистему отношений в семье как целостной системы и могут рассматриваться как длительные, непрерывные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя. Данные отношения могут быть определены некоторыми параметрами, например, «характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, удовлетворение потребностей ребёнка, стиль общения с ребёнком, степень вовлеченности родителя и ребёнка в детско-родительские отношения, степень устойчивости и последовательности семейного воспитания».
Основным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Первые представления о мире и о себе ребенок получает прежде всего от родителей, а также от социума, т.е. от ближайшего окружения. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем, как в семье.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, что нужно сделать, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети так же, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Поэтому детско-родительские отношения чрезвычайно важны как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и на организацию воспитательной практики.
Главное в воспитании детей - достижение душевного единения, поддержание эмоционально близких отношении, нравственной связи родителей с ребенком.
Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получают свой жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
При возникновении конфликтной ситуации между обоими родителями в воспитании детей, необходимо найти общее решение, чтобы ребенок не видел противоречий в позиции родителей, и обсуждать возникшие разногласия лучше без него.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимодействия с ребенком, т.е. обладать компетентностью родителя.
Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, который видит реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимает усилия для того, чтобы ее менять в случае необходимости. Это человек, который знает, что, если не помогает одно, надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать - в общем, учиться.
Но для того чтобы растить ребенка, не принято учиться, считается, что человек, став взрослым, должен и так все уметь …
В воспитании детей, родители, как правило, используют свой личный жизненный опыт.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания детей, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически неграмотными. Они мало знают о возрастных особенностях ребенка, его потребностях, не умеют общаться с детьми.
Педагоги должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах развития позитивных детско-родительских отношений.
В нашей школе мы стараемся создать условия, которые способствовали бы гармоничному формированию и развитию позитивных детско-родительских отношений для повышения педагогической культуры родителей в воспитании детей.
Мы ставим перед собой следующую цель: создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей и проблем в общении родителей и детей, коррекцию детско-родительских отношений, используя эффективные формы работы с родителями, направленные на повышение педагогической грамотности.
Перед педагогами школы стоят следующие задачи:
v Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме ДРО.
v Расширение знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка с учетом возрастных особенностей детей.
v Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Для формирования позитивных детско-родительских отношений в современных условиях школой проводятся следующие мероприятия:
ü Тематические классные родительские собрания по повышению педагогической культуры родителей в формировании позитивных детско-родительских отношений (темы проводимых родительских собраний: «Как правильно и грамотно выстроить отношения с детьми», «Принципы уважения к человеку», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», «Социальная работа с семьей как способ воздействия на формирование личности ребенка», «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и насилие в семье», «Социально-педагогическое посредничество в конфликтных ситуациях во взаимоотношениях «родитель - ребенок», «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога как инструмент оказания помощи семье», «Работа с проблемными подростками», «Жизнь по правилам», «Мы и конфликт», «Союз семьи и школы», «С любовью к маме». «Как установить контакт с подростком».)
ü Вовлекаем родителей в классные и общешкольные мероприятия для организации совместного досуга детей и родителей, что помогает в воспитании обучающихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
ü Проводится консультирование для родителей по вопросам воспитания детей, детей «группы риска», трудных подростков,
что помогает родителям лучше понять психологические особенности детей и подростков.
ü В работе с детьми изучаем возрастные и личностные особенности обучающихся, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляем позитивное и негативное влияние социума на ребенка. При необходимости посещаем обучающихся на дому, обследуем условия проживания. Планируем, какие виды помощи необходимо оказать.
ü Проводим индивидуальные консультации обучающихся
для оказания помощи в решении личностных и социальных
проблем.
ü В ОУ ведется профилактическая работа с обучающимися, направленная на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.
ü Проводится правовое просвещение среди педагогов, обучающихся и родителей, разъясняются их права и обязанности.
ü Разработан план профилактических бесед ПАВ с обучающимися с подключением специалистов КПНД (Котласский психоневрологический диспансер). План направлен в основном на предупреждение конкретных видов отклонений обучающихся: табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, о вреде курительных смесей.
ü Совместно с ОМВД России «Котласский реализуется план по профилактике безнадзорности, беспризорности правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
План основан на принципе межведомственного взаимодействия
на территории МО «Котлас» который позволяет комплексно выстроить профилактическую работу, направленную на
повышение роли семьи в вопросах воспитания
несовершеннолетних.
ü Особое внимание уделяем в работе с социально-неблагополучными семьями. С данной категорией семей проводится индивидуально - профилактическая работа (ИПР).
Составляется план ИПР с подучетными семьями.
«Средняя общеобразовательная школа № 17» взаимодействует с различными структурами, учреждениями и организациями, призванными оказывать помощь, поддержку семье и детям.
ü Проводится профилактическая работа с родителями по предупреждению насилия и жестокости в семье к детям, что способствует обучению родителей методам ненасильственной педагогики.
На основе вышесказанного делаем вывод, что детско-родительские отношения являются двусторонним процессом взаимоотношений, в котором принимают участие два субъекта - родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя - образ его ребенка, так и у ребенка - образ его родителя.
Список литературы
1. Фалькович Т.А.
Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005.
с.80-92
2. Мелкомукова И.Ш.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Справочник классного руководителя, 2011, № 8,с.40-49
3. Иванова Е.
Профилактика насилия и жестокости по отношению к детям - Справочник классного руководителя, 2013, № 5,с.41-45
4. Л.П. Гаранина
Работа специалистов школы с детьми группы риска - Справочник классного руководителя, 2014, № 5,с.4-8
5. Колесова А.О.
Консультирование родителей трудных подростков - Справочник классного руководителя, 2014, № 9,с.50-55
6. Л.С. Стебловская
Организация психолого-педагогической поддержки семьи в образовательной организации - Справочник классного руководителя, 2015, № 9,с.31-37
7. Гуров В.Н.
Социальная работа в образовательных учреждениях с семьей.- М.: Педагогическое общество России, 2006,с.6-140
8. Головинова Г.Н.
Семья забота общая.- М.: УЦ «Перспектива»,2010.- 136 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.