Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством дидактических сказок.
Оценка 5

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством дидактических сказок.

Оценка 5
docx
17.05.2023
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством дидактических сказок.
Хиссаметдинова А.Т. (доклад) (Копейск).docx

Хиссаметдинова А.Т.

г.Копейск

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством дидактических сказок.

Период детства — это время сложных этапов становления и развития как духовно-нравственных качеств ребенка, так и хозяйственно-общественных навыков, опыта и привычек, время приобретения знаний об окружающем мире. Причем дошкольный период отличается более активным накоплением нравственного опыта, обращением к духовным началам жизни, становлением основ самоопределения и самосознания. С первых лет жизни полноценное духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает ускорение его социального развития и гармоничное формирование его личности.

Нравственное воспитание достаточно длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь, но начало оно берет именно в дошкольном возрасте. Оптимизация процесса духовно-нравственного развития подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного образования. Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, должны обеспечивать развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Средства духовно-нравственного развития можно объединить в несколько групп:

1.Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2.Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3.Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4.Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5.Средством духовно-нравственного развития может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

В системе педагогических средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста особое место занимают дидактические сказки, специально разработанные с целью обучения и развития у детей духовно-нравственной компетентности. Дидактическая сказка используются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки – передать ребёнку некое новое знание, умение, навык; показать смысл и важность того или иного нравственного действия и поступка. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен.

Дидактическая сказка эффективна и в воспитательных целях: через конфликтные ситуации между героями учениками осмысливаются этические нормы, нравственные ценности и идеалы. Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Почти во всех сказках, известных ныне, есть элемент дидактизма, но есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Такие, приспособленные для целей обучения сказки, выполняющие функции наставления, поучения, мы называем дидактическими.

Таким образом, к дидактическим сказкам можно отнести как русские народные, так и авторские сказки. Обучающая задача, поставленная в дидактической сказке, имеет для ребенка явные преимущества. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не фиксируется на том, что он учится, хотя при этом постоянно присутствуют затруднения, требующие перестройки его представлений и способов действия, в частности осознанности поведения. При этом использование дидактической сказки дает возможность снимать эмоциональную напряженность ребенка, состояние возбужденности, тревожности, недоверия к себе и другим, помогая обретать уверенность в своих силах. Дидактическая сказка, как и другие дидактические материалы (игры), состоит из игрового замысла, предлагаемого ребенку, игрового материала и правил (общения и предметных действий).

Чтобы дидактическая сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т.е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста.

Развитие интереса детей к дидактическим сказкам, формирующим нравственные ориентиры поведения, достигается тем, что педагог ставит перед ними постепенно усложняющиеся задачи, при этом не спешит подсказывать действия, предоставляя детям пространство для самостоятельного творчества. При этом важно, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в дидактической сказке.

Дидактическая сказка выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических сказок формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, Родине, нравственным категориям добра и зла, чести и совести. С помощью дидактической сказки у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающему миру, о нормах поведения в обществе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В процессе создания и воспроизведения дидактических сказок педагог учит детей самостоятельно мыслить, аргументировать свой выбор, решая задачу воспитания нравственных чувств и отношений. Под руководством педагога дети могут инсценировать дидактическую сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

По содержанию и его направленности на решение образовательных задач можно выделить виды дидактических сказок:

1. Сказки-путешествия (призваны усилить впечатления ребенка за счет необычности, к примеру сказка-путешествие «в пространстве и времени»).

2. Сказки-загадки (призваны развивать у ребенка способность к анализу нравственных норм поведения).

3. Сказки-беседы (призваны учить ребенка обсуждать те или иные нравственные вопросы в совместной беседе с воспитателей и другими детьми).

Сущность дидактической сказки как средства духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста заключается в том, что с помощью разнообразных по своему содержанию сюжетов сказки дети познают окружающий мир, постигают законы общения и правила взаимодействия с другими людьми, формируют собственное ценностное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

Эффективность системы духовно-нравственного развития детей посредством дидактической сказки зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации системы творческих заданий, обеспечивающей достижение детьми необходимого уровня развития нравственных категорий и ценностей.

В своем личностном компоненте данный подход предполагает, что в центре системы создания педагогических условий по развитию нравственных категорий и ценностей находится сам ребенок – его мотивы, цели, уровень развития нравственного поведения. Деятельностный компонент предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) духовно-нравственного развития детей.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является дидактическая сказка. С помощью дидактической сказки педагог совместно с детьми выстраивает обсуждение нравственного выбора героев произведения, предлагая детям встать на место того или иного героя и принять решение. Главная задача, стоящая перед педагогами – воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.


 

Хиссаметдинова А.Т. г.Копейск

Хиссаметдинова А.Т. г.Копейск

Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств

Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных»

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных»

При этом важно, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в дидактической сказке

При этом важно, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в дидактической сказке

Сказки-загадки (призваны развивать у ребенка способность к анализу нравственных норм поведения)

Сказки-загадки (призваны развивать у ребенка способность к анализу нравственных норм поведения)

гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание…

гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира; создание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023