Формирование духовно-патриотических ценностей через обращение к песенным традициям Волжского казачества
Песня - это не писаная,
а спетая история народа.
Песни, если они сложены народом,
никогда не отступают от правды.
М. Шолохов.
С вишнёвыми зорями и закатами на терпком полынном ветру люди впитывали в себя всё, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы донского казачества. Впитывали для того, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку, но уже в песнях. Ведь только в песнях русская душа, удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое и привольное.
Казачьи станицы и хутора на Хопре издавна славятся своеобразной песенной культурой. Здесь и сейчас широко распространены старинные, военно-походные, исторические, обрядовые, лирические, шуточные, плясовые и хороводные казачьи песни.
Люди не сразу научились писать романы, повести или рассказы о реальных исторических событиях. Наши предки и писать – то сначала не умели, письменность как таковая отсутствовала. Вот почему первым жанром исторической литературы можно считать народные песни.
Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню казаков. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных местах. Их много, песен казачьих - несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция казаков сближается с региональными очагами юга России.
В то же время пению казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.
Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. В песенной традиции казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора . Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.
Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).
У верховых казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще мы слышим в свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек.
Музыкальные инструменты казаки привозили из разных мест России, из стран, где проходили службу. Под гармонь пели «страдания», «романсы» («Сухой я корочкой питалась...»), городской русский фольклор. Более всего музыкальные инструменты использовались на «игрищах», «балах». «Балы» проводились в просторных куренях, которые сдавались молодёжи «в аренду». Играла гармонь, балалайка, скрипка, бубен. Танцевали танцы «из Европы»: польку, кадриль, падеспань, краковяк и другие. Очень популярны были полковые военные оркестры. Они играли в юртовых станицах и городах. Более всего казаки любили воинские, походные, «служивые» песни. Их пели и в семьях, и на службе. Исполнялись они и стариками, и детьми, и женщинами..
Наши предки, несмотря на тяжести и опасности жизни, не теряли душевной теплоты, верили в свои силы и в своё будущее, растили детей своих и внуков в доброте и красоте. Всё это находит отражение в творчестве народа, а народ поистине талантлив. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в песне.
Казачьи станицы и хутора издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров: лирические песни, обрядовые, исторические.
Исторические песни.
«Донские казачьи песни … более заслуживают названия исторических, чем… исторические русские народные песни. В них есть быт и вся история этой военной общины, где удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
В. Г. Белинский.
Действительно, именно на Дону, в казачьей среде, зародилось большинство исторических песен, получивших затем общерусское звучание и построение. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами Иване Краснощёкове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, событиях 1812 года.
Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка. Кроме того, нужно обратить внимание на некоторые закономерности развития данного жанра.
Исторические песни – единый жанр, но в нём есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разную структуру. Ранние песни носят эпический характер, который проявляется в повествовательности – характер о событиях, изображающиеся объективно, без вмешательства повествователя в их ход. Сюжет в них сводится к описанию событий. Во второй половине 19 века исторические песни значительно отходят от традиционной структуры. Они принимают форму лирического высказывания по поводу события, или ещё, по поводу поведения какого либо лица. В основе поздних песен – положительные и отрицательные характеристики героев, их прямые оценки. Песни становятся короче, схематичнее и реалистичнее. Но идейно – художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, верность за свою Отчизну.
Казачья песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению.
Сегодня во всё мире люди ищут способы повышения духовной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил. Немало в настоящее время говорится о нравственности, как о важнейшем проявлении духовности, основным содержанием которой оказывается то высшее, что можно характеризовать словами Истина, Добро, Красота. В основе нравственности лежит любовь, не корыстная, не эгоистическая, а совершенная мировоззренческая любовь к добру, справедливости. Всё это характерно и для сегодняйшей России, и для современных учебных заведений.
Ключевой составляющей успеха и достижений МОУ «СОШ № 43» стала реализуемая в ней Программа развития, отражает инновационные процессы, происходящие в системе Российского образования, обусловленные внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и вступлением в силу новой редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Следствием поставленных целей, а также стремления педагогического коллектива вырастить социально активных, готовых защищать интересы Родины на гражданском и военном поприще граждан, стало определение в качестве основного эколого-этнографического направления деятельности школы.
В рамках которого в 2004 году и был создан первый в Саратовской области казачий класс. В 2013 году из 41 классов школы 30 являются казачьими. В них реализуются дополнительные образовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества.
Двенадцатилений опыт работы нашей школы по воспитанию детей и подростков на основе духовно-нравственных и патриотических традиций российского казачества, сформировал следующие принципы Педагогики казачества:
- любовь к Родине,
- доблесть,
-свобода и братство,
- труд и творчество,
-образование и наука,
- почитание старших, понятие о семье,
-уважение к казачьей форме,
-физическая и строевая подготовка,
-казачьи традиции, обряды, образ жизни.
Дополнительные образовательные программы музыкально-эстетического направления разработаны педагогами школы с учётом вышеизложенных принципов. Неотъемлемой частью занятий как групповых, так и индивидуальных является:
1. Дать исторический анализ происхождения изучаемого произведения.
2. Рассмотреть основные сюжеты и образы этого жанра.
3. Раскрыть специфику воздействия, облачённого в музыку, слова на сознание человека (нередко на примере творчества современных исполнителей).
К следующим важнейшим задачам относятся развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Наивысшей же целью является преображение детского сердца, воспитание стойкого иммунитета к негативным явлениям современного мира. При изучении казачьих песен, духовных стихов, величаний святым, учащиеся вовлекаются в размышления о вере(ибо казак без веры-не казак), о величайшей ответственности каждого из нас за Отечество, за народ и за весь мир. А любые размышления духовно образовывают человека, делают его жизнь более осмысленной, порождают в нём желание и способность служения идеальному, высшему.
О высоком достоинстве народной и духовной музыки и её благотворном влиянии на людей известно не мало. Исполнение её способно раскрывать в человеке самые глубокие душевные состояния, самые благороднейшие, возвышенные и святые чувства.
В нашей школе исполнение народных казачьих песен и духовных произведений является неотъемлемой частью внеклассных мероприятий, тематических классных часов, православных праздников. А началась такая традиция шесть лет назад с праздника «Рождество Пресвятой Богородицы, где говорилось о Её семье, о кротком нраве и о том, что земля русская полна чудесами Богоматери, Которая всегда вызволяла наш народ из безвыходных бед. На этом празднике прозвучал наш первый духовный стих «Подошли враги к царству русскому».
Уже к следующему празднику «Покров Богородицы» мы подготовили и исполнили два стиха – «ЗаступницеУсердная» и «У Казанской Божьей Матери» и поняли, что хотим как можно больше узнать об этом жанре.
В настоящее время ведётся работа над казачьими песнями «Жили по-казачьи» и «На молитве русская земля», в которых раскрываются события времён татарского нашествия. Планируется знакомство с произведениями Н. Емелина «Русь», «Побратейники», а также над песнями «Ой, ты степь широкая» и «Баллада о Евгении Родионове».
Такая практика, на наш взгляд, помогает решать следующие задачи:
- формирование эстетических потребностей,
- созерцание «себя изнутри», настрой на позитивные чувства, мысли, поступки, желания,
- побуждению н гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность,
- развитие творческого воображения.
Результат – это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию внеклассной работы, которая и направлена на воспитание духовно-патриотических ценностей учащихся нашей школы.
В школе работают два вокальных кружка: «Эстрадный вокал» - рук. Скиданова В.Е. и рук. Андреева А.С., которые дети посещают с большим интересом, учатся исполнительской культуре, вокальным основам, расширяют кругозор. На базе кружка «Эстрадный вокал» занимаются солисты, в репертуаре которых используются казачьи песни в современной обработке, а также создан ансамбль казаков, состоящий из учащихся среднего и старшего звена школы, который пользуется большой популярностью, выступая на различных мероприятиях не только школы, но и города.
Звучание народных, казачьих духовных песен в стенах школы может стать важным этапом в осуществлении главной цели: развитие внутреннего мира ребёнка, его кругозора, сознания и мироощущения, введения в мир народной духовной культуры, как неотделимой части всей культуры человечества.
Казачья песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению.
Исходя из вышесказанного, хочется закончить стать словами святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2: «Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ 1000 лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству, самоотречения, подвижничества».
Список использованной литературы.
1. Трут В.П. Кто же они - казаки? Ростов-на-Дону, 1995. С.15.
2. Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Часть 1. С.5.
3. Казачий словарь-справочник. М., 1992. Т.2. С.31.
4. Трут В.П. Кто же они - казаки? С.18.
5. Краснов П. Н. История войска Донского.— М.: Вече, 2007.
6. Астапенко М. П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Логос, 1992.
7. Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
8. Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/otrazhenie-v-pesennom-folklore-zhizni-kazachestva
http://www.stihi.ru/2011/09/08/595
rusvolya.ru/node/23
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.