Н. П. Полякова, учитель
русского языка и литературы
МБОУ Комсомольской СОШ
Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся, направленной на их самоопределение и профориентацию в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.
Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. Основная стратегия нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. В рамках президентской программы «Одаренные дети» разработана концепция одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.
При работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с этими детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует, то есть на педагогах. При организации работы с одарёнными детьми востребован учитель, который
· умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;
· имеет потребность в личностном росте и совершенствовании.
Цель работы с одарёнными детьми - создание условий для выявления, поддержки и развития детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных видах деятельности.
Основные задачи:
1) знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
2) отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
3) обеспечение творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Шаг 1. Диагностика.
Администрация образовательной организации вносит в план работы педагога-психолога запросы для диагностики:
· детской одарённости;
· трудностей педагогов в обучении одарённых школьников.
Педагог-психолог выбирает методики для выявления одарённых детей, проводит диагностику, анкетирует учителей, обрабатывает результаты и пишет отчётную справку по итогам диагностик.
Шаг 2. Создание программы работы с одарёнными детьми.
На основе анализа результатов диагностик администрация школы создаёт инициативную группу, в которую входят:
· заместители руководителя;
· руководители методических объединений;
· учителя-предметники.
Эта инициативная группа проектирует программу, её название, цели и задачи, создаёт модель работы, продумывает комплекс инструментов и технологий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, консультации учителей и родителей.
Далее программа обсуждается на педсовете, после чего она включается в Программу развития школы.
Шаг 3. Разработка или корректировка ЛНА (локально-нормативных актов).
Администрация школы готовит или актуализирует локально-нормативные акты (например, Положение о научном обществе учащихся, Положение о школьной научно-практической конференции, Положение об индивидуальном маршруте развития и др.), корректирует программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные программы на основе программы работы с одарёнными детьми.
Шаг 4. Организация НОУ (научного общества учащихся).
НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
Шаг 5. Организация методической помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми.
Администрация организует повышение квалификации педагогических работников по проблемам обучения одарённых детей.
Методическая помощь предусматривает
- разработку системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
- ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений;
- обобщение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создание банка педагогической информации.
Шаг 6. Внедрение проектов для развития одарённых детей. Это могут быть
· учебно-исследовательский центр, где дети учатся проводить исследования;
· мониторинговый комплекс (диагностика достижений и трудностей в обучении);
· консультационный центр для родителей и тому подобное.
Шаг 7. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
- создание для ученика ситуации успеха через индивидуальное обучение и воспитание;
- работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей;
- создание классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;
- включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
- разработка индивидуальных маршрутов;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности, участия в интеллектуальных играх, Интернет-проектах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Шаг 8. Поощрение одаренных детей.
· Информация о достижениях ребёнка на школьном сайте
· Публикация в СМИ
· Благодарственные письма и грамоты школы
· Стенд «Лучшие ученики школы»
· Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета:
- премия администрации «Ученик года»
- награждение грантами
Шаг 9. Работа с родителями одаренных детей.
· Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка
· Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
· Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета
Шаг 10. Подведение итогов.
Школьная администрация оценивает результаты работы с одарёнными детьми и ставит новые цели и задачи.
Исхода из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1) одаренные дети требуют особого подхода, поэтому для этого нужна особая организация всей работы школы в целом;
2) творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако необходимо их развивать;
3) школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах их обучения.
Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Самореализация – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения и является решающим критерием уровня развития общества.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду английский педагог и психолог Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха». Забота о развитии способностей и талантов у учащихся сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.