Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Оценка 4.9

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Оценка 4.9
doc
09.12.2019
Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Доклад.doc

Н. П. Полякова, учитель

русского языка и литературы

МБОУ Комсомольской СОШ

 

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся, направленной на их самоопределение и профориентацию в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

 

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.

            Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. Основная стратегия нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. В рамках президентской программы «Одаренные дети» разработана концепция одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

            При работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с этими детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует, то есть на педагогах. При организации работы с одарёнными детьми востребован учитель, который

·       умеет творчески мыслить и применять инновационные технологии;

·       знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях;

·       умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;

·       имеет потребность в личностном росте и совершенствовании.

            Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.

Цель работы с одарёнными детьми - создание условий для выявления, поддержки и развития детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных видах деятельности.

Основные задачи:

1) знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

2) отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

3) обеспечение творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Какова система работы с одарёнными детьми? Она состоит из 10 шагов.

Шаг 1. Диагностика.

Администрация образовательной организации вносит в план работы педагога-психолога запросы для диагностики:

·       детской одарённости;

·       трудностей педагогов в обучении одарённых школьников.

Педагог-психолог выбирает методики для выявления одарённых детей, проводит диагностику, анкетирует учителей, обрабатывает результаты и пишет отчётную справку по итогам диагностик.

 

Шаг 2. Создание программы работы с одарёнными детьми.

На основе анализа результатов диагностик администрация школы создаёт инициативную группу, в которую входят:

·       заместители руководителя;

·       руководители методических объединений;

·       учителя-предметники.

Эта инициативная группа проектирует программу, её название, цели и задачи, создаёт модель работы, продумывает комплекс инструментов и технологий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, консультации учителей и родителей.

Далее программа обсуждается на педсовете, после чего она включается  в  Программу развития школы.

 

Шаг 3. Разработка или корректировка ЛНА (локально-нормативных актов).

Администрация школы готовит или актуализирует локально-нормативные акты (например, Положение о научном обществе учащихся, Положение о школьной научно-практической конференции, Положение об индивидуальном маршруте развития и др.), корректирует программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные программы на основе программы работы с одарёнными детьми.

 

Шаг 4. Организация НОУ (научного общества учащихся).

НОУ выполняет  роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.

 

Шаг 5. Организация методической помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми.

Администрация организует повышение квалификации педагогических работников по проблемам обучения одарённых детей.

Методическая помощь предусматривает

- разработку системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;

- ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений;

- обобщение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми;

- создание банка педагогической информации.

 

Шаг 6. Внедрение проектов для развития одарённых детей. Это могут быть

·       учебно-исследовательский центр, где дети учатся проводить исследования;

·       мониторинговый комплекс (диагностика достижений и трудностей в обучении);

·       консультационный центр для родителей и тому подобное.

 

Шаг 7. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

- создание для ученика ситуации успеха через индивидуальное обучение и воспитание;

- работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей;

- создание классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;

- включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

- разработка индивидуальных маршрутов;

- формирование и развитие сети дополнительного образования;

- организация научно-исследовательской деятельности, участия в интеллектуальных играх, Интернет-проектах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

 

Шаг 8. Поощрение одаренных детей.

·       Информация о достижениях ребёнка на школьном сайте

·       Публикация в СМИ

·       Благодарственные письма и грамоты школы

·       Стенд «Лучшие ученики школы»

·       Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета:

     - премия администрации  «Ученик года»

     - награждение грантами

 

Шаг 9. Работа с родителями одаренных детей.

·       Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

·       Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

·       Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета

 

Шаг 10. Подведение итогов.

Школьная администрация оценивает результаты работы с одарёнными детьми и ставит новые цели и задачи.

 

Исхода из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) одаренные дети требуют особого подхода, поэтому для этого нужна особая организация всей работы школы в целом;

2) творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако необходимо их развивать;

3) школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах их обучения.

            Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Самореализация – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения и является решающим критерием уровня развития общества.

            Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду английский педагог и психолог Г. Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха». Забота о развитии способностей и талантов у учащихся сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

 

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Формирование эффективной системы выявления и развития способностей и талантов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019