Формирование экспериментальных умений в условиях
реализации ФГОС на уроках химии.
Формирование экспериментальных умений на сегодняшний момент является неотъемлемой частью при обучении такого предмета как химия.
Во-первых, в связи с внедрением в 2020 году в ОГЭ по химии реального эксперимента, а во вторых как одного из факторов повышающего мотивацию при обучении химии.
Таким образом, формирование экспериментальных умений следует рассматривать не только как необходимое условие для изучения конкретной науки, но и как важную составляющую часть основных задач системы образования - освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности реальных видов деятельности.
Мониторинг показывает невысокий уровень сформированности большинства экспериментальных умений у школьников. Это можно объяснить тем, что:
· экспериментальные умения относятся к труднейшим, поэтому их формирование процесс трудоемкий, требующий постоянной целенаправленной работы;
• 2 часа в неделю на изучение химии в основной школе и, как следствие, отсутствие возможности проведения полноценного практикума в рамках школьного курса химии;
• замена реального эксперимента цифровыми лабораториями (анимациями) и видеопоказами;
• недостаток реактивов для выполнения лабораторных опытов и практических работ.
Экспериментальные умения школьников формируются непосредственно при выполнении ими лабораторных опытов и практических работ, а также при наблюдениями за действиями учителя при проведении демонстрационного эксперимента. Однако число выполняемых учащимися лабораторных и особенно практических работ невелико. Результат проведенного практического занятия оценивается главным образом на основе письменного отчета. Контроль за практическими умениями, по существу, отсутствует, что, безусловно, не способствует их совершенствованию.
Одним из дополнительных путей формирования экспериментальных умений может служить более широкое применение ученического демонстрационного эксперимента и решение экспериментальных задач.
Экспериментальные задачи могут применяться не только во время практических работ, но и на всех этапах обучения химии, включая объяснение, закрепление, обобщение, повторение, текущий и итоговый контроль знаний. Как правило, эксперимент включается в задания практических туров многих школьных олимпиад. Важной составляющей химических кружков, элективных курсов, индивидуальной исследовательской работы учащихся являются экспериментальные задачи.
При этом у учителя появится возможность наблюдать вместе с классом за работой ученика, обращать внимание класса на все детали выполняемого опыта, отмечать ошибки. Таким образом, контролируются не только знания учащихся и их интеллектуальные умения, но и экспериментальные, что повышает их значимость у учеников.
Экспериментальная химическая задача – это модель проблемной ситуации, решение которой, в отличие от расчетной задачи, требует от учащихся не только мыслительных, но и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.
Решение экспериментальной задачи предполагает владение учениками соответствующих навыков химического эксперимента. В ходе решения таких задач ученик продолжает расширять и углублять свои знания по химии, а также совершенствует специальные умения в проведении химических опытов, приучая учащихся применять свои знания на практике.
Первым этапом в решении экспериментальной задачи всегда является ее теоретическое осмысление, после которого следует практическое действие. Эту последовательность действий целесообразнее всего отрабатывать на основе демонстрационного эксперимента. С этой целью можно использовать задачи на доказательство принадлежности вещества к определенному классу соединений, на определение вещества, на получение конкретного вещества из исходных и т.д.
Особая роль экспериментальных задач в том, что они формируют навыки самостоятельной работы учащихся, приучают их к аккуратности, совершенствуются внимание, наблюдательность.
Экспериментальные задачи – мощное средство развития мышления учащихся, они убеждаются в том, что за абстрактными формулами стоят реальные вещества с определенными свойствами, что эти свойства можно познать, изучить и применить на практике. Перед проведением эксперимента ученики должны предварительно наметить ход работы, продумать перечень химических реактивов, посуды и оборудования, необходимых для решения задачи. Наблюдая за ходом опыта, ученики подвергают анализу увиденное, учатся высказывать суждения.
Решение экспериментальных задач является неотъемлемой частью или даже условием для подготовки учащихся к сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Экспериментальная задача – это задание, в котором не предполагается проведение вычислений, но требуется выполнить одно или несколько из следующих действий:
• доказать состав вещества;
• осуществить «цепочку» превращений веществ;
• определить каждое вещество из нескольких предложенных;
• получить какое-либо вещество;
• провести реакцию между веществами и объяснить её результат;
• провести реакции, характеризующие принадлежность данного вещества к определенному классу соединений и др.
Особенно важно применять эксперимент на начальном этапе обучения химии.
Например, такие задания представлены в УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара – М.: Вентана-Граф, 2018
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Техника безопасности. Химическая посуда. Разделение смесей. Растворы. |
|||
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Вариант вопроса: Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами? А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро. Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
|
Выберите верные суждения о правилах техники безопасности, правилах обращения с химической посудой и реактивами, о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях:
|
Химический эксперимент при решении задач разного типа |
|
Решение задач по химическим уравнениям на основе химического эксперимента.
|
Расчетные задачи по химическому уравнению, в том числе задачи с применением понятий «массовая доля растворенного вещества», «плотность раствора», «кристаллогидрат». |
|
|
Химический эксперимент: мысленный и реальный |
|
Мысленный эксперимент: Даны вещества: концентрированная серная кислота, железо, медь, гидроксид натрия, сульфат меди (II), хлорид железа (III). Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа (II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции. |
Реальный эксперимент: Дан раствор сульфата аммония, а также набор следующих реактивов: магний, оксид цинка, гидроксид натрия, нитрат бария, фенолфталеиновая индикаторная бумага. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата аммония, и укажите признаки их протекания. |
Вместе с тем, следует учесть, в какой степени наглядны эти опыты, доступны для выполнения учениками. Обязательным условием выполнения эксперимента учащимися является знание и соблюдение ими всех требований техники безопасности.
Систематическое использование экспериментальных задач и ученического демонстрационного эксперимента является не только эффективным способом формирования экспериментальных умений, без которых невозможно изучение химии, но и усиливает воспитывающую функцию, способствуя формированию таких качеств личности как – организованность, собранность, уверенность, ответственность. Помимо этого, выполнение эксперимента оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, вызывает у них интерес к изучаемому предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.