«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр»

  • docx
  • 08.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер-класс
Иконка файла материала Мастер-класс.docx

Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется мастер класс «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр».

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
                 Дидактическая игра может быть индивидуальной     или   коллективной.

Хочу представить вам некоторые игры:

Детей второй младшей группы начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне), необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок нашел круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры.

 

«Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т. д.

 «Узнай по форме»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), предметы разной формы. Нужно подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы». Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам. 2. Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).

«Из каких фигур состоит»

Цель: Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). У нас картинки с изображением домиков, составленных из геометрических фигур. Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, какого они цвета и размера. Предлагается движением руки обвести контуры домика, найти геометрическую фигуру и выложить методом наложения на карточку, Педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?»

 

 

Предлагаю вашему вниманию идею из подручных материалов. Крышки от этого пюре имеют необычную форму. На крышке присутствуют насечки, с помощью которых их можно соединять друг с другом. Для этого нужно только собрать их достаточное количество.

Начнем с самого простого. Когда мы хотим познакомить детей с числами. Для этого берем крышечки : красное -это будет 1,2 зеленые крышечки -это число 2, 3 желтые соединенные между собой- это 3. Берем основные цвета. Раскладываем перед ребенком 3 условных числа и говорите: «Найди 1» и ребенок показывает красного цвета крышку. Одень один на палец. «Найди 2», теперь он одевает на 2 пальца и т.д.

«Чего больше - чего меньше»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Предлагаем ребенку выложить в ряд единицы (4 шт.красных).Дальше просим положить напротив каждой синие крышки, при этом нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнил..А теперь просим  убрать одну крышку и спрашиваем- каких крышек больше, красных или синих, каких меньше или поровну. А что нужно сделать, чтобы стало поровну (добавить одну крышечку).Также  можно попросить убрать еще раз синего цвета крышечку и спросить, а как можно еще сделать, чтобы стало поровну(надо убрать красную крышечку).

«Продолжи ряд»

Ребенку предлагается выложить логические цепочки. Самая простая цепочка это змейка из двух цветов. Выкладываю начало змейки, а ребенку  предлагаю продолжить. Спрашиваю, какая крышка должна быть следующей, почему. Ребенок выбирает и  раскладывает  в соответствии с заданной закономерностью. Можно усложнить по 2 кр.,1 желтый или 2 кр..2 желт. Также можно сделать ошибку и попросить ребенка исправить.

А еще крышечки можно нанизывать на шнурок.

«Лесенка»

Цель: формирование у детей умения строить последовательный ряд по величине.

На столе башенки из крышечек. Предлагаю построить лесенку в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. «Чтобы выполнить верно, нужно каждый раз брать самую высокую башенку из всех, которые не уложены в ряд».

Можно попросить ребенка закрыть глаза и убрать 1 башенку и спросить, что поменялось.

В заключение хочу отметить, что с помощью дидактических игр дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

 


 

Скачано с www.znanio.ru