Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению
Оценка 5

Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению

Оценка 5
Лекции +1
docx
воспитание +2
02.02.2020
Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению
Формирование эмпатии.docx

Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению

Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что переводится как «сопереживание». Эмпатия. Что это такое ↑

Способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, принято называть эмпатией.

В современной науке психологии значение этого слова трактуют, как способность понять внутреннее состояние другого человека, приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделив его переживания.

Первым ввел в употребление это понятие американец Эдвард Титчнер.

. Виды и уровни ↑

В психологии разработано много тестов, которые определяют уровень эмпатии и диагностику ее вида.

Уровни

 Повышенный уровень характерен ярко-выраженным сопереживанием. Человек не в состоянии отделить свои проблемы и чувства от проблем близких, а иногда и совершенно чужих людей. Психологи в данном случае говорят об аффективном уровне эмпатии. Признаки эмпатов аффективного типа: слишком сильная душевная ранимость, впечатлительность, беспричинное чувство вины.

Нормальный уровень присущ большинству населения. Эмоции они стараются держать под контролем и не показывают их перед посторонними.

Низкий уровень характеризуется неспособностью к сопереживанию и принятию других точек зрения. Поступки людей, основанные на эмоциях, антиэмпат считает бессмысленными. В результате возникают серьезные затруднения при контактах с окружающими

. Виды

В связи с развитием уровня эмпатии людей принято разделять на четыре вида:

Не эмпаты (или антиэмпаты) – имеют низкий уровень эмпатии.

 Слабые эмпаты – это большинство населения. У них достаточно высокий уровень эмпатии, они могут контролировать получаемые с внешнего мира впечатления, но не всегда достаточно хорошо. Поэтому они подвержены стрессам и эмоциональной перегрузке.

 Функциональные – люди с высоким уровнем эмпатии, способные контролировать собственные эмоции, не подавляя их. Таких людей мало, внешне они не отличаются от других людей.

Профессиональные – легко распознают эмоции другого человека по самым незначительным формам и признакам. Поэтому они могут управлять чужими эмоциями, направляя их в нужное русло. Они способны поднять настроение даже тяжелобольному, а в период скорби могут заставить на время забыть о печали, поверить в себя когда, казалось, уже нет надежды. Такие люди – большая редкость.

Психология общения эмпатов ↑

 Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Чувственность и возраст

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема.

 Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Обычно способность к эмпатии все же увеличивается при накоплении жизненного опыта. Но бывают и исключения. Особенно пугающе выглядит низкий уровень эмпатии у подростков, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, думающий о правовых последствиях своих поступков.

Факторы развития

 Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:

Теплые и доверительные отношения внутри семьи.

 Сопереживание взрослых другим людям.

Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным.

Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п.

Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.

Повышенный уровень

Людей с гипертрофированным уровнем эмпатии постоянно переполняет море чувств по отношению к другим. Они не умеют контролировать свою чувственную способность, она принимает болезненные формы. Эмпаты часто «рвут свое сердце» над чужими проблемами. Быть таким человеком – удивительно, так как можно понять другого, как самого себя. Но это и огромная ответственность для собственного здоровья. Нужно учиться контролировать это чувство. Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

 У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.

Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».

Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.

Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.

Пониженный уровень эмпатии, пожалуй, еще худшее явление, чем повышенный. Многие психологи констатируют, что эмпатия – врожденное свойство. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну. Психологи дают рекомендации, которые помогут:

научиться понимать самого себя – эта первая ступень для адекватного восприятия других; научиться управлять не только своими поступками, но также собственными мыслями и чувствами; научится понимать чувства, а затем и мысли других людей.

«Угадай эмоцию»

Каждому участнику игры раздаются листки, на которых задана определённая эмоция (радость, гнев, печаль, интерес, раздражение, злость, отвращение, удивление). И по очереди один участник изображает свою эмоцию, все остальные угадывают ее.

«Отражение в зеркале»

Это упражнение разыгрывается в парах. Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого — все жесты и мимику повторить. Через несколько минут люди меняются ролями.


 

Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению

Формирование эмпатии как ориентировка в партнере по общению

Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии

Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020