ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: химия
Тема урока: Углерод. Соединения углерода.
Компонент урока: Формирование естественнонаучной и читательской грамотности
Тип урока: Обобщение
Цели урока: Обобщение и систематизация знания детей. Формирование умения применять знания и умения в новых ситуациях.
Деятельностная цель: Формирование у обучающихся способности к самостоятельному выявлению собственных проблем и нахождению путей их решения.
Содержательная цель: Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
Формируемые компетенции
1. Объяснять естественно-научные явления.
2. Понимать проблемы окружающей среды
4. Принимать ценность здорового и безопасного образа жизни
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Актуализация знаний |
Из меня состоит всё живое, Я-графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. Что это за элемент? Какие соединения углерода вы знаете? |
Ответ: Называют элемент и его соединения |
2. Включение изученного в систему знаний Формирование естественнонаучной и читательской грамотности: |
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды и оказывающим глобальное влияние на климат является углекислый газ. Давайте более подробно поговорим о влияние углекислого газа. (перед выполнением задания закрыть окна и двери в кабинет) · Текст №1, выполнить задание к тексту · Какое же влияние оказывает на человека повышение концентрации СО2 в помещении? · Выполните задание № 2 · Предложите способы уменьшения влияния на организм углекислого газа (после выполнения открыть форточки, проветрить помещение) · Углекислый газ приносит не только вред, но и пользу здоровью человека. Какую?
· Благодаря выделению углекислого газа при нагревании из пищевой соды тесто для тортов и пирожных получается пышным и вкусным. Напишите уравнение реакции. Выполните задание № 3 |
Выявление границ применимости системы знаний; Выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний. Самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний; Обоснование способов действий с формулированием проблем; Самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
Выполнение расчёта
Ответы: Головная боль, ухудшение концентрации внимания, сонливость, вялость. Обсуждение ответов
Ответы: Проветривание помещения, больше находиться на свежем воздухе и др.
Ответы: Углекислый газ участвует в метаболических процессах. Регулирует работу дыхательного и сосудисто-двигательного центра, возбудимость нервной системы, активность многих ферментов и гормонов, отвечает за электролитный состав крови, тонус центральной нервной системы, сосудов и бронхов, поддерживает обмен веществ.
Ответ: 2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O
Выполняют расчёты. Ответ: лимонной или уксусной кислотой |
3. Рефлексия учебной деятельности |
Запишите формулы всех веществ, содержащих углерод, о которых сегодня говорилось на уроке. Составьте из них цепочку превращений, обменяйтесь с одноклассниками, сравните полученные цепочки. |
Соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности; Оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия |
Приложение
1. Прочитайте текст. Выполните задание 1.2
«Из внешней среды углекислый газ поступает в помещение вместе с воздухом, где его уровень начинает повышаться. Внутри помещений CO2 вырабатывается находящимися в нём людьми, животными и растениями и чем больше людей в помещении и активнее их деятельность, тем быстрее будет расти уровень CO2.
Основные нормативы по содержанию углекислого газа в помещении установлены в ГОСТ 30494-2011, согласно которому, оптимальным содержанием CO2 в помещении является 800 ppm (0,8л\1м3). Это считается высоким качеством воздуха. Допустимая концентрация углекислого газа находится в пределах 1000-1400 ppm. Концентрация свыше этих показателей означает, что воздух в помещении низкого качества и может негативно влиять на организм человека.»
1.2 ПДК углекислого газа в помещении 0,8л/м3. Человек при работе в офисе выдыхает 400мл/1мин. За сколько минут содержание СО2 в закрытом сейчас кабинете достигнет ПДК.
2. Прочитайте текст. Какой объём углекислого газа, по вашему мнению, в данном помещении будет оказывать самое негативное влияние?
«Углекислый газ влияет на состояние организма человека, так как играет важную роль в процессе метаболизма, помогая кислороду высвобождаться от гемоглобина и поступать в ткани и органы. Но необходимо поддерживать баланс кислорода и углекислого газа, так как избыток СО2 может привести к негативным последствиям. Если на протяжении длительного времени находиться в помещении с повышенным уровнем CO2, то в крови появляется избыток углекислого газа, нарушается кислотность крови (pH), что приводит к респираторному ацидозу или первичной гиперкапнии. Среди симптомов респираторного ацидоза выделяют: снижение концентрации внимания, учащённое сердцебиение, перевозбуждение, общую вялость, сонливость, беспокойство, повышенное давление, головную боль, спутанность сознания. Симптомы развиваются постепенно, по мере нахождения в помещении с высоким уровнем CO2, в критической ситуации могут привести к потере сознания.
Степень негативного влияния углекислого газа на организм увеличивается соразмерно периодичности и длительности пребывания в помещении с повышенной концентрацией CO2. При кратковременном воздействии в несколько часов симптомы постепенно пройдут, когда человек покинет помещение или проветрит его. Но если воздействие высокого содержания углекислого газа носит регулярный характер, то может развиться хронический респираторный ацидоз, последствиями которого может стать снижение иммунитета, болезни дыхательных путей, заболевания сердечно-сосудистой системы, снижение метаболизма, нарушение сна, возникновение головных и суставных болей, общая слабость.»
Уровень СО2 |
Воздействие на человека |
400—600 ppm |
Качественный воздух для оптимального состояния организма |
800—1000 ppm |
Допустимое содержание, появляются жалобы на духоту |
1000—2000 ppm |
Общий дискомфорт, слабость, сонливость, снижение концентрации внимания |
2000—5000 ppm |
Нежелательное воздействие на организм, головные боли, невозможность сосредоточиться, вялость, раздражение слизистых оболочек и дыхательных путей |
5000—7000 ppm |
Крайне нежелательное воздействие на организм, снижение умственной и нервной активности, мигрень, чувство жара |
выше 7000 ppm |
Опасное воздействие на организм, удушье, спутанное сознание, ухудшение слуха и зрения |
выше 30000 ppm |
Отравление, учащённый пульс и дыхание, тошнота, рвота, потеря сознания |
3. Рассчитайте, сколько кг бисквита можно испечь, используя пачку пищевой соды, если на 1 кг бисквита уходит 3г соды. С чем смешивают соду перед добавлением в тесто?
Источник текстов: https://xn--90aifdm6al.xn--p1ai/blog/vozdejstvie-co2-na-cheloveka#co2-acidoz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.