Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Оценка 4.9

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
химия
9 кл—11 кл
03.02.2018
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Данная статья посвящена вопросам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, где указаны важные виды исследований учащихся по химии, по каким критериям этот метод обучения применяется на уроках, какие приемы , составляющие исследовательскую деятельность, отрабатываются на уроках, приведены примеры. Показаны основные этапы исследования при выполнении практической работы, эксперимента при подготовке проекта или выступления на научно-практической конференции. В работе выделены типы экспериментальных задач, критерии ученических исследований и указаны темы проектов, над которыми работали ученики.Данная статья посвящена организации исследовательской и проектной работе на уроках химии.
организация исследовательской работы учащихся -конференция.docx
Организация     исследовательско   ­   проектной   деятельности   учащихся   при   обучении химии. МАОУ Гимназия №1 г. Белогорск, Амурская область. Кузовая Татьяна Валериановна. Высшая квалификационная категория по должности «Учитель». Домашний телефон  8 (416­41) 2­47­41 Рабочий телефон 8 (416­41) 2­28­50 Адрес электронной почты kuzowaia    @   mail  .  ru   Почтовый адрес 676850 г. Белогорск, ул. Красноармейская 19, кВ.24 Данная статья посвящена вопросам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, где указаны важные виды исследований учащихся по химии, по каким критериям этот метод обучения применяется на уроках, какие приемы   ,   составляющие   исследовательскую   деятельность,   отрабатываются   на   уроках, приведены примеры. Показаны основные этапы исследования при выполнении практической работы,   эксперимента   при   подготовке   проекта   или   выступления   на   научно­практической конференции.   В   работе   выделены   типы   экспериментальных   задач,   критерии   ученических исследований и указаны темы проектов, над которыми работали ученики. Задачей современной школы является не только обеспечения высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественного цикла существует много возможностей для   развития   умений   и   навыков,   необходимых   для   исследовательской   и   проектной деятельности. На мой взгляд именно этот вид деятельности позволяет превратить ребенка в активного субъекта совместной деятельности. Исследовать, значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Главная цель исследовательско­проектного обучения ­ формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности,   активизировать   обучение,   передать   учащимся   инициативу   в   познавательной деятельности. Основными функциями исследовательского подхода в обучении являются:  Создание положительной мотивации учения и образования.  Развитие интеллектуальной сферы личности.  Формирование общеучебных умений и навыков, способствующих развитию личности   навыки   оценочной ребенка: самостоятельности,   работа   в   сотрудничестве,   менеджерские   умения   и   навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.   рефлексивные   умения,   поисковые   умения, Сущность исследовательского подхода в обучении заключается в следующем: 1. Введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс. 2. Актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. 3. Сотрудничество учителя и ученика. Системообразующим   принципом   в   организации   исследовательско­проектной   деятельности учащихся   является   принцип   самодеятельности.   Ребенок   овладевает   ходом   исследования только через проживание его, т.е через собственный опыт. Поэтому одной из задач учителя является   обучение   учащегося   методам,   принципам,   формам   и   способам   научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера. При этом хочу выделить основные условия эффективности данного процесса: 1. Ученик должен хотеть проводить исследования и работать над проектом. 2. Ученик должен суметь это сделать. 3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. На мой взгляд, основными видами исследовательской работы по химии на уроках являются:  Решение   качественных   химических   задач   при   выполнение   практических   работ   или проблемных ситуаций во время выполнения лабораторной работы.  Поисковая деятельность при написании рефератов.  Проектная   деятельность   при   прогнозировании   моделировании   химического   процесса реакций. Основными критериями для применения исследовательско­проектного метода обучения, по моему мнению, являются:  Наличие базовых знаний учащихся.  У   учащихся   должен   быть   навык   подобной   деятельности,   поэтому   на   уроках   химии   в младших классах его вырабатываем на практических работах.  Т.к. объем знаний у младших школьников невелик, экономить время и торопить их при выполнении исследований нежелательно.  Учащиеся должны знать методы научного познания, а это наша задача ­ знакомить их с ними с начальной школы на уроках природоведения. На основании изучения уровня познавательного интереса, а так же уровня сформированности исследовательских   умений   и   навыков   для   приобщения   учащихся   к   исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки­исследования. На уроках с   элементами   исследования   учащиеся   отрабатывают   отдельные   учебные   приемы, составляющие   исследовательскую   деятельность:   уроки   по   выбору   темы   или   метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента,   работа   с   источниками   информации,   заслушивание   сообщений,   защита рефератов и т.д. Так,  на  первом  уроке  в 8  классе  по теме  «Предмет  химии»  можно провести  совместное исследование «Роль химии в жизни человека», используя методический прием «покопаемся в памяти»,   подготовить   электронные   презентации,   содержащие   дополнительный   материал   и научно­популярную   литературу.   А   в   качестве   домашнего   задания   предложить     написание рассказа «Жизнь без химии». На уроке в 9 классе по теме «Азот» ученики выполняют задание: Изучите текст учебника О.С.Габриеляна «Химия 9 класс» на стр.109­110 «Круговорот азота в природе» и определите значение этого процесса в природе, предложите свою схему круговорота азота. На   уроке   в   9   классе   по   теме   «Углерод»,   изучая   аллотропные   видоизменения   углерода, ученики  выполняют  задание:  Как можно доказать, что алмаз  и графит образованы одним химическим элементом. На уроке­исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы   научного   познания,   учатся   формулировать   и   решать   исследовательские   задачи.   На таких   уроках   использую   технологию   сотрудничества   (работу   в   малых   группах).   При выполнении самостоятельных работ можно использовать  задания, опосредующие учебную информацию.   В   таких   заданиях   информация   дается   непосредственно   или   указывается источник,   из   которого   можно   получить   информацию.   Эти   задания   предназначены   для первоначального   восприятия   учебного   материала.   Так,   на   уроке   в   8   классе   по   теме «Экологические проблемы загрязнения воздуха» ученики в группах или парах изучают текст с информацией по теме и выполняют задание: Изучите экологическую проблемы, заполните таблицу: Экопроблема   В проявляется чем Причины возникновения Последствия Пути   решения проблемы Каждая   группа   из   текста   выбирает   информацию   по   своей   теме,   а   затем   выступает   с сообщением перед классом. Какая­то из проблем может быть вынесена на домашнюю работу с указанием   литературы   или   Интернет­сайта,   где   о   ней   говорится.  Можно   использовать задания,  направляющие   работу   ученика   с   учебным   материалом.   Такие   задания ориентируют   ученика   на   осмысление   и   систематизацию   учебного   материала,   а   так   же   на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. Так, на уроке в 9 классе по теме «Общая   характеристика   металлов»   ученики   выполняют   задание:   Изучите   текст   П.5,6 учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс» и заполните таблицу по сравнению металлов и неметаллов: Признак сравнения Металлы Неметаллы 1. Положение в ПС 2. Строение атома 3. Свойства атома 4. Строение   простых веществ 5. Физические свойства Ученики могут работать индивидуально, в парах или группах в зависимости от особенностей класса.  Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности, направляют их   к   решению   проблемы,   к   самостоятельному   сбору   материала,   к   составлению   заданий, написанию сочинений и т.д. К ним можно отнести творческие задания по написанию реферата, составление   кроссвордов   и   ребусов,   создание   электронных   презентаций   по   определенным темам. Так,  на уроке в 10 классе  «Природные источники  углеводородов» ученики  представляют результаты   своих   исследований   о   влиянии   нефти   на   живые   организмы.   Положительным моментом   данного   задания   является   реализация   межпредметных   связей   с   биологией.   На уроке в 11 классе по теме «Дисперсные системы» учащиеся представляют исследования о применении различных видов дисперсных систем в быту, природе, промышленности. Основные   направления   интенсификации   самостоятельной   работы   учащихся   кроются   в коренном   изменении   лабораторно­практических   занятий   в   сторону   усиления исследовательской деятельности учащихся. При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно   овладевают   следующими   этапами   исследования:  постановка   проблемы ­построение   гипотезы   –проектирование   опыта   –составление   плана   эксперимента   – осуществление   эксперимента   –оформление   результатов   эксперимента   – формулирование вывода. Учащимся   заранее   перед   практической   работой   даются   задания,   которые   требуют предварительной   домашней   подготовки.   Сначала   ученик   теоретически   решает   задачи   и планирует   свою   деятельность   на   уроке,   а   затем   проверяет   гипотезы   экспериментально. Например,  в  8  классе   при  выполнении   экспериментальной   задачи,   «В  какой  из  выданных пробирок находится вода, раствор кислоты, раствор щелочи» ученики заранее находят ответ, а   затем   выбирают   наиболее   рациональный   путь   выполнения   эксперимента   и   проводят исследование.   На   последнем   этапе   ученик   анализирует   полученные   результаты   и   делает самостоятельные   выводы.   При   решении   экспериментальных   задач   происходит самообразование   учащихся,   актуализация   необходимых   знаний,   построение   плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия. Типы экспериментальных задач, выполняемых на уроках химии: 1. Задачи на получение веществ. 2. Задачи на распознавание веществ. 3. Задачи на доказательство качественного состава вещества. 4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления. В связи с сокращением числа часов на изучение химии происходит постепенное сокращение химического   эксперимента.   Одним   из   выходов   из   сложившейся   ситуации   может   служить домашний   эксперимент,   как   вид   самостоятельной   исследовательской   работы.   Такими опытами могут быть:  Получение дистиллированной воды и изучение ее свойств.  Определение   щелочного   характера   мыльного   раствора   с   помощью   самодельных индикаторов (свекольный или смородиновый сок).  Выращивание кристаллов.  Определение жесткости воды. С результатами домашнего эксперимента учащиеся выступают на уроках. Большую   роль   в   формировании   исследовательских   умений   играет   внеклассная   работа   по химии.   При   определении   тематики   ученических   исследований   необходимо   учитывать следующие критерии: 1. Актуальность темы, важность ее в практическом отношении; 2. Соответствие интересам учащегося­исследователя. 3. Реальная выполняемость. 4. Обеспеченность необходимым количеством различных источников информации. Исследовательскую работу ученики выполняют в определенной последовательности: ­формулирование темы; ­Формулирование цели и задач исследования; ­теоретические исследования; ­экспериментальные исследования; ­анализ и оформление научных исследований; ­публичное представление работы. На   уроках   и   внеклассных   мероприятиях   использую   метод   проектов,   который   коренным образом меняет функцию ученика в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом,   на   который   направлена   обучающая   активность   учителя,   а   субъектом   процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Проектное обучение   ориентировано   на   самостоятельную   деятельность   учащихся   –   индивидуальную, парную, групповую.  Я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам: ­в проекте должна быть решена какая­либо проблема; ­проводится исследовательская работа; Проект выполняется самостоятельно учащимися; ­учительвыполняет роль консультанта; ­результаты проекта должны иметь практическую значимость; ­в конце работы над проектом необходимо проанализировать что получилось, а что нет. При выборе темы проекта учитываю: возможность использования его результатов для более углубленного   изучения   программного   материала;   проведение   эксперимента;   реализацию межпредметных   связей;   практико­ориентированную   направленность   исследования.   При работе над проектом предлагаю в помощь учащимся следующие материалы:   Требования к проектам.  Методические рекомендации по подготовке проекта.  Памятки «Как оформить результаты», «Как подготовить защиту презентации», «Как оформить паспорт проекта» и т.д. Так учащимися 9­11 классов были выполнены следующие проекты, с которыми они выступали на школьных, городских конференциях, принимали участие в российских конкурсах: 1. Как здоровье твое, Белогорск? (Юртаева Е. 11 класс). 2. Шоколад: польза или вред (Кель Ю. 9 класс). 3. Иод, его полезные свойства (Щербинина Т. 9 класс). 4. Вся правда о чипсах (Михалевич Е. 9 класс). 5. Определение свинца в снегу возле АЗС (ШиловаТ. 10 класс). 6. Энергосберегающие лампы (Войтенко П. 10 класс). 7. Экология жилища (Никитенко В. 11 класс). Опыт   показывает,   что   целенаправленная   и   систематическая   работа   по   формированию исследовательских умений и применение метода проектов способствуют:        усилению мотивации учебной деятельности и познавательной активности; изменению качества учебного процесса в связи с использованием новых технологий; повышению интереса учащихся к химии; развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний; интеллектуальному росту учащихся; появляется стимул не только получать хорошие отметки, но и хорошие знания; более оживленно проходят уроки. Таким образом исследовательская и проектная деятельность позволяет формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Литература: 1. Галичкина О.В. Занимательная  химия на уроках 8­11 классах. Волгоград. Учитель. 2007. 2. Курдюмова   Т.И.   Компьютерная   технология   обучения   химии:   достоинства   и недостатки. Химия в школе. 2002 №8.с.35­37. 3. Левитас   Д.Г.   Школа   для   профессионалов   или   семь   уроков   для   тех,   кто   учит.   М. Московский психолого­социальный институт. Воронеж. Изд.НПО «МОДЭК». 2001.с. 256. 4. Макошина   В.Н.,   МещеряковаЕ.В.   Использование   компьютеров   в   обучении   химии. Химия. Методика преподавания в школе. 2002 №6. С. 55­60. 5. Тяглова Е.В.Исследовательская деятельность учащихся по химии. М. Глобус. 2007. 6. Фельдман И.Д. Создание и использование компьютерных презентаций. Химия в школе. 2005 №7. С. 36­37.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.

Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018