Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
химия
9 кл—11 кл
03.02.2018
Данная статья посвящена вопросам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, где указаны важные виды исследований учащихся по химии, по каким критериям этот метод обучения применяется на уроках, какие приемы , составляющие исследовательскую деятельность, отрабатываются на уроках, приведены примеры. Показаны основные этапы исследования при выполнении практической работы, эксперимента при подготовке проекта или выступления на научно-практической конференции. В работе выделены типы экспериментальных задач, критерии ученических исследований и указаны темы проектов, над которыми работали ученики.Данная статья посвящена организации исследовательской и проектной работе на уроках химии.
организация исследовательской работы учащихся -конференция.docx
Организация исследовательско проектной деятельности учащихся при обучении
химии.
МАОУ Гимназия №1 г. Белогорск, Амурская область. Кузовая Татьяна Валериановна.
Высшая квалификационная категория по должности «Учитель».
Домашний телефон 8 (41641) 24741
Рабочий телефон 8 (41641) 22850
Адрес электронной почты kuzowaia
@ mail
. ru
Почтовый адрес 676850 г. Белогорск, ул. Красноармейская 19, кВ.24
Данная статья посвящена вопросам организации исследовательской и проектной деятельности
учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, где указаны важные виды исследований
учащихся по химии, по каким критериям этот метод обучения применяется на уроках, какие
приемы , составляющие исследовательскую деятельность, отрабатываются на уроках,
приведены примеры. Показаны основные этапы исследования при выполнении практической
работы, эксперимента при подготовке проекта или выступления на научнопрактической
конференции. В работе выделены типы экспериментальных задач, критерии ученических
исследований и указаны темы проектов, над которыми работали ученики.
Задачей современной школы является не только обеспечения высокого уровня образования
учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои
знания. В процессе изучения предметов естественного цикла существует много возможностей
для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской и проектной
деятельности. На мой взгляд именно этот вид деятельности позволяет превратить ребенка в
активного субъекта совместной деятельности. Исследовать, значит видеть то, что видели все,
но думать так, как не думал никто. Главная цель исследовательскопроектного обучения
формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы
деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в познавательной
деятельности.
Основными функциями исследовательского подхода в обучении являются:
Создание положительной мотивации учения и образования.
Развитие интеллектуальной сферы личности.
Формирование общеучебных умений и навыков, способствующих развитию личности
навыки оценочной
ребенка:
самостоятельности, работа в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки,
коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.
рефлексивные умения,
поисковые умения,
Сущность исследовательского подхода в обучении заключается в следующем:
1. Введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс.
2. Актуализация внутрипредметных и межпредметных связей.
3. Сотрудничество учителя и ученика.
Системообразующим принципом в организации исследовательскопроектной деятельности
учащихся является принцип самодеятельности. Ребенок овладевает ходом исследования
только через проживание его, т.е через собственный опыт. Поэтому одной из задач учителя
является обучение учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность
самореализоваться через решение задач научного характера.
При этом хочу выделить основные условия эффективности данного процесса:
1. Ученик должен хотеть проводить исследования и работать над проектом.
2. Ученик должен суметь это сделать.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
На мой взгляд, основными видами исследовательской работы по химии на уроках являются:
Решение качественных химических задач при выполнение практических работ или
проблемных ситуаций во время выполнения лабораторной работы.
Поисковая деятельность при написании рефератов.
Проектная деятельность при прогнозировании моделировании химического процесса
реакций.
Основными критериями для применения исследовательскопроектного метода обучения, по
моему мнению, являются:
Наличие базовых знаний учащихся.
У учащихся должен быть навык подобной деятельности, поэтому на уроках химии в
младших классах его вырабатываем на практических работах.
Т.к. объем знаний у младших школьников невелик, экономить время и торопить их при
выполнении исследований нежелательно.
Учащиеся должны знать методы научного познания, а это наша задача знакомить их с
ними с начальной школы на уроках природоведения.
На основании изучения уровня познавательного интереса, а так же уровня сформированности
исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской
деятельности организую уроки с элементами исследования и урокиисследования. На уроках
с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы,
составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода
исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением
эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита
рефератов и т.д.
Так, на первом уроке в 8 классе по теме «Предмет химии» можно провести совместное
исследование «Роль химии в жизни человека», используя методический прием «покопаемся в
памяти», подготовить электронные презентации, содержащие дополнительный материал и
научнопопулярную литературу. А в качестве домашнего задания предложить написание
рассказа «Жизнь без химии».
На уроке в 9 классе по теме «Азот» ученики выполняют задание: Изучите текст учебника
О.С.Габриеляна «Химия 9 класс» на стр.109110 «Круговорот азота в природе» и определите
значение этого процесса в природе, предложите свою схему круговорота азота.
На уроке в 9 классе по теме «Углерод», изучая аллотропные видоизменения углерода,
ученики выполняют задание: Как можно доказать, что алмаз и графит образованы одним
химическим элементом.
На урокеисследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают
этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На
таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). При
выполнении самостоятельных работ можно использовать задания, опосредующие учебную
информацию. В таких заданиях информация дается непосредственно или указывается источник, из которого можно получить информацию. Эти задания предназначены для
первоначального восприятия учебного материала. Так, на уроке в 8 классе по теме
«Экологические проблемы загрязнения воздуха» ученики в группах или парах изучают текст с
информацией по теме и выполняют задание:
Изучите экологическую проблемы, заполните таблицу:
Экопроблема
В
проявляется
чем
Причины
возникновения
Последствия
Пути решения
проблемы
Каждая группа из текста выбирает информацию по своей теме, а затем выступает с
сообщением перед классом. Какаято из проблем может быть вынесена на домашнюю работу с
указанием литературы или Интернетсайта, где о ней говорится. Можно использовать
задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания
ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а так же на
самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. Так, на уроке в 9 классе по теме
«Общая характеристика металлов» ученики выполняют задание: Изучите текст П.5,6
учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс» и заполните таблицу по сравнению металлов и
неметаллов:
Признак сравнения
Металлы
Неметаллы
1. Положение в ПС
2. Строение атома
3. Свойства атома
4. Строение простых
веществ
5. Физические свойства
Ученики могут работать индивидуально, в парах или группах в зависимости от особенностей
класса. Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности, направляют
их к решению проблемы, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий,
написанию сочинений и т.д. К ним можно отнести творческие задания по написанию реферата,
составление кроссвордов и ребусов, создание электронных презентаций по определенным
темам.
Так, на уроке в 10 классе «Природные источники углеводородов» ученики представляют
результаты своих исследований о влиянии нефти на живые организмы. Положительным
моментом данного задания является реализация межпредметных связей с биологией. На
уроке в 11 классе по теме «Дисперсные системы» учащиеся представляют исследования о
применении различных видов дисперсных систем в быту, природе, промышленности.
Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в
коренном изменении лабораторнопрактических занятий в сторону усиления
исследовательской деятельности учащихся. При решении экспериментальных задач учащиеся
последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы
построение гипотезы –проектирование опыта –составление плана эксперимента –
осуществление эксперимента –оформление результатов эксперимента –
формулирование вывода.
Учащимся заранее перед практической работой даются задания, которые требуют
предварительной домашней подготовки. Сначала ученик теоретически решает задачи и
планирует свою деятельность на уроке, а затем проверяет гипотезы экспериментально. Например, в 8 классе при выполнении экспериментальной задачи, «В какой из выданных
пробирок находится вода, раствор кислоты, раствор щелочи» ученики заранее находят ответ,
а затем выбирают наиболее рациональный путь выполнения эксперимента и проводят
исследование. На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и делает
самостоятельные выводы.
При решении экспериментальных задач происходит
самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана
деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия.
Типы экспериментальных задач, выполняемых на уроках химии:
1. Задачи на получение веществ.
2. Задачи на распознавание веществ.
3. Задачи на доказательство качественного состава вещества.
4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления.
В связи с сокращением числа часов на изучение химии происходит постепенное сокращение
химического эксперимента. Одним из выходов из сложившейся ситуации может служить
домашний эксперимент, как вид самостоятельной исследовательской работы. Такими
опытами могут быть:
Получение дистиллированной воды и изучение ее свойств.
Определение щелочного характера мыльного раствора с помощью самодельных
индикаторов (свекольный или смородиновый сок).
Выращивание кристаллов.
Определение жесткости воды.
С результатами домашнего эксперимента учащиеся выступают на уроках.
Большую роль в формировании исследовательских умений играет внеклассная работа по
химии. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать
следующие критерии:
1. Актуальность темы, важность ее в практическом отношении;
2. Соответствие интересам учащегосяисследователя.
3. Реальная выполняемость.
4. Обеспеченность необходимым количеством различных источников информации.
Исследовательскую работу ученики выполняют в определенной последовательности:
формулирование темы;
Формулирование цели и задач исследования;
теоретические исследования;
экспериментальные исследования;
анализ и оформление научных исследований;
публичное представление работы.
На уроках и внеклассных мероприятиях использую метод проектов, который коренным
образом меняет функцию ученика в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не
объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса
обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно,
необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Проектное
обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности,
с требованиями, предъявляемыми к проектам:
в проекте должна быть решена какаялибо проблема;
проводится исследовательская работа;
Проект выполняется самостоятельно учащимися;
учительвыполняет роль консультанта;
результаты проекта должны иметь практическую значимость;
в конце работы над проектом необходимо проанализировать что получилось, а что нет.
При выборе темы проекта учитываю: возможность использования его результатов для более
углубленного изучения программного материала; проведение эксперимента; реализацию
межпредметных связей; практикоориентированную направленность исследования. При
работе над проектом предлагаю в помощь учащимся следующие материалы:
Требования к проектам.
Методические рекомендации по подготовке проекта.
Памятки «Как оформить результаты», «Как подготовить защиту презентации», «Как
оформить паспорт проекта» и т.д.
Так учащимися 911 классов были выполнены следующие проекты, с которыми они выступали
на школьных, городских конференциях, принимали участие в российских конкурсах:
1. Как здоровье твое, Белогорск? (Юртаева Е. 11 класс).
2. Шоколад: польза или вред (Кель Ю. 9 класс).
3. Иод, его полезные свойства (Щербинина Т. 9 класс).
4. Вся правда о чипсах (Михалевич Е. 9 класс).
5. Определение свинца в снегу возле АЗС (ШиловаТ. 10 класс).
6. Энергосберегающие лампы (Войтенко П. 10 класс).
7. Экология жилища (Никитенко В. 11 класс).
Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию
исследовательских умений и применение метода проектов способствуют:
усилению мотивации учебной деятельности и познавательной активности;
изменению качества учебного процесса в связи с использованием новых технологий;
повышению интереса учащихся к химии;
развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;
интеллектуальному росту учащихся;
появляется стимул не только получать хорошие отметки, но и хорошие знания;
более оживленно проходят уроки.
Таким образом исследовательская и проектная деятельность позволяет формировать новый
тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к
сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Литература:
1. Галичкина О.В. Занимательная химия на уроках 811 классах. Волгоград. Учитель.
2007.
2. Курдюмова Т.И. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и
недостатки. Химия в школе. 2002 №8.с.3537. 3. Левитас Д.Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. М.
Московский психологосоциальный институт. Воронеж. Изд.НПО «МОДЭК». 2001.с.
256.
4. Макошина В.Н., МещеряковаЕ.В. Использование компьютеров в обучении химии.
Химия. Методика преподавания в школе. 2002 №6. С. 5560.
5. Тяглова Е.В.Исследовательская деятельность учащихся по химии. М. Глобус. 2007.
6. Фельдман И.Д. Создание и использование компьютерных презентаций. Химия в школе.
2005 №7. С. 3637.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Организация иследователько-проектной деятельности учащихся при обучении химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.