Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста
Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание - знание и отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в тесном единстве и влияют друг на друга. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает.
Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.
Дети дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства.
Существует зависимость структуры самосознания человека от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.
Самосознание - это процесс, суть которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разнообразных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я», в результате чего формируется обобщенный «образ Я». Здесь самопознание представлено как обобщение, при котором в последовательности образ восприятия - представление-понятие из многочисленных образов самого себя в различных ситуациях выделяется общее, устойчивое. Самосознание как противоречивое единство понимается как единство изменчивого и устойчивого в отношении личности к себе.
Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
- в шесть-семь лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;
- в восемь-девять лет ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;
- в младшем подростковом возрасте (десять-двенадцать лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Как показывают исследования Стефаненко Т. Г. и других отечественных психологов, становление этнического самосознания проходит в несколько этапов. Первоначальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (пять-десять лет). Для данного этапа характерно нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. На этом этапе становления этнического самосознания, семья выполняет ведущую роль в передаче этнокультурной информации.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что этническое самосознание является относительно устойчивой системой осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования данной системы ребенок дошкольного возраста, в особенности старшего, осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. А формирование предпосылок этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальным в настоящее время и имеет свои особенности.
Список литературы
1. Стефаненко, Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. - Том V. Выпуск 6.- М., 1998. – 445 с.
Пиаже, Ж. Дробижева и др.,1996, - 296 с
2. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. / Н. М. Лебедева. М., 2009. – 188 с.
3. Лисина, М. И., Силвестру, А. И. Психология самосознания у дошкольников. – М.. 2009. – 271 с.
4. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии. / И. И. Чеснокова. - М.: Наука, 2006. – 280 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.