Лобова Мария Николаевна,
Воспитатель
МДОУ «Борчанский детский сад»
Кормиловского муниципального района
Омской области
Формирование финансовой грамотности дошкольников
в игровой деятельности.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Я поставила перед собой цель - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности поставила перед собой следующие задачи:
· Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
· Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
· Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать .
· Определять разницу между "хочу" и "надо".
· Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Свою работу строила по следующим принципам:
· от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
· принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая;
· принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
По моему мнению: игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому именно игра взята мной как основной метод приобщения детей к миру финансов. Моя работа по данному направлению началась с одной игры, которою мне пришлось придумать и сделать для детей - «Магазин». Т.к. дети не смогли во время игрового задания на занятии соотнести цену товара и наличие денег. Поэтому я подобрала серию игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовых представлений. В своей работе я использую такие игры как: «Магазин», «Размен», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Магазин цветов», «Маленький покупатель», «Маленькие покупки - большие покупки», «Какие бывают расходы». В них мы играем как на занятии, так и в самостоятельной и совместной деятельности.
Детям можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Также проводится совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
· информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
· участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
· создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
К сожалению, в беседе с родителями выясняется, что детям рано давать такие знания, что они еще маленькие, но при этом говорят о совместных с детьми покупках, дают детям деньги в «Копилку».
Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, разработала анкеты. Исходя из запросов анкеты, составила план мероприятий на год: консультации, беседы «Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность». Интересно прошла с родителями дискуссия на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?» Когда начинать финансовое воспитание детей? В дальнейшем мы совместно с родителями составили – детско-родительские проекты: «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет».
Эти проекты вызвали у родителей большой интерес, желание продолжать эту работу.
Совместная работа родителей и детей продолжилась в проведении игр, викторин, изготовлении пособий.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.