Формирование финансовой грамотности на уроках информатики
Одно из важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец, он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.
Очень важно понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки информации, моделирования и планирования.
Нормативные основы обучения финансовой грамотности в общеобразовательной организации
· Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»
· Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
· Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от 25.09.2017 г.
Для включения финансовой грамотности в программу общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы и пр.)
Модель внедрения №1 "Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы"
Обязательные предметы,
предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:
· начальное общее образование - окружающий мир, математика
· основное общее - математика, информатика, обществознание, география
Дополнительно можно включить элементы финансовой грамотности в уроки ОБЖ, литературы, физики и др.
Модель внедрения №2 "Обучение финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива (электива)"
Модель внедрения №3 "Обучение финансовой грамотности в рамках программы воспитания"
Модель внедрения №4 "Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей"
Итак, использование модели №1 говорит о том, что учителя информатики должны внедрять элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 7-9 классах? Выход есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания по финансовой грамотности. Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.
Далее, предлагаются некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 7-9 классов. Некоторые из них взяты из электронного пособия "Финансы и информатика" (https://edu.pacc.ru/finformatika/). Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.
Для 7-9 классов финансовая грамотность включает разделы:
¢ Расходы
¢ Доходы
¢ Семейный бюджет
¢ Сбережения и инвестиции
¢ Платежи и расчеты
¢ Кредиты и займы
¢ Страхование
¢ Риски и финансовая безопасность
7 класс:
тема "Информация и информационные процессы"
Задание
Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость
Варианты работы:
Примечание: в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать калькулятором
7 класс
тема "Визуализация информации в текстовых документах"
Семейный бюджет |
|||
доходы |
расходы |
||
вид |
сумма |
вид |
сумма |
Варианты работы
Примечание: текст можно придумать самим
например
Семья Григорьевых состоит из мамы, папы, бабушки, 2 детей. Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание - примерно 40 тысяч рублей, карманные деньги - 2500 рублей
7 класс
тема "Мультимедия"
Создать презентацию по теме:
¢ «Виды банковских карт»
¢ «Виды вкладов»
¢ «Способы оплаты покупок»и т.д.
8 класс
тема "Алгоритмизация и программирование "
задание на составление алгоритма
Составить алгоритм получения моментальной карты Сбербанка
задание на программирование
задача 1
Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше, чем за предыдущий.
Напишите программу «Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в рублях.
задача 2
Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17 метров
Задание. Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого следующего метра бурения до 17 метров включительно — b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на входе целые, каждое вводится в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.
Примечание: задачи разобраны в электронном пособии https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/
9 класс
тема "Электронные таблицы"
задача 1
Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста). Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание - примерно 40 тысяч рублей, карманные деньги - 2500 рублей. Сможет ли семья поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и поедут все вместе?
Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в Интернете
Варианты работы
1. Дается шаблон таблицы, учащимся необходимо внести данные, формулы и ответить на вопрос
2. Задача полностью решается учащимся.
Примечание: Стоимость путевок не принципиальна, можно и учителю дать их стоимость или учащиеся возьмут первую найденную
9 класс
тема "Электронные таблицы"
Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 % годовых, но она может меняться
Процентная ставка |
5 |
|
ФИО |
Сумма на начало года |
Сумма на конец года |
итого |
Варианты работы:
Например, на нахождение минимального (мах) вклада на конец года или посчитать количество вкладчиков, чей вклад превысит 100 000 руб и т.д.
Используемая литература:
1. Образовательные проекты ПАКК. Финансы и информатика. 2019.
URL: https://edu.pacc.ru/finformatika/
2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.