Формирование финансовой грамотности на уроках информатики в 7-9 классах
Оценка 4.7

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики в 7-9 классах

Оценка 4.7
Карточки-задания +2
docx
информатика
7 кл—9 кл
05.11.2022
Формирование финансовой грамотности на уроках информатики в 7-9 классах
Данная работа включает примеры заданий, которые учитель может использовать на уроках информатики по формированию финансовой грамотности, имея всего 1 час в неделю на изучение.
Формирование финансовой грамотности на уроках информатики.docx

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики

 

            Одно из важных проявлений взрослой жизни — необходимость самостоятельно принимать самые разные решения, многие их которых так или иначе связаны с деньгами. Если эти решения принимаются неграмотно, последствия могут оказаться плачевными. Но что в данном случае значит «грамотно»? Можно сказать, что финансово грамотный человек, во-первых, трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними свои потребности. Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные варианты, а для этого собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец, он смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только сегодняшним днем, думая о будущем и ставя перед собой цели.

            Очень важно понимать, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с использованием полученных ранее знаний! Понимание возможностей компьютера и навыки их использования делают эту подготовительную работу более быстрой и эффективной, обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки информации, моделирования и планирования.

Нормативные основы обучения финансовой грамотности в общеобразовательной организации

·         Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»

·         Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»

·         Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы от 25.09.2017 г.

            Для включения финансовой грамотности в программу общеобразовательной организации можно использовать все имеющиеся образовательные пространства как общего, так и дополнительного образования, в том числе организаций дополнительного образования детей (дома творчества, клубы и пр.)

Модель внедрения №1 "Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы"

Обязательные предметы, предусматривающие образовательные результаты, включающие
финансовую грамотность:

·         начальное общее образование - окружающий мир, математика

·         основное общее - математика, информатика, обществознание, география

Дополнительно можно включить элементы финансовой грамотности в уроки ОБЖ, литературы, физики и др.

Модель внедрения №2 "Обучение финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, факультатива (электива)"

Модель внедрения №3 "Обучение финансовой грамотности в рамках программы воспитания"

Модель внедрения №4 "Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей"

            Итак, использование модели №1 говорит о том, что  учителя информатики должны внедрять элементы финансовой грамотности на своих уроках. А что делать, если в учебном плане предусмотрен всего один час в неделю на изучение в 7-9 классах? Выход есть. Заменить некоторые задания, которые уже заложены в учебниках, на задания по финансовой грамотности.  Но, хочется отметить, что учитель сам хорошо должен ориентироваться в теме, чтобы отвечать на вопросы учащихся и правильно интерпретировать задание. Поэтому учитель должен быть сам финансово грамотным.

            Далее, предлагаются  некоторые задания, которые можно включить в разные темы для 7-9 классов.  Некоторые из них взяты из электронного пособия "Финансы и информатика" (https://edu.pacc.ru/finformatika/). Естественно, каждый учитель в зависимости от класса может выбирать разные задания по уровням сложности, благо пособие на это рассчитано.

            Для 7-9 классов финансовая грамотность включает разделы:

¢  Расходы

¢  Доходы

¢  Семейный бюджет

¢  Сбережения и инвестиции

¢  Платежи и расчеты

¢  Кредиты и займы

¢  Страхование

¢  Риски и финансовая безопасность


 

7 класс:

тема "Информация и информационные процессы"

 

 

Задание

Добавьте показания счетчиков, рассчитайте расход энергии и ее стоимость

Варианты работы:

  1. Перечертить в тетрадь (перенести в Excell) и выполнить расчеты с помощью калькулятора
  2. Можно добавить поиск в интернете тарифов в вашем городе и посчитать стоимость энергии для домашнего счетчика

Примечание: в 7 классе учащиеся не знакомы с электронными таблицами, поэтому каждый может выбрать свой вариант: бумажный или электронный, и все расчеты делать калькулятором

 


 

7 класс

тема "Визуализация информации в текстовых документах"

Семейный бюджет

доходы

расходы

вид

сумма

вид

сумма

 

Варианты работы

  1. Дается текст. Преобразовать в таблицу
  2. Самостоятельно внести записи
  3. Составить свой семейный бюджет

Примечание: текст можно придумать самим

например

Семья Григорьевых состоит из мамы, папы, бабушки, 2 детей.  Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на  коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание -  примерно 40 тысяч рублей,  карманные деньги - 2500 рублей


 

7 класс

тема "Мультимедия"

Создать презентацию по теме:

¢  «Виды банковских карт»

¢  «Виды вкладов»

¢  «Способы оплаты покупок»и т.д.


 

8 класс

тема "Алгоритмизация и программирование "

задание на составление алгоритма

Составить алгоритм получения моментальной карты Сбербанка

 

задание на программирование

задача 1

Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр (в глубину) он заплатит Х рублей, а за каждый следующий метр — на Y рублей больше, чем за предыдущий.

Напишите программу «Калькулятор стоимости колодца», принимающую на вход значения X, Y и глубину колодца в метрах H и выводящую стоимость строительства данного колодца в рублях.

задача 2

Бурение скважины глубиной до 12 метров для обеспечения водой загородного дома стоит 30 000 рублей, а глубиной более 12 метров — дополнительно 1500 рублей за каждый пробуренный метр. Максимальная глубина скважины данной конструкции составляет не более 17 метров

Задание. Программа получает на вход: фиксированную стоимость в рублях водоносной скважины глубиной не более 12 метров — a, стоимость в рублях каждого следующего метра бурения до 17 метров включительно — b и глубину водонасыщенного слоя в метрах — h. Числа на входе целые, каждое вводится в отдельной строке. Программа выводит одно число — стоимость скважины в рублях.

Примечание: задачи разобраны в электронном пособии https://edu.pacc.ru/finformatika/articles/materialy-dlya-izucheniya-skachivaniya-i-ispolzovaniya8536/

 


 

9 класс

тема "Электронные таблицы"

задача 1

Семья Григорьевых проживает в городе Шуя и  мечтает поехать отдохнуть на Черное море. Состав семьи: мама, папа, бабушка, 2 детей (старший сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).  Заработная плата папы 35 000 рублей, Заработная плата мамы 23 000 рублей, пенсия бабушки 9 000 рублей. Плата за сданную в аренду квартиру 11 000 рублей. Семья в среднем тратит на  коммунальные услуги – 6000 рублей, интернет - 1200 рублей, услуги сотовой связи -1800 рублей, на лекарства – 5 тысяч рублей (антисептики, маски, перчатки и др.), на питание -  примерно 40 тысяч рублей,  карманные деньги - 2500 рублей.   Сможет ли семья поехать через год на море, если они будут откладывать все оставшиеся деньги и  поедут все вместе?

Задание. Составьте таблицу для подсчета расходов, доходов. Стоимость путевок посмотрите в Интернете

Варианты работы

1. Дается шаблон таблицы, учащимся необходимо внести данные,  формулы и ответить на вопрос

2. Задача полностью решается учащимся.

Примечание: Стоимость путевок не принципиальна, можно и учителю дать их стоимость или учащиеся возьмут первую найденную

 


 

9 класс

тема "Электронные таблицы"

 

Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 % годовых, но она  может меняться

Процентная ставка

5

ФИО

Сумма на начало года

Сумма на конец года

итого

 

Варианты работы:

  1. Записи вносятся самостоятельно для 1 и 2 столбика, для 3 необходимо ввести формулу
  2. Дать большой список вкладчиков (как на ОГЭ) и добавлять задания.

Например,  на нахождение минимального (мах) вклада на конец года или посчитать количество вкладчиков, чей вклад превысит 100 000 руб и т.д.

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Образовательные проекты ПАКК. Финансы и информатика. 2019.

URL: https://edu.pacc.ru/finformatika/

2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/


 

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики

Формирование финансовой грамотности на уроках информатики

Модель внедрения №4 "Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей"

Модель внедрения №4 "Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей"

Информация и информационные процессы"

Информация и информационные процессы"

Визуализация информации в текстовых документах"

Визуализация информации в текстовых документах"

Мультимедия" Создать презентацию по теме: ¢ «Виды банковских карт» ¢ «Виды вкладов» ¢ «Способы оплаты покупок»и т

Мультимедия" Создать презентацию по теме: ¢ «Виды банковских карт» ¢ «Виды вкладов» ¢ «Способы оплаты покупок»и т

Алгоритмизация и программирование " задание на составление алгоритма

Алгоритмизация и программирование " задание на составление алгоритма

Электронные таблицы" задача 1

Электронные таблицы" задача 1

Электронные таблицы" Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 % годовых, но она может меняться

Электронные таблицы" Посчитать сумму вклада без капитализации на конец года вкладчиков, учитывая, что процентная ставка 5 % годовых, но она может меняться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022