Тема: Формирование функциональной экономической грамотности
в дошкольном возрасте
Выполнил воспитатель
высшей категории
Шепеленко Людмила Георгиевна
МБОУ «СОШ №34»
Г. Бийск, Алтайского края
lyudochka.shepelenko@mail.ru
Аннотация: В современный период в России возникла реальная потребность изменить формы и методы работы с детьми в дошкольном учреждении. Это связано в первую очередь с тем, что от современных детей требуется определенный уровень образованности детей дошкольного возраста, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями
Ключевые слова: Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения осуществлять саморазвитие.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованной, познающей мир личности. Каждый ребенок во время любой деятельности должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения». ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей. Это читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная, финансовая, юридическая грамотности, грамотность в вопросах здоровья.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.
Цель: Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи
· Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
· Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
· Укреплять взаимоотношения в детском коллективе: взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения.
· Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. «Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью»
Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Другой вопрос, как и, что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Мы пришли к выводу, что формирование правового сознания дошкольника лучше всего осуществить через проектную деятельность. Так как: это творчество ребёнка, он в центре внимания, осуществляется индивидуальный поход, а самое главное, прослеживается саморазвитие, пошаговое совместное проектирование исследований. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Формирование экономической грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
Мы начали работу с детьми младшего дошкольного возраста с ситуаций-иллюстраций, разыгрывая простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Выделяются следующие коммуникативные индикаторы экономической грамотности. Данная технология предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы работы детьми.
Мы успешно используем в образовательном процессе игровые ситуации- упражнения.
Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций мы рекомендуем начиная со средней группы.
как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает выпускнику дошкольной организации приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
Сюжетно – ролевая игра: «Семья»
Цель: труд целая экономическая наука, составление семейного бюджета
Игра – путешествие «Наш город промышленный центр»
Цель: расширить знания о промышленности города, вся продукция, которую изготавливают на фабриках и заводах имеют свою цену
Сюжетно – ролевая игра «Менеджер»
Цель: дать знания о том, что есть такие люди - экономисты, которые считают, какие предметы нужны для изготовления другого товара
Экскурсия (виртуальная) в магазин
Цель: учить делать покупки, расплачиваться деньгами (на ценниках уже выставлена цена которая затрачена при изготовлении товара)
Игра – занятие «Правила экономики»
Цель: вещи нужно продавать так, чтоб хватило на то, чтоб отдать деньги заводам и фабрикам и оставить денег на зарплату
В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы: это разговор воспитателя с детьми, игра-путешествие, игра-беседа игра- драматизация, игра-импровизация.
Сюжетно – ролевая игра «Фабрика игрушек»
Цель: познакомить с трудовым процессом, с совместным трудом.
Игровая ситуация: «сберегательный банк»
Цель: раскрыть смысл вложения денег в сбербанк
Игровая ситуация: «сберегательный банк»
Цель: раскрыть смысл вложения денег в сбербанк
Игра - занятие «Путешествие денежки»
Цель: раскрыть представление о разнообразии денежных знаков
Игра – занятия «семейный бюджет»
Цель: уточнить представление детей о ведении семейного хозяйства
Написание индивидуального детского проекта «Учусь экономить»
Сюжетно – ролевая игра «Банк»
Цел: расширить представления о банке и его операциях
Защита детского проекта «Учусь экономить»
Деятельностный подход выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Основные виды детской деятельности:
Формы работы:
· беседа, обсуждение, дискуссия,
· просмотр презентации, мультфильма,
· чтение художественной литературы,
· игровые ситуации,
· решение проблемных ситуаций,
· сюжетно-ролевая игра,
· экскурсия,
· «познавательные маршруты».
Методы и приемы:
словесный (беседы о деньгах и истории их возникновения, доклады детей о профессиях будущего в области экономики, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, решение арифметических задач, викторина «Угадай, из какой сказки товар», чтение познавательной литературы, обсуждение хода проекта и работа по морфологической таблице)
наглядный (рассматривание иллюстраций с изображениями старинных и современных кошельков, российских денег и денег разных стран, просмотр видеофильмов «История денег», интерактивные игры, мультимедийные плакаты и презентации)
практический (создание, совместно с детьми, лэпбука, рисование фантастических денег по морфотаблице, создание книжек по теме проекта, изготовление «валютной» карты мира)
игровой (сюжетно – ролевая игра «Супермаркет», настольная интеллектуальная игра «Остров сокровищ»)
проведение благотворительной ярмарки.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке»,
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно поменять или продать, чтоб накопить на нужную вещь.
Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности
работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.
Сформировалась
потребность к познанию истории и своего прошлого;
познакомились с историей возникновения денег
(что стало причиной их рождения);
Познакомились с понятиями «обмен», «монета»,
«деньги»;
Работая по этой технологии, дети, приобрели новой опыт в различных видах деятельности исходя из темы «Экономическая грамотность дошкольников». Мы применяли специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять свою деятельность;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, конкурсов, инсценировок сказок, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию детей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Финансовая грамотность являются одними из самых важных факторов экономического роста страны и повышения уровня доходов населения. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Основы финансовой грамотности изучаются, начиная с детского сада.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все - продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд
Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Малыш должен усвоить основное жизненное правило - нет денег, нет и расходов.
Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, спектакль, да мало ли еще, что можно придумать, чтобы подарить малышам радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Дальнейшее развитие (перспективность):
· Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.
· Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.
· Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.
· Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Литература
1. Степанов, И.С. Психология личности [Текст]: монография / И.С. Степанов; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. – 90 с.
2. Сидоров, А.В. Теория механизмов и машин [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / А.В. Сидоров, П.Н. Николаев, Б.И. Крылов; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2000. – 80 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.