Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Боксеру ставят удар, певцу – голос.
Цель: знакомство с новыми методами и технологиями обучения навыкам функциональной грамотности, дать представление о тех навыках, которые необходимо системно применять в учебной деятельности.
Психологический настрой: Притча «Крылья».
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
–
Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Обсуждение.
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
Согласно новым стандартам процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, профессиональной сфере.
Современное образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации.
Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалось «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решение житейских проблем»
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В.Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной).
Направлениями функциональной грамотности являются:
Рассказ из собственного опыта о проблеме детей формулировать и излагать мысли. ПРОБЛЕМА!!!
Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.
На этих уроках можно развивать все 6 направлений функциональной грамотности. К сожалению, в учебниках практически нет заданий по функциональной грамотности, поэтому важно учителю разрабатывать такие задания самому и использовать на уроках.
Рассмотрим некоторые задания, которые формируют функциональную грамотность учеников на уроках, исходя из выделенных 6 направлений.
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
На уроках необходимо использовать такие задания как таблицы, кластеры, синквейны. (Пример в презентации).
Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
И здесь, конечно же, следует выделить задания по работе с лентой времени.
(На обществознании задания по составлению семейного бюджета).
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эволюция человека – основной пример, формирования фг.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.
По финансовой грамотности встречаются задания на ОГЭ. Поэтому не зависимо от темы, на уроках обществознания необходимо выполнять задания из ОГЭ.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Данное направление стоит рассматривать в контексте, какое дальнейшее значение имело данное событие. Подойдет любая тема по истории.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Одно из самых любимых заданий для обучающихся. Ведь выполняя их, у детей развивается и раскрывается творческий потенциал. Дети сами решают как выполнить данное задание. Самое главное, чтоб учитель такие задания использовал как можно чаще.
Существует много различных форм проведения занятий на формирование функциональной грамотности длительных по времени (деловая игра, проектная деятельность) их можно использовать во внеурочной деятельности.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс. Учебнике. И наконец, ОЭСР (Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия) приглашает воспользоваться возможностью взаимного обучения, вступив в сообщество исследования «PISA для школ». Этот онлайн-форум позволяет всем участникам обмениваться опытом, задавать вопросы, получать советы, участвовать в дискуссиях.
Чему мы должны учить своих детей? Добывать, применять, оценивать
Итог нашего мастер-класса, что мы должны развивать функционально-грамотную личность.
И помните, функционально грамотный учитель – функционально грамотный ученик. (Возвращаемся к эпиграфу)
Спасибо за внимание!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.