Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не
только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.
Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания
иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить,
читать и писать на иностранном языке. Это способность использования
полученных на уроках знаний, умений и навыков в рамках взаимодействия с
социумом: написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в
банке.
Функциональная грамотность – это умение извлекать информацию из
различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро,
рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия
магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.
Для развития функциональной грамотности используются различные методы:
игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения
на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической
речи), письмо, чтение.
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими
критериями:
· актуальность текста для учащихся;
· учет возрастных особенностей группы;
· наличие новой (для учащихся) информации;
· наличие фактов, понятий, имен, географических названий,
наименований товаров, цифр, дат и т.д.;
· наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и
мнений».
Материал для составления заданий по развитию функциональной
грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:
· поиск информации о работе в государственных учреждениях,
молодежных центрах, центрах занятости;
· заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
· поиск билетов на все виды транспорта;
· изучение расписания движения транспорта;
· работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
· использование сайтов со сводками погоды; поиск кулинарных рецептов;
· поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;
· выбор товаров в Интернете.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем
видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным
операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических
особенностей.
Основными этапами работы с текстом при формировании
читательской компетенции учащихся являются:
1.Предтекстовый (Pre-reading).
Задачами данного этапа являются:
• создание мотива чтения;
• развитие умения прогнозирования;
• активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
Таким образом, выделяются семь групп упражнений:
1 Упражнения на соотнесение слова с темой.
-Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
-Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
-В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
-Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой
группе.
-Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного
тематического ряда.
2 Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
-Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
-Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте
схему, заполняя её ассоциациями.
-Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для
описания ситуации, изображённой на ней.
-Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с
переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
3 Упражнения в работе с заглавием текста.
-Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти
речь в тексте.
-Переведите заглавие и ответьте на вопросы:1. По какому слову заглавия
можно определить, что речь идёт...? 2 Какое словосочетание наводит на мысль
о том, что ...?3. По какому слову вы определили, что это информация о ...?
-Придумайте заглавие, которым можно объединить три понятия,
определяющих содержание текста.
-Замените один из членов предложения (заголовок) переведёнными
словами.
4 Упражнение в опознавании интернационализмов:
-Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без
словаря), опираясь на графический образ слов.
-Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова,
определите их значение в родном языке и иностранном языках.
-Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и
«ложные —друзья переводчика», предварительно прочитав следующие
словосочетания.
5 Упражнения, направленные на оперирование словообразованием:
-Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
-Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие;
-Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или
второстепенное) в данных словосочетаниях.
6 Упражнения на установление синонимических и антонимических связей:
-Выберите из правого столбца слово, близкое по значению к первым трем
словам в каждой строчке.
-Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из слов,
приведенных в рамке.
-Подберите к перечисленным словам антонимы -слова, противоположного
значения (возможно образованных с помощью отрицательных приставок):
hardworking-lazy, honest-dishonest.
-Распределите перечисленные слова по трем колонкам: основные
(выделенные шрифтом), синонимы, антонимы. Например:
Основное
синонимы
антонимы
marry
gay
gloomy
7 Упражнения на ранжирование слов по определенному принципу или
признаку:
-Расположите слова по степени нарастания чувств (от ненависти до любви).
-Расположите слова, обозначающие человеческие качества, по степени
важности для вас.
-Расположите слова (глаголы), определяющие содержание текста, в
последовательности происходящих событий.
Таким образом, используя предтекстовую работу с новыми
лексическими единицами, активизируется умственная деятельность,
повышается мотивация у учащихся к работе и развитию навыков
коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка.
2.Текстовый (While-reading).
Текстовые стратегии направлены на понимание текста и
формирование его интерпретации у читающего, размышление во время
чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает
прочитанное.
На данном этапе учитель может предложить учащимся:
• найти ответы на предложенные вопросы;
• подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что
это в тексте не упомянуто;
• составить предложения по порядку;
• найти соответствия;
• выполнить задание на множественный выбор;
• подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
• догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из
предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение
в данном контексте;
• восполнить недостающую информацию.
3.Послетекстовый (Post-reading).
Посттекстовые стратегии необходимы для проверки понимания
прочитанного и служат средством контроля формирования умений
смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в
будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу
прочитанного;
опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
доказать или охарактеризовать что-то;
составить план текста, выделив его основные мысли;
пересказать/кратко изложить содержание текста;
рассказать текст от лица главного героя;
вставить в текст пропущенные слова или выражения;
составить синквейн (синквейн – это стихотворение из 5 строк,
представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на
основе полученных знаний. В первой строке заявляется тема или предмет
– одно существительное, во второй дается описание предмета –два
прилагательных или причастия, в третьей характеризуются действия
предмета –три глагола, в четвертой строке приводится фраза,
выражающая отношение автора к предмету –обычно из четырех
значимых слов, в пятой строке –синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы/предмета –одно слово).
Использование на уроках английского языка подобного рода заданий
способствует развитию функциональной грамотности учащихся,
грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов
речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает
учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование
функциональной грамотности средствами иностранного языка – это залог
успешного применения иностранного языка в различных сферах деятельности,
развитие обучающегося как успешной личности и его дальнейшее
саморазвитие.
Фрагменты урока английского языка, направленные на развитие
функциональной и читательской грамотности.
Рассмотрим некоторые виды заданий на примере текста «Run for Your Life” из
учебника УМК «Raindow English” 5 класс.
Run for Your Life
How healthy are you? And are you happy? Doctors say many people are not fit and
happy now. But they know the answer to this problem. It is running. Running is good
for you and running is fun.
Once a year thousands of people in London don’t stay at home to read their Sunday
newspapers but go to Hyde Park to take part in the National Fun Run. They come
with their friends, often in families. They are Fun Runners. They are people of
different jobs. Many of them work in offices and sit before computers all day. Their
jobs give them no exercise. Engineers and doctors, nurses and bankers think it is
good for them to start running. “Running is good for your health,” they say. “You
begin eating more vegetables and fruit. You spend much time outdoors. It is good for
you too. Soon you understand you can’t live without running.” There are different
kinds of exercise. You can do swimming, running, cycling or just walking. They all
will help you if you’re not fit.
Задания на предтекстовом этапе.
Task 1 Look at the picture, read the name of the text and say what it can be about.
(Посмотрите на фото, прочитайте заглавие и скажите, о чем будет идти речь в
тексте)
Task 2 Underline international words in these statements, say what they mean in
English and in Russian. (Подчеркните в данных утверждениях
интернациональные слова, определите их значение в английском и русском
языках)
1 The National Fun Run
2 work in offices
3 sit before computers
4 engineers and doctors think
5 bankers spend much time outdoors
Task 3 Put the words and phrases from the text in the logical order. (Расположите
слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности
происходящих событий).
а) give no exercise (5)
b) work in offices (3)
c) understand (8)
d) don’t stay at home (1)
e) begin eating more vegetables and fruit (6)
f) will help you (9)
g) to take part in (2)
h) sit before computers all day (4)
i) spend much time outdoors (7)
Задания на текстовом этапе.
Task 4 Complete the sentences. (Закончите предложения — задание на
множественный выбор)
1 Doctors say that now many people are …….
a) happy and fit
b) happy and not fit
c) not happy and not fit
2 Once a year …….of people go to Hyde Park to take part in the National Fun Run.
a) hundreds
b) millions
c) thousands
3 A lot of office jobs ……
a) don’t help people to keep fit
b) help people to keep fit
c) are good for people’s health
4 Running is good for people of ……..jobs.
a) difficult
b) different
c) outdoor
5 Start doing different kinds of …… if you are not fit.
a) exercise
b) games
c) jobs
Task 5 Answer the questions. (Ответьте на вопросы)
1 What is the problem that doctors talk about?
2 Is running good for people?
3 Why do thousands of people in London go to Hyde Park?
4 What are Fun Runners by professions?
5 Why do people think it is good for them to start running?
6 What exercises can people do to be fit?
Task 6 While reading the text fill in the table. (Во время чтения текста заполните
таблицу)
Who?
What?
Where?
When?
Why?
Задания на послетекстовом этапе.
Task 7 Say what you think about the National Fun Run. (Скажите что вы думаете
об общенациональном соревновании по бегу)
Task 8 Agree or disagree with these statements. (Согласитесь или опровергните
эти утверждения)
1 Many people are fit and happy now.
2 Running is good for you and running is fun.
3 Some jobs give people no exercise.
4 Only running can help you if you are not fit.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.