ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Шафигулина Ольга Сергеевна
Магистрант 1курса ЕГФ СГСПУ
ГБОУ СОШ с. Георгиевка м.р.Кинельский
kudrishova_olove@mail.ru
Казанцев Иван Викторович
Научный руководитель, к.п.н., доцент ЕГФ СГСПУ
Результаты участия российских школьников в международных исследованиях качества общего образования признаны в РФ «важнейшими показателями, характеризующими положение России относительно других стран по качеству общего образования» [2], тем самым признано, что оценка качества российского образования предполагает учет результатов сравнительных международных исследований. Международное исследование PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания, но и проверяет, насколько хорошо учащиеся могут соотнести то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. Таким образом, перед российским образованием стоит задача повышения уровня функциональной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских (2018 г.) указов президента Российской Федерации, согласно которым наша страна к 2024 г. должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования. Целенаправленное формирование функциональной грамотности позволит российским учащимся демонстрировать высокие результаты на международном уровне. В центре внимания традиционно остаются такие виды функциональной грамотности, как читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая.
С 1 сентября 2019 года во всех школах Самарской области в обязательном порядке в рамках внеурочной деятельности вводится курс «Функциональная грамотность» (5-9-е классы).
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[3].
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. [4].
Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является
то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают
задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.
Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.
Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная за-
дача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.
Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу
примеры некоторых из них.
1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить главное в тексте.
2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы морских организмов».
3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс».
4. Составление планов и конспектов параграфов.
5. Создание схематичного рисунка к тексту.
6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.
7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.
8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно
предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.
9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды
по темам «Материки», «Гидросфера», «Погода».
10. Анализ текста о природных особенностях Земли.
11. Чтение и анализ карт различного содержания.
С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется проанализировать художественные тексты из произведений. В результате обучающиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного природного явления.
Более сложной является работа это преобразование содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач. Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных действий.
Приобретенные умения помогают учащимся достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение УУД для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уже о цельной цепочке темы.
В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовится к экзамену по географии, так как задания направлены на умение работы с текстами.
Литература
1. Болотникова Н.В. , Затямина Т.А., Куликова С.В. - Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в Российской Федерации. Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.
2.Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» .
3.[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
4.О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.