ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
география
16.01.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Шафигулина _статья.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Шафигулина Ольга Сергеевна

Магистрант 1курса ЕГФ СГСПУ

ГБОУ СОШ с. Георгиевка м.р.Кинельский

kudrishova_olove@mail.ru

Казанцев Иван Викторович

Научный руководитель, к.п.н., доцент ЕГФ СГСПУ

Результаты участия российских школьников в международных исследованиях качества общего образования признаны в РФ «важнейшими показателями, характеризующими положение России относительно других стран по качеству общего образования» [2], тем самым признано, что оценка качества российского образования предполагает учет результатов сравнительных международных исследований.  Международное исследование PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания, но и  проверяет, насколько хорошо учащиеся могут соотнести то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. Таким образом, перед российским образованием стоит задача повышения уровня функциональной грамотности российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских (2018 г.) указов президента Российской Федерации, согласно которым наша страна к 2024 г. должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования. Целенаправленное формирование функциональной грамотности позволит российским учащимся демонстрировать высокие результаты на международном уровне. В центре внимания традиционно остаются такие виды функциональной грамотности, как читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая.

С 1 сентября 2019 года во всех школах Самарской области в обязательном порядке в рамках внеурочной деятельности вводится курс «Функциональная грамотность» (5-9-е классы).

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[3].

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. [4].

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов  и ВПР учащиеся  невнимательно читают

задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная за-

дача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу

примеры некоторых из них.

1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить  главное в тексте.

2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы морских организмов».

3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс».

4. Составление планов и конспектов параграфов.

5. Создание схематичного рисунка к тексту.

6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно

предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды

по темам «Материки», «Гидросфера», «Погода».

10. Анализ текста о природных особенностях Земли.

11. Чтение и анализ карт различного содержания.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется проанализировать  художественные тексты из произведений. В результате обучающиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного природного явления.

Более сложной является работа это  преобразование содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач.  Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных действий.

Приобретенные умения помогают учащимся достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение УУД для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уже о цельной цепочке темы.

В результате формирования функциональной грамотности у  обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовится к экзамену по географии, так как задания направлены на умение работы с текстами.

Литература

1. Болотникова Н.В. , Затямина Т.А.,  Куликова С.В. - Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в Российской Федерации. Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.

2.Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» .

3.[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

4.О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования.

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020