Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района
Кустова Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания
Формирование функциональной грамотности школьников посредством изучения историко-культурных понятий на уроках истории
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед обществом новые цели и задачи не только в экономике и политике, но и в духовной сфере, в сфере образования. Новые условия ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.
Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»[1], в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
Национальный проект в сфере образования направлен на достижение конкретной цели, а именно обеспечить конкурентоспособность российского образования, и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для достижения данной цели необходимо решить некоторые задачи, например, внедрить на уровнях основного и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, новейшие образовательные технологии, которые обеспечат освоение обучающимися базовых навыков и умений, способствовать их вовлечения в образовательный процесс и повысить мотивацию к обучению.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев)
Многие вопросы современной методики обучения истории связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта. Положения Историко-культурного стандарта расширяют содержание историко-культурного материала в обучении истории в школе. Цель исторического образования в основной школе – развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Чтобы овладеть основами любой науки – необходимо усвоить систему её понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой исторических понятий. В общей системе процесса познания истории формирование понятий – важное звено. Так как, усвоив понятия, школьники могут приступать к изучению наиболее высокого уровня понимания истории – к закономерностям. Но подведение школьников к пониманию закономерностей невозможно без системы понятий и терминов, которые они могут использовать при изучении нового исторического материала.
Кроме того, подготовка учащихся к успешной сдаче Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена предполагает освоение историко-культурного материала. Его проверке посвящены специальные задания на экзамене. Это обуславливает необходимость обращения учителей к проблеме формирования у школьников знаний в целом, и историко-культурных в частности. В связи с этим возрастает значение формирования историко-культурных понятий.
Историко-культурные понятия являются одним из видов исторических понятий, изучаемых на всем протяжении курса «История России» и «Всеобщая история». В основном, историко-культурные понятия раскрываются при изучении вопросов культуры. В школьном курсе истории вопросы культуры играют особую роль в создании у учащихся правильных представлений о прошлом, в общем развитии учащихся, расширяя их кругозор и формируя их культурные интересы.
Для целенаправленной работы с историческими понятиями, во-первых, необходимо четко представлять себе их структуру. Условно её можно определить как: понятие – это термин и определение, где под термином понимается слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением – краткое или развернутое перечисление признаков понятия в их иерархической последовательности: родовые, видовые, дополнительные.
Во-вторых, в обучении истории речь должна идти о формировании системы понятий, которая складывается из последовательно организуемых этапов: сначала введение частноисторических понятий (летописи, иконопись, зодчество); затем соотнесение единичных признаков и обобщение их в понятия более высокого уровня (культура Древней Руси); потом абстрагирование особенных признаков, восхождение к общим (культура).
В-третьих, работа над основными понятиями (то есть теми, которые определяют основу исторических знаний школьников) предполагает несколько последовательных шагов: во-первых, создание целостной картины явления, процесса. Затем, на основе созданного представления – выявление его существенных признаков, после чего следует определение понятия и термина его закрепляющего. Следующим этапом формирования понятий являются разнообразные упражнения по использованию нового понятия на данном и последующих уроках. Завершает процесс работы над понятием – создание учебных ситуаций для оперирования новыми понятиями для познания качественно нового материала.
Например, при изучении темы «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках» вводится понятие феодальная раздробленность. На уроке учитель подводит учащихся к пониманию данного понятия путем объяснения нового материала и организации беседы с ними. В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему возникает феодальная раздробленность и был ли этот процесс закономерным?», на который ребята должны ответить после изучения данной темы. В конце урока учащиеся самостоятельно составляют схему «феодальная раздробленность», делают вывод о том, что такое феодальная раздробленность, в чём причины, и каковы особенности феодальной раздробленности в истории Европы и дают объяснение понятию «феодальная раздробленность».
Для того чтобы отработать новые понятия, можно предложить учащимся после изучения темы выполнить следующие задания.
Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ПОНЯТИЯ |
А) период в истории государства, когда происходит распад его территории на отдельные более мелкие самостоятельные владения |
1) феод
|
Б) феодал, получивший от более крупного феодала земельное владение за несение службы |
2) феодал
|
В) наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы |
3) феодальная раздробленность |
Г) владелец наследственного земельного владения |
4) сеньор |
Д) крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян |
5) вассал
|
Е) войны между крупными феодалами внутри страны |
6) междоусобные войны |
На следующий урок для закрепления новых понятий учащимся предложить следующее задание: напишите пропущенное понятие (термин): например, наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы называлось _________. И в заключении, на третьем уроке необходимо провести понятийный диктант по данным историческим понятиям.
В настоящее время в «Историко-культурном стандарте» содержатся перечень основных терминов, которые необходимо формировать учителю на уроках истории.
В научной литературе сформулированы методические условия формирования у школьников исторических понятий:
1. Усвоение теоретических обобщений на базе усвоения учащимися взаимосвязанных и взаимозависимых фактов.
2. Систематизация и обобщение фактов в логике изучаемого понятия или закономерности.
3. Определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих углублять и расширять знания о них от урока к уроку.
4. Постоянный учет роли представлений и типичных образов в формировании новых понятий.
5.Оптимально раннее введение термина и признаков понятия в изучаемый материал и на этой основе его систематизация.
6. Учет специфики разных групп исторических понятий, а в связи с этим и различный характер работы над ними.
7. Раскрытие понятий не изолированно, а во взаимосвязи.
8. Организация активной познавательной деятельности учащихся для использования ими новых понятий.
9. Правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении учебного исторического материала.
10. Развитие мышления школьников в процессе работ над понятиями.
Эти условия необходимо соблюдать и при формировании историко-культурных понятий. При этом следует помнить, что процесс формирования историко-культурных понятий имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику их содержания. Большинство этих понятий требуют наглядности и ярких примеров при объяснении, особенно в 5-6-х классах. Историко-культурные понятия следует раскрывать неразрывно с основным историческим материалом изучаемого периода, чтобы у обучающегося создавалась общая картина исторической эпохи.
На сегодняшний день учителя предметники используют разные способы формирования исторических понятий и типы познавательных, тренировочных и проверочных заданий, как на уроке, так и для подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Упражнения по использованию новых понятий – создание ситуаций для оперирования ими в новых учебных условиях: заполнение пропусков в терминах и объяснение обозначаемых ими понятий; выделение ключевых слов в предъявленном готовом определении нового понятия; ранжирование признаков по степени значимости в данном определении понятия; составление предложений с корректным использованием новых понятий; подбор синонимов или антонимов; сопоставление определений одного и того же понятия в разных источниках; узнавание новых понятий в предъявленных описаниях и повествованиях, на наглядных средствах.
Например, Задание 4. КИМ ЕГЭ. Определение термина по нескольким признакам. Напишите пропущенное понятие (термин).
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______. (черносошные)
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV-XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______. (местничество).
Задание 5. Систематизация исторической информации: соответствие. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ПОНЯТИЯ |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ |
1) смерды
|
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси |
2) холопы
|
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли |
3) закупы
|
Г) земледельцы, взявшие ссуду |
4) тиуны
|
|
5) рядовичи
|
|
6) помещики |
На уроках необходимо использовать такие проверочные задания как, понятийные диктанты, задания на группировку понятий по определенным критериям, тесты.
Далее надо отметить, роль наглядных средств обучения в формировании исторических понятий у школьников.
Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения, наблюдательности, речи. Благодаря систематическому использованию наглядных пособий, учащиеся стремятся понять историческое прошлое, четко представить его в виде соответствующих образов и ясно, четко выразить словами.
Приведу пример использования информационных таблиц, как на уроке, так и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Такие информационные таблицы помогают учащимся быстрее осваивать большой пласт необходимой информации в сжатом виде.
Исторические портреты
Портрет |
Кто, когда |
даты |
Основные направления деятельности |
Александр I, российский император |
1801-1825гг. |
Попытка либеральных реформ: реформа образования, смягчение цензуры, указ «о вольных хлебопашцах», дарование конституции Польше. Либеральные реформы не были доведены до конца. Введение военных поселений, |
|
Михаил Михайлович Сперанский, реформатор, государственный деятель, при Александре I и Николае I |
1772-1839гг. – годы жизни 1807- 1812 статс-секретарь Александра I С 1826 г. – во главе II отделения Собственной его императорского величества канцелярии |
Предложил проекты государственных преобразований в России: «Записки об устройстве судебных и государственных учреждений в России», «Введение к уложению гос. законов » Провел реформу законодательства |
Задание 18-19. Анализ иллюстративного материала. (Примеры заданий)
Какие из памятников архитектуры, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором был создан собор? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Кто из императоров, представленных ниже, правили Россией в том же веке, когда был создан этот памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Разработанные таблицы помогают усвоить материал наглядно.
Памятник архитектуры |
Время создания, автор |
Стиль |
В честь какого события построен |
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
|
Основано 5 ноября 1704 года по проекту Петра I. В 18 веке Адмиралтейством называли центр военного кораблестроения Архитектор И.К. Коробов. В 1721 году началась перестройка здания в камне и появилась башня с золоченым шпилем, но после пожара 1783 года все было уничтожено огнем. Архитектор А.Д. Захаров в начале XIX века практически полностью изменил строение за исключением только центральной башни со шпилем |
Классический стиль |
Верфь для строительства русских кораблей. Чертежи для Адмиралтейства разрабатывались лично Петром I. В военное время ключевые сооружения, такие как верфь, нуждались в особой обороне. Потому вокруг всего Адмиралтейства был возведен высокий земляной вал, вырыт глубокий ров и сооружено пять бастионов для защиты. |
Казанский собор в Санкт-Петербурге Архитектор А.Н. Воронихин
|
Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. |
Стиль ампир Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризо-вать театраль-ностью в оформле-нии архитектурных построек и внутрен-них интерьеров. Особенность архи-тектурного ампира заключается в обяза-тельном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репроду-цирующих практи-чески без изменений античные образцы скульптуры, подоб-ные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подоб-ным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядо-ченно, с соблюде-нием равновесия и симметрии |
Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен и освящен в 1811 г. в честь Казанской ее иконы. После отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И.Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. |
Заметим, что современное школьное образование развивается, введены новые образовательные стандарты и историко-культурный стандарт, внедряются новые технологии. Однако проблема формирования знаний и умений у учащихся остается актуальной. Сегодня возрастает роль историко-культурных понятий в формировании системы исторических знаний школьников, в создании целостной картины мира. Именно поэтому процессу их формирования должно уделяться большее внимание как в теории, так и практике обучения истории.
Литература
1. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – 192 с.
2. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 175 с.
3. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб, для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Владос, 2000. – 242 с.
Электронные ресурсы:
1. Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
Скачано с www.znanio.ru
[1] Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.