Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Оценка 4.8

Формирование функциональной грамотности на уроках истории

Оценка 4.8
docx
история
11 кл +1
08.07.2020
Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Статья посвящена вопросу формирования функциональной грамотности на уроках истории при подготовке учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации. В статье приводится практический материал для использования в работе.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках истории.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района

Кустова Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания

 

Формирование функциональной грамотности школьников посредством изучения историко-культурных понятий на уроках истории

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед обществом новые цели и задачи не только в экономике и политике, но и в духовной сфере, в сфере образования. Новые условия ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.

Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»[1], в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Национальный проект в сфере образования направлен на достижение конкретной цели, а именно обеспечить конкурентоспособность российского образования, и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для достижения данной цели необходимо решить некоторые задачи, например, внедрить на уровнях основного и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, новейшие образовательные технологии, которые обеспечат освоение обучающимися базовых навыков и умений, способствовать их вовлечения в образовательный процесс и повысить мотивацию к обучению.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности. 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев)

Многие вопросы современной методики обучения истории связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта. Положения Историко-культурного стандарта расширяют содержание историко-культурного материала в обучении истории в школе. Цель исторического образования в основной школе – развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

Чтобы овладеть основами любой науки – необходимо усвоить систему её понятий. Обучаясь в школе, ученики овладевают системой исторических понятий. В общей системе процесса познания истории формирование понятий – важное звено. Так как, усвоив понятия, школьники могут приступать к изучению наиболее высокого уровня понимания истории – к закономерностям. Но подведение школьников к пониманию закономерностей невозможно без системы понятий и терминов, которые они могут использовать при изучении нового исторического материала.

Кроме того, подготовка учащихся к успешной сдаче Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена предполагает освоение  историко-культурного материала. Его проверке посвящены специальные задания на экзамене. Это обуславливает необходимость обращения учителей к проблеме формирования у школьников знаний в целом, и историко-культурных в частности. В связи с этим возрастает значение формирования историко-культурных понятий.

Историко-культурные понятия являются одним из видов исторических понятий, изучаемых на всем протяжении курса «История России» и «Всеобщая история». В основном, историко-культурные понятия раскрываются при изучении вопросов культуры. В школьном курсе истории вопросы культуры играют особую роль в создании у учащихся правильных представлений о прошлом, в общем развитии учащихся, расширяя их кругозор и формируя их культурные интересы.  

Для целенаправленной работы с историческими понятиями, во-первых, необходимо четко представлять себе их структуру. Условно её можно определить как: понятие – это термин и определение, где под термином понимается слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением – краткое или развернутое перечисление признаков понятия в их иерархической последовательности: родовые, видовые, дополнительные.

  Во-вторых, в обучении истории речь должна идти о формировании системы понятий, которая складывается из последовательно организуемых этапов: сначала введение частноисторических понятий (летописи, иконопись, зодчество); затем соотнесение единичных признаков и обобщение их в понятия более высокого уровня (культура Древней Руси); потом абстрагирование особенных признаков, восхождение к общим (культура).

В-третьих, работа над основными понятиями (то есть теми, которые определяют основу исторических знаний школьников) предполагает несколько последовательных шагов: во-первых, создание целостной картины явления, процесса. Затем, на основе созданного представления – выявление его существенных признаков, после чего следует определение понятия и термина его закрепляющего. Следующим этапом формирования понятий являются разнообразные упражнения по использованию нового понятия на данном и последующих уроках. Завершает процесс работы над понятием – создание учебных ситуаций для оперирования новыми понятиями для познания качественно нового материала.

Например, при изучении темы «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках» вводится понятие феодальная раздробленность. На уроке учитель подводит учащихся к пониманию данного понятия путем объяснения нового материала и организации беседы с ними. В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему возникает феодальная раздробленность и был ли этот процесс закономерным?», на который ребята должны ответить после изучения данной темы. В конце урока учащиеся самостоятельно составляют схему «феодальная раздробленность», делают вывод о том, что такое феодальная раздробленность,  в чём причины, и каковы особенности феодальной раздробленности в истории Европы и дают объяснение понятию «феодальная раздробленность».

Для того чтобы отработать новые понятия, можно предложить учащимся после изучения темы выполнить следующие задания.

Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) период в истории государства, когда происходит распад его территории на отдельные более мелкие самостоятельные владения

1) феод

 

Б) феодал, получивший от более крупного феодала земельное владение за несение службы

2) феодал

 

В) наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы

3) феодальная раздробленность

Г) владелец наследственного земельного владения

4) сеньор

Д) крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян

5) вассал

 

Е) войны между крупными феодалами внутри страны

6) междоусобные войны

На следующий урок для закрепления новых понятий учащимся предложить следующее задание: напишите пропущенное понятие (термин): например, наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы называлось _________. И в заключении, на третьем уроке необходимо провести понятийный диктант по данным историческим понятиям.

Пример. Тема урока «Художественная культура Европы эпохи Просвещения». На уроке вводятся понятия «Эпоха Просвещения», направления в искусстве: «барокко», «рококо», «классицизм». В начале урока учитель предлагает учащимся записать в тетрадь понятие «Эпоха Просвещения». Далее по ходу урока вводятся следующие понятия и определения записываются в тетрадь. На уроке преобладают методы: иллюстративно-репродуктивный и частично поисковый (работа с дополнительным раздаточным материалом, а также работа с учебником). Учащимся предлагается составить таблицу по ходу объяснения новой темы в тетради.  

На сегодняшний день в преподавании истории преобладает дедуктивный метод формирования понятий. Сначала дается теория, а затем понятия раскрываются при помощи множества различных фактов, далее понятия обогащаются и конкретизируются.

В настоящее время в «Историко-культурном  стандарте» содержатся перечень основных терминов, которые необходимо формировать учителю на уроках истории.

В научной литературе сформулированы  методические условия формирования  у школьников исторических понятий:

1. Усвоение теоретических обобщений на базе усвоения учащимися взаимосвязанных и взаимозависимых фактов.

2. Систематизация и обобщение фактов в логике изучаемого понятия или закономерности.

3. Определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих углублять и расширять знания о них от урока к уроку.

4. Постоянный учет роли представлений и типичных образов в формировании новых понятий.

5.Оптимально раннее введение термина и признаков понятия в изучаемый материал и на этой основе его систематизация.

6. Учет специфики разных групп исторических понятий, а в связи с этим и различный характер работы над ними.

7. Раскрытие понятий не изолированно, а во взаимосвязи.

8. Организация активной познавательной деятельности учащихся для использования ими новых понятий.

9. Правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении учебного исторического материала.

10. Развитие мышления школьников в процессе работ над понятиями.

Эти условия необходимо соблюдать и при формировании историко-культурных понятий.  При этом следует помнить, что процесс формирования историко-культурных понятий имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику их содержания. Большинство этих понятий требуют наглядности и ярких примеров при объяснении, особенно в 5-6-х классах. Историко-культурные понятия следует раскрывать неразрывно с основным историческим материалом изучаемого периода, чтобы у обучающегося создавалась общая картина исторической эпохи.

На сегодняшний день учителя предметники используют разные способы формирования исторических понятий и типы познавательных, тренировочных и проверочных заданий, как на уроке, так и для подготовки  школьников к ОГЭ и ЕГЭ.

Упражнения по использованию новых понятий – создание ситуаций для оперирования ими в новых учебных условиях: заполнение пропусков в терминах и объяснение обозначаемых ими понятий; выделение ключевых слов в предъявленном готовом определении нового понятия; ранжирование призна­ков по степени значимости в данном определении понятия; составление пред­ложений с корректным использованием новых понятий; подбор синонимов или антонимов; сопоставление определений одного и того же понятия в разных ис­точниках; узнавание новых понятий в предъявленных описаниях и повествова­ниях, на наглядных средствах.

Например, Задание 4. КИМ ЕГЭ. Определение термина по нескольким признакам. Напишите пропущенное понятие (термин).

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______. (черносошные)

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV-XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______. (местничество).

Задание 5.  Систематизация исторической информации: соответствие. Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями. В ответ за­пи­ши­те последовательность цифр.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ

1) смерды

 

Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые земледельцы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древней Руси

2) холопы

 

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной зависимости от хо­зя­и­на земли

3) закупы

 

Г) земледельцы, взяв­шие ссуду

4) тиуны

 

 

5) ря­до­ви­чи

 

 

6) помещики

На уроках необходимо использовать такие проверочные задания как, понятийные диктанты, задания на группировку понятий по определенным критериям, тесты.

Далее надо отметить, роль наглядных средств обучения в формировании исторических понятий у школьников.

Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения, наблюдательности, речи. Благодаря систематическому использованию наглядных пособий, учащиеся стремятся понять историческое прошлое, четко представить его в виде соответствующих образов и ясно, четко выразить словами.

Приведу пример использования информационных таблиц, как на уроке, так и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Такие информационные таблицы помогают учащимся быстрее осваивать большой пласт необходимой информации в сжатом виде.

 

 

Исторические портреты

Портрет

Кто, когда

даты

Основные направления деятельности

http://morpolit.milportal.ru/wp-content/2011/11/aleksandr1.jpg

Александр I, российский император

1801-1825гг.

Попытка либеральных реформ: реформа образования, смягчение цензуры, указ «о вольных хлебопашцах», дарование конституции Польше. Либеральные реформы не были доведены до конца. Введение военных поселений,

http://pushkin.ru/images/stories/news/tzarsky_licei29july11-01.jpg

Михаил Михайлович Сперанский, реформатор, государственный деятель, при Александре I и Николае I

1772-1839гг. – годы жизни

1807- 1812 статс-секретарь Александра I

С 1826 г. – во главе II отделения Собственной его императорского величества канцелярии

Предложил проекты государственных преобразований в России: «Записки об устройстве судебных и государственных учреждений в России», «Введение к уложению гос. законов » Провел реформу законодательства

 

Задание 18-19. Анализ иллюстративного материала. (Примеры заданий)

Какие из па­мят­ни­ков архитектуры, пред­став­лен­ных ниже, были построены в том же веке, в ко­то­ром был со­здан собор? В ответе запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Кто из императоров, пред­став­лен­ных ниже, пра­вили Рос­си­ей в том же веке, когда был со­здан этот памятник? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Разработанные таблицы помогают усвоить материал наглядно.

Памятник архитектуры

Время создания, автор

Стиль

В честь какого события построен

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

 

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=10652274-15-72&n=21

Основано 5 ноября 1704 года по проекту Петра I. В 18 веке Адмиралтейством называли центр военного кораблестроения

Архитектор И.К. Коробов. В 1721 году началась перестройка здания в камне и появилась башня с золоченым шпилем, но после пожара 1783 года все было уничтожено огнем.

Архитектор А.Д. Захаров в начале XIX века практически полностью изменил строение за исключением только центральной башни со шпилем

Классический стиль

Верфь для строительства русских кораблей. Чертежи для Адмиралтейства разрабатывались лично Петром I. В военное время ключевые сооружения, такие как верфь, нуждались в особой обороне. Потому вокруг всего Адмиралтейства был возведен высокий земляной вал, вырыт глубокий ров и сооружено пять бастионов для защиты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге Архитектор А.Н. Воронихин

 

 

Вид с Невского проспекта

Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Стиль ампир

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризо-вать  театраль-ностью в оформле-нии архитектурных построек и внутрен-них интерьеров. Особенность архи-тектурного ампира заключается в обяза-тельном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репроду-цирующих практи-чески без изменений античные образцы скульптуры, подоб-ные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подоб-ным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядо-ченно, с соблюде-нием равновесия и симметрии

Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен и освящен в 1811 г. в честь Казанской ее иконы.

После отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И.Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Заметим, что современное школьное образование развивается, введены новые образовательные стандарты и историко-культурный стандарт, внедряются новые технологии. Однако проблема формирования знаний и умений у учащихся остается актуальной. Сегодня возрастает роль историко-культурных понятий в формировании системы исторических знаний школьников, в создании целостной картины мира. Именно поэтому процессу их формирования должно уделяться большее внимание как в теории, так и практике обучения истории. 

 

Литература

1.   Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – 192 с.

2.   Короткова М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 175 с.

3.   Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб, для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Владос, 2000. – 242 с.

Электронные ресурсы:

1. Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п

Чтобы овладеть основами любой науки – необходимо усвоить систему её понятий

Чтобы овладеть основами любой науки – необходимо усвоить систему её понятий

Например , при изучении темы «Феодальная раздробленность

Например , при изучении темы «Феодальная раздробленность

В настоящее время в «Историко-культурном стандарте» содержатся перечень основных терминов, которые необходимо формировать учителю на уроках истории

В настоящее время в «Историко-культурном стандарте» содержатся перечень основных терминов, которые необходимо формировать учителю на уроках истории

Например, Задание 4. КИМ ЕГЭ.

Например, Задание 4. КИМ ЕГЭ.

Исторические портреты Портрет

Исторические портреты Портрет

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Литература 1. Короткова М

Литература 1. Короткова М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2020