Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации.
Автор статьи
учитель начальных классов
МАОУ Каликинская СШ
Галанина Н.А.
Современному обществу требуются люди, готовые успешно
взаимодействовать с окружающим миром, строить адекватные социальные отношения и
решать различные, в том числе и нестандартные, жизненные задачи. В эпоху
стремительного развития информационных технологий важнейшим умением становится
умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Акцент
в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком
ее правильного применения.
С другой стороны, высокая скорость смены информации является одной из причин,
почему современные школьники не могут сосредотачиваться, воспринимать тексты,
новые сведения, углубляться в суть учебной задачи, имеют низкий коэффициент
усвоения знаний. Страдает коммуникативная сфера.
Особенности
происходящих в жизни изменений привели к значительным сдвигам в механизмах
формирования личности. У современных детей иные установки, ресурсные
возможности и восприятие мира в целом. Они технически подкованы, однако имеют
самый низкий показатель развития речи, они ценят статусность, мечтают о высоких
личностных достижениях, при этом зачастую инфантильны и быстро выгорают,
вращаясь в огромном потоке различной информации, имеют отсутствие концентрации
и плохое запоминание.
В настоящее время актуальна проблема
формирования функциональной грамотности школьников.
Сущность
функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно
осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и
навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений, т.е. ее смысл
состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Функциональная грамотность рассматривается
как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
К интегративным относятся коммуникативная, читательская,
информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном
содержании.
Глобальная компетентность – это способность смотреть на мировые и
межкультурные вопросы критически, участвовать в открытом, адекватном и
эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения
на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Читательская
грамотность - базовый навык функциональной
грамотности.
К сожалению, с поступлением в школу младшим школьникам перестают читать дома,
несформированность способа чтения приводит к непониманию смысла текста, а
преобладание в школьной программе художественных текстов приводит к тому, что
- в научно-познавательных текстах дети не могут выделить научную информацию, описания, элементы фантастики, главную мысль текста
-не понимают, ЧТО в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия
-в учебном тексте самостоятельно затрудняются выделить учебную задачу
-в математическом тексте «не видят», можно ли при выделенных условиях решить математическую задачу
В рамках формирования функциональной грамотности читательская деятельность расставляет свои акценты: это СИТУАЦИИ, ТЕКСТЫ, ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ.
Если
говорить о ситуациях, то в предлагаемой концепции значительно
расширяются социальные, практические, учебные, личные цели чтения.
Тогда как школьное чтение продолжает ставить образовательные цели и опираться в
большинстве своем на учебную, справочную и художественную литературу.
Основной
спецификой отбора текстового материала является постановка в них проблем, с
которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни.
Следует
- отдавать приоритет использованию различных источников информации одномоментно
- включать смешанные тексты, когда внутри одного текста информация
располагается как в сплошном, так и в несплошном формате (например, журналы, справочники,
отчеты, веб-страницы)
- осуществлять перенос навыка чтения художественного текста на чтение
информационного текста. Учить читать научно-познавательные тексты, выделять в
них главную мысль. Работать с текстами-инструкциями, когда необходимо
последовательно выполнять определенные шаги и быть внимательными
В качестве основных выбраны следующие темы: межличностные отношения, школьная жизнь, человек и природа, человек и технический прогресс, экологические проблемы, здоровый образ жизни, безопасность, путешествия по родной земле, научные открытия, выбор товаров и услуг, образование, великие люди нашей страны, будущее и др.
Важно расширять взаимодействие с различными текстами, а для этого у детей должны быть четкие алгоритмы, как определить, какой перед ним текст и как с ним работать
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом. Когнитивные стратегии (мышление, осознание, суждение), позволяют обучающимся выстраивать свою траекторию обучения наиболее рациональным способом.
Выделяют 3 основные стратегии: предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Каждая из них ставит перед собой свои цели и задачи, а также требует использования определенных приемов работы с текстом. На сегодняшний день стратегий и тактик чтения разработано около сотни. В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них.
Читательские умения соответствуют выделенным группам читательских действий
1. Находить и извлекать информацию
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. Использовать информацию из текста
Первые два действия непосредственно опираются на текст, а вторые два требуют от
читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. У
развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений.
Формирование
читательских умений может длиться всю сознательную жизнь человека. Однако уже в
начальных классах учитель может заложить их основы. Каждое
читательское умение не формируется по отдельности,все умения, образующие
систему, формируются одновременно при обращении к каждому
новому тексту
Проанализировав
основное понимание целей, текстового материала и читательских умений, а также
опираясь на то, что более 80% информации человек воспринимает визуально, я
пришла к пониманию того, что одним из эффективных способов работы с информацией
будет ее сжатие, то есть ее обобщение,
укрупнение и систематизация. Предоставление информации в удобном,
компактом виде обеспечивается ТЕХНОЛОГИЕЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
К.Д.Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их налету» Начиная с 1 класса, использую в своей практике приемы МНЕМОТЕХНОЛОГИИ. В переводе с греческого МНЕМОТЕХНИКА – это «искусство запоминания», то есть это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотаблиц- схем можно заучивать стихи, обогащать словарный запас, отгадывать загадки и пересказывать текст, составлять собственный текст.
Мнемосхемы могут даваться в готовом виде или в неправильной последовательности, другие составляются коллективно, в группах или индивидуально.
Знакомство с мнемотехникой происходит от простого к сложному: сначала мнемокарточки (использую их при знакомстве со звуками, словарными словами), затем мнемодорожки (это загадки, пословицы, скороговорки), и мнемотаблицы (картинный план пересказа, запоминание стихотворения, затем планирование сочинения или изложения). Я не преследую цель выполнить красивые картинки, мнемосхемы обычно имеют рабочий вид.
Кроме мнемосхем, существуют также такие средства визуализации как ментальная карта, карта понятий, инфографика, облако тегов.
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА –
это мысли, изложенные графическим путем. В центре пишется главная тема, а
связанные с ней ассоциативные понятия располагаются вокруг в виде древовидной
схемы.С помощью МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ удобно работать с лексикой: уточнением
значения слова, многозначностью слова. На уроках развития речи
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА используется для составления плана сочинения или изложения,
сбора языкового материала по определенной теме.МЕНТАЛЬНУЮ КАРТУ можно
использовать на уроках обобщения и систематизации знаний. МЕНТАЛЬНУЮ
КАРТУ можно составить в онлайн –сервисах, в программе ПЕЙНТ, на слайде
презентации с использованием фигур, на листах бумаги, на доске. Информация
на ней максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом».
В отличие от ментальной карты КАРТА
ПОНЯТИЙ отражает виды связей между понятиями. Она состоит из
узловых точек и фиксирует соотношение понятий в направлении от общего к
частному. Существуют различные варианты организации учебной деятельности
учащихся с КАРТОЙ ПОНЯТИЙ. Работа с ней возможна в начале изучения темы в
качестве актуализации знаний либо при обобщении знаний в конце раздела, можно
постепенно пополнять в ней информацию по мере изучения материала.
КАРТА ПОНЯТИЙ может иметь и более сложный вид. Например, можно дать КАРТУ ПОНЯТИЙ
- со списком понятий и схемой связей
- со списком понятий, без схемы связей
- со схемой связей, но без списка понятий
- без списка понятий и без схемы связей
ИНФОГРАФИКА предполагает структурирование больших объемов информации в более компактный и интересный вид. Она включает в себя визуальные элементы и тексты, их поясняющие. Инфографика либо создается под руководством учителя, либо анализируется готовая, по ней выполняются задания. Например, можно составить тонкие и толстые вопросы, сравнить представленные данные, составить маршрут экскурсии по Щелковскому хутору либо текстовую рекламу о «сказочных» территориях нашей страны. Еще пример, при прочтении произведения Драгунского «Мишкина каша» можно, используя инфографику, составить рецепт манной каши, рассказать о ее энергетической ценности.
ОБЛАКО ТЕГОВ — это визуальное представление списка слов, которые связаны каким-либо отношением. Важность слов обозначается размером шрифта или цветом. Работая с ОБЛАКОМ ТЕГОВ можно использовать следующие приемы:
ü Записать в ОТ тему урока
ü Прочитать в ОТ главный вопрос урока
ü Слова из ОТ разбить на группы по значению или темам
ü Упражнения на сочетаемость: ОТ –группа существительных, подобрать прилагательные из текста
ü Использовать ОТ для отработки грамматических, лексических понятий
ü Составить предложения, используя слова из ОТ
ü Восстановить текст на основе ОТ
Например, заполнить пропуски в тексте, используя ОБЛАКО ТЕГОВ. Затем сравнить с оригиналом. Подразумевается, что с текстом дети работали ранее.
Таким образом,
работа с использованием средств визуализации строится в двух направлениях:
используется готовый вариант визуализации или создается новый вид под
руководством учителя. Создание визуализации идет по принципу укрупнения
информации (индивидуальная работа, малая группа, большая группа).
Индивидуальная работа с визуализацией может строиться, например, сначала на
этапе прогнозирования нового материала, затем дополнения ее на других этапах
урока и наконец, завершение.
По готовой визуализации задания могут быть разноплановые: составление плана,
толстых и тонких вопросов, сравнительная характеристика. Решение практических
задач, поиск недостающих и избыточных данных, изменение ошибочного построения.
Важно понимать особенности чтения различных видов информации, уметь их
«читать», анализировать и находить главное для решения практических задач.
Поэтому важно расширять текстовый материал, цели и стратегии работы.
Формирование ФГ – это метапредметный результат, и конечно, не
ограничивается литературным чтением. Систематическое использование средств
визуализации на любых уроках позволяет нам формировать у учащихся следующие умения:
ü Делать выводы и логические умозаключения
ü Видеть и проводить аналогии
ü Осознавать и обосновывать свою точку зрения
ü Систематизировать изученный материал
ü Выделять главное в содержании
ü Эффективно ликвидировать или минимизировать потерю информации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.