Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации.
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации.

Оценка 5
docx
19.06.2022
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации.
Статья
Формирование функциональной грамотности средствами визуализации информации. Галанина Н.А..docx

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации.

Автор статьи
учитель начальных классов
МАОУ Каликинская СШ
Галанина Н.А.


       Современному обществу требуются люди, готовые успешно взаимодействовать с окружающим миром, строить адекватные социальные отношения и решать различные, в том числе и нестандартные, жизненные задачи. В эпоху стремительного развития информационных технологий важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
С другой стороны, высокая скорость смены информации является одной из причин, почему современные школьники не могут сосредотачиваться, воспринимать тексты, новые сведения, углубляться в суть учебной задачи, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Страдает коммуникативная сфера.

       Особенности происходящих в жизни изменений привели к значительным сдвигам в механизмах формирования личности. У современных детей иные установки, ресурсные возможности и восприятие мира в целом. Они технически подкованы, однако имеют самый низкий показатель развития речи, они ценят статусность, мечтают о высоких личностных достижениях, при этом зачастую инфантильны и быстро выгорают, вращаясь в огромном потоке различной информации,  имеют отсутствие концентрации и плохое запоминание.
                
В настоящее время актуальна проблема формирования функциональной грамотности школьников.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

               Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
       К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Глобальная компетентность – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности.
К сожалению, с поступлением в школу младшим школьникам перестают читать дома, несформированность способа чтения приводит к непониманию смысла текста, а преобладание в школьной программе художественных текстов приводит к тому, что

- в научно-познавательных текстах дети не могут выделить научную информацию, описания, элементы фантастики, главную мысль текста

-не понимают, ЧТО в тексте-инструкции является главным для решения учебной задачи, не могут выделить обязательные «шаги» действия

учебном тексте самостоятельно затрудняются выделить учебную задачу

-в математическом тексте «не видят», можно ли при выделенных условиях решить математическую задачу

В рамках формирования функциональной грамотности читательская деятельность расставляет свои акценты: это СИТУАЦИИ, ТЕКСТЫ, ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ.

           Если говорить о ситуациях, то в предлагаемой концепции значительно расширяются  социальные, практические, учебные, личные цели чтения.
Тогда как школьное чтение продолжает ставить образовательные цели и опираться в большинстве своем на учебную, справочную и художественную литературу.

          Основной спецификой отбора текстового материала является постановка в них проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни.
Следует
- отдавать приоритет использованию различных источников информации одномоментно
- включать смешанные тексты, когда внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате (например, журналы, справочники, отчеты, веб-страницы)
- осуществлять перенос навыка чтения художественного текста на чтение информационного текста. Учить читать научно-познавательные тексты, выделять в них главную мысль. Работать с текстами-инструкциями, когда необходимо последовательно выполнять определенные шаги и быть внимательными

В качестве основных выбраны следующие темы: межличностные отношения, школьная жизнь, человек и природа, человек и технический прогресс, экологические проблемы, здоровый образ жизни, безопасность, путешествия по родной земле, научные открытия, выбор товаров и услуг, образование, великие люди нашей страны, будущее и др.

          Важно расширять взаимодействие с различными текстами, а для этого  у детей должны быть четкие алгоритмы, как определить, какой перед ним текст и как с ним работать

         Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом. Когнитивные стратегии (мышление, осознание, суждение), позволяют обучающимся выстраивать свою траекторию обучения наиболее рациональным способом.

Выделяют 3 основные стратегии: предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Каждая из них ставит перед собой свои цели и задачи, а также требует использования определенных приемов работы с текстом. На сегодняшний день стратегий и тактик чтения разработано около сотни. В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них.

        Читательские умения соответствуют выделенным группам читательских действий

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста


Первые два действия непосредственно опираются на текст, а вторые два требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений.
      
 Формирование читательских умений может длиться всю сознательную жизнь человека. Однако уже в начальных классах учитель может заложить их основы.  Каждое читательское умение не формируется по отдельности,все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому тексту
      
Проанализировав основное понимание целей, текстового материала и читательских умений, а также опираясь на то, что более 80% информации человек воспринимает визуально, я пришла к пониманию того, что одним из эффективных способов работы с информацией будет ее сжатието есть ее обобщение, укрупнение и  систематизация. Предоставление информации в удобном, компактом  виде обеспечивается ТЕХНОЛОГИЕЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

      К.Д.Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их налету» Начиная с 1 класса, использую в своей практике  приемы МНЕМОТЕХНОЛОГИИВ переводе с греческого МНЕМОТЕХНИКА – это «искусство запоминания», то есть это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотаблиц- схем можно заучивать стихи, обогащать словарный запас, отгадывать загадки и пересказывать текст, составлять собственный текст.

Мнемосхемы могут даваться в готовом виде или в неправильной последовательности, другие составляются коллективно, в группах или  индивидуально.

         Знакомство с мнемотехникой происходит от простого к сложному: сначала мнемокарточки (использую их при знакомстве со звуками, словарными словами), затем мнемодорожки (это загадки, пословицы, скороговорки), и мнемотаблицы (картинный план пересказа, запоминание стихотворения, затем планирование сочинения или изложения). Я не преследую цель выполнить красивые картинки, мнемосхемы обычно имеют рабочий вид.

        Кроме мнемосхем, существуют также такие средства визуализации как ментальная карта, карта понятий, инфографика, облако тегов.

       МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА – это мысли, изложенные графическим путем. В центре пишется главная тема, а связанные с ней ассоциативные понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.С помощью МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ удобно работать с лексикой: уточнением значения слова, многозначностью слова. На уроках развития речи МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА используется для составления плана сочинения или изложения, сбора языкового материала по определенной теме.МЕНТАЛЬНУЮ КАРТУ можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний. МЕНТАЛЬНУЮ КАРТУ можно составить в онлайн –сервисах, в программе ПЕЙНТ, на слайде презентации с использованием фигур, на листах бумаги, на доске. Информация на ней максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом».
       
 В отличие от ментальной карты КАРТА ПОНЯТИЙ отражает виды связей между понятиями. Она состоит из узловых точек и фиксирует соотношение понятий в направлении от общего к частному. Существуют различные варианты организации учебной деятельности учащихся с КАРТОЙ ПОНЯТИЙ. Работа с ней возможна в начале изучения темы в качестве актуализации знаний либо при обобщении знаний в конце раздела, можно постепенно пополнять в ней информацию по мере изучения материала.

           КАРТА ПОНЯТИЙ может иметь и более сложный вид. Например, можно дать КАРТУ ПОНЯТИЙ

- со списком понятий и схемой связей

- со списком понятий, без схемы связей

- со схемой связей, но без списка понятий

- без списка понятий и без схемы связей

 

         ИНФОГРАФИКА предполагает структурирование больших объемов информации в более компактный и интересный вид. Она включает в себя визуальные элементы и тексты, их поясняющие. Инфографика либо создается  под руководством учителя, либо анализируется готовая, по ней выполняются задания. Например, можно составить тонкие и толстые вопросы, сравнить представленные данные, составить маршрут экскурсии по Щелковскому хутору либо текстовую рекламу о «сказочных» территориях нашей страны.  Еще пример, при прочтении произведения Драгунского «Мишкина каша» можно, используя инфографику, составить рецепт манной каши, рассказать о ее энергетической ценности.

          ОБЛАКО ТЕГОВ — это визуальное представление списка слов, которые связаны каким-либо отношением. Важность слов обозначается размером шрифта или цветом. Работая с ОБЛАКОМ ТЕГОВ можно использовать следующие приемы:

ü Записать в ОТ тему урока

ü Прочитать в ОТ главный вопрос урока

ü Слова из ОТ разбить на группы по значению или темам

ü Упражнения на сочетаемость: ОТ –группа существительных, подобрать прилагательные из текста

ü Использовать ОТ для отработки грамматических, лексических понятий

ü Составить предложения, используя слова из ОТ

ü Восстановить текст на основе ОТ

      Например, заполнить пропуски в тексте, используя ОБЛАКО ТЕГОВ. Затем сравнить с оригиналом. Подразумевается, что с текстом дети работали ранее.

        Таким образом, работа с использованием  средств визуализации строится в двух направлениях: используется готовый вариант визуализации или создается новый вид под руководством учителя. Создание визуализации идет по принципу укрупнения информации (индивидуальная работа, малая группа, большая группа). Индивидуальная работа с визуализацией может строиться, например, сначала на этапе прогнозирования нового материала, затем дополнения ее на других этапах урока и наконец, завершение.
По готовой визуализации задания могут быть разноплановые: составление плана, толстых и тонких вопросов, сравнительная характеристика. Решение практических задач, поиск недостающих и избыточных данных, изменение ошибочного построения.
         Важно понимать особенности чтения различных видов информации, уметь их «читать», анализировать и находить главное для решения практических задач. Поэтому важно расширять текстовый материал, цели и стратегии работы.
        Формирование ФГ – это метапредметный результат, и конечно, не ограничивается литературным чтением. Систематическое использование средств визуализации на любых уроках позволяет нам формировать у учащихся следующие умения:

ü Делать выводы и логические умозаключения

ü Видеть и проводить аналогии

ü Осознавать и обосновывать свою точку зрения

ü Систематизировать  изученный материал

ü Выделять главное в содержании

ü Эффективно ликвидировать или минимизировать потерю информации

 

 

 


 

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе средствами визуализации информации

Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности

Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности

Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом

Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом

Я не преследую цель выполнить красивые картинки, мнемосхемы обычно имеют рабочий вид

Я не преследую цель выполнить красивые картинки, мнемосхемы обычно имеют рабочий вид

ОБЛАКО ТЕГОВ — это визуальное представление списка слов, которые связаны каким-либо отношением

ОБЛАКО ТЕГОВ — это визуальное представление списка слов, которые связаны каким-либо отношением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2022