Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как основа успешного обучения школьников.
Оценка 4.6

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как основа успешного обучения школьников.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
чтение
17.01.2024
Формирование  функциональной   грамотности  на  уроках  литературы   как  основа  успешного  обучения   школьников.
Основной задачей современной школы является воспитание активной творческой личности, умеющей самосовершенствоваться, находить самостоятельно знания и уметь применять их в какой-либо конкретной ситуации, а также критически мыслить, формировать и отстаивать свою точку зрения и свои убеждения. То есть школьное современное образование сегодняшнего дня нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся, при которой знания из разряда теоретических переходят в разряд практических и применяются в повседневной жизни.
Формирование функционально1.docx

  Формирование  функциональной   грамотности  на  уроках  литературы

 как  основа  успешного  обучения   школьников.

             Основной   задачей  современной   школы  является  воспитание активной творческой личности, умеющей самосовершенствоваться,  находить  самостоятельно    знания и  уметь  применять  их в какой-либо  конкретной  ситуации,  а  также  критически   мыслить, формировать  и  отстаивать  свою   точку  зрения   и   свои   убеждения.  То есть  школьное  современное  образование   сегодняшнего  дня  нацелено   на   развитие функциональной   грамотности  обучающихся, при которой  знания  из разряда теоретических переходят  в  разряд  практических   и  применяются  в  повседневной  жизни.

             Известный  российский  лингвист,  академик РАО  Алексей Алексеевич Леонтьев   писал: «Функционально  грамотный   человек -  это  человек, который  способен  использовать  все   постоянно  приобретаемые  в  течение  жизни знания,   умения и  навыки для  решения  максимально широкого  диапазона жизненных  задач в  различных   сферах   человеческой  деятельности, общения  и  социальных  отношений».

            Нужно  отметить, что  формирование  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  грамотности  учащихся опирается  как  на   традиционные  формы  и  методы  обучения, так  и  на  инновационные  технологии. Благодаря  нестандартным   урокам повышается мотивация  и  интерес  учащихся  к  предмету и  учебному  процессу   в целом.

 

           Можно  выделить  следующие   виды   нетрадиционных  уроков:  уроки-игры (деловые, ролевые (как  часть  ролевых), (например, уроки-суды), уроки-конференции, уроки-соревнования (викторины, конкурсы) уроки-дискуссии, уроки-исследования  и  другие.

            Предоставив  ученикам   возможность  самостоятельно  сформулировать  тему  и  цели  урока, учитель  подвигает  их  к  первым   шагам на  пути  формирования   функциональной   грамотности.

Главное  -  создать   необходимые  условия для  этого: дружелюбный   психологический   настрой, точно сформулированный  проблемный   вопрос  или  ситуацию,  желание   услышать   каждого.  Такие   стратегии  как «Мозговой штурм», «Чтение  с  остановками», «Двухчастный   дневник»,  «Карандашные   пометки  на полях», «Письмо   литературному  герою», «Синквейн», «Тонкие  и  толстые   вопросы»  и  другие направлены  на  активизацию   мыслительной  деятельности  учащихся, позволяют  быстро включиться   в  работу,  помогают  работать  с информацией и отбирать её.

             Функциональную  грамотность  можно  развивать  на любом   этапе   урока при  изучении  любой темы.

               Так  при  изучении   рассказа  К.Г. Паустовского «Собрание  чудес» в 7  классе, работая  в  парах и  используя предложенную  информацию, учащиеся  составляли  репортажи о   заповедных местах  Узбекистана, где  растут  редкие   виды    растений  и   деревьев.

        (Игра «Телемост - репортаж»,  где  один  ученик  -   ведущий репортажа, а второй  -  ведущий  программы  новостей -  обмениваются информацией  в  виде  вопросов  и  ответов).

В этой работе  важно  не только  грамотно построить  диалог, но  и

использовать  литературную  речь в  мини-сценках, правильные  формы  обращения  и  общения.

            Стратегия  «Драма» успешно работает на  уроках  литературы во  всех   классах. Например,  при  изучении драматургии А.С.Грибоедова девятиклассники,  разделившись на  творческие   группы,  разыгрывали  мини-спектакль  по  комедии «Горе от ума», а   в  восьмом  классе  -  по  комедии Н.В.Гоголя  «Ревизор». Причём  ребята  сами  определяли  фрагменты произведения для   постановки, распределяли  роли, подбирали   музыкальное   сопровождение,  необходимый   реквизит  и   костюмы. Для  одноклассников   стало  открытием умение  некоторых ребят  вживаться   в  роль, через  интонацию, мимику  и   жесты  показывать   характеры   героев.

 

 

 

 

 

 

     Разнообразные  сочинения- миниатюры, эссе,  зарисовки помогают   учащимся  точно  отбирать   материал,  способствуют  развитию  устной  и  письменной   речи, творческих  возможностей.

              Приём «Письмо   литературному  герою» позволяет   ученику  обратиться  к  персонажу  напрямую, проанализировать  его поступок  с  точки   зрения собственного   опыта и  реалий   современности, аргументировано  высказать  свою  позицию и предложить  другие   способы   выхода  из сложившейся  ситуации. Особенность  этого приёма   заключается в  том,  что  он  позволяет  увидеть,   насколько   близко ученик  пропустил  через   себя   события   произведения, как  он  их   оценивает,  сопереживает  ли  персонажу.  В  качестве   примера   можно  привести   письма  шестиклассников  мальчику  из  автобиографического   рассказа Адыла Якубова «Мороженое».

Строчки   из  писем  учащихся   герою  рассказа.

 

     «Здравствуй, Адылжон!

Не  ругай себя за то, что  помог капитану  открыть  ящичек. Ничего  плохого   ты   не  сделал. Вам  нечего было  скрывать. Из  тебя  в  будущем  выйдет  достойный   человек!  И  я  верю про  полведра  воды, о  котором  ты  рассказал».

*******

    «Я  не   знала   раньше  про  культ  личности. Как   хорошо, что  мы  живём в другое  время!   Если   бы  я   была твоей  одноклассницей, то  я  бы   никогда   тебя  не   обзывала…»

*******

 

       « Хоть  ты учишься  в   третьем   классе, ты  самый  сообразительный! Ты  первый нашёл  слова, зашифрованные  в рисунке. Ты хотел  всем   доказать  что ты  хороший  пионер. Ты   хороший  человек!...»

 

*******

   «Мне  кажется,  что   я  всегда  буду вспоминать твою  историю, глядя на  мороженое…»

*******

     «Твой   папа  сказал, что  ты  теперь  дома  самый  старший  мужчина, чтобы  ты   помогал  маме   и  присматривал   за  младшими.Значит,   тебе   нельзя  унывать…»

*******

       «Адыл, скажу тебе по  секрету, когда  ты  вырастешь и  станешь  взрослым, ты  будешь  хорошим  писателем    и  всем  расскажешь  про   своего  отца,  который  ни  в  чём  не  виноват…»

 

Успешно  формируют  функциональную  грамотность   учащихся 

игровые   технологии.  Например,  для  закрепления  изученного   материала  по  поэме  А.С.Пушкина «Полтава» в  7 классе был  проведён  урок-суд  над  одним  из   главных героев  поэмы - Иваном Мазепой. Семиклассники,  опираясь   на полученные  знания  и  опыт , распределили  между   собой  роли: литературные   персонажи, судья, прокурор, адвокат, секретарь,  свидетели  обвинения  и  свидетели   защиты, присяжные   заседатели.  Каждый участник  судебного  заседания готовил свою  речь, опираясь на  текст  произведения, внимательно  отбирая  необходимые  цитаты и  оценивая   выбранную  информацию в соответствии  со своей  ролью. Ведь  от их  подготовки  зависела   судьба обвиняемого.   Готовясь  к  занятию,  ребята  не  только  досконально  изучили само  произведение, но и обратились   к  историческим  источникам, тем  самым,  расширив   рамки   школьной   программы, узнали  много  интересного  об  эпохе   правления  Петра  Первого.

 

 

 

На  этом  же  уроке  группы «Свидетели  обвинения»  и «Свидетели защиты»  активно  использовали   материалы  «Двухчастного   дневника», который   вели в   процессе  подготовки  к  литературному   суду. Этот   методический   приём  развивает   письменную   речь учащихся, даёт возможность   внимательнее  исследовать  текст и  письменно   выразить   своё  понимание  прочитанного.

Эти  и  другие приёмы  и  методики   ведения   современного  урока литературы   позволяют  исподволь  и   ненавязчиво  формировать   функциональную  грамотность учащихся,   что впоследствии,  несомненно,  благотворно  скажется   и  на   изучении   других  школьных предметов. 

             А эффективность  применения  таких  технологий зависит  в  первую  очередь  от   самого   учителя,  от  его   умения  заинтересовывать   учащихся, вовлекать  их в   активную  познавательную творческую   деятельность.

 Нурманова Замира Аблокуловна

учитель  русского  языка  и  литературы  

высшей  категории СОШ № 21

г. Ангрена  Ташкентской  области.

                    К. телефон :  +9989(0) 957- 11-97.


 

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как основа успешного обучения школьников

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как основа успешного обучения школьников

Главное - создать необходимые условия для этого: дружелюбный психологический настрой, точно сформулированный проблемный вопрос или ситуацию, желание услышать каждого

Главное - создать необходимые условия для этого: дружелюбный психологический настрой, точно сформулированный проблемный вопрос или ситуацию, желание услышать каждого

В этой работе важно не только грамотно построить диалог, но и использовать литературную речь в мини-сценках, правильные формы обращения и общения

В этой работе важно не только грамотно построить диалог, но и использовать литературную речь в мини-сценках, правильные формы обращения и общения

Разнообразные сочинения- миниатюры, эссе, зарисовки помогают учащимся точно отбирать материал, способствуют развитию устной и письменной речи, творческих возможностей

Разнообразные сочинения- миниатюры, эссе, зарисовки помогают учащимся точно отбирать материал, способствуют развитию устной и письменной речи, творческих возможностей

Твой папа сказал, что ты теперь дома самый старший мужчина, чтобы ты помогал маме и присматривал за младшими

Твой папа сказал, что ты теперь дома самый старший мужчина, чтобы ты помогал маме и присматривал за младшими

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как основа успешного обучения школьников.

Формирование  функциональной   грамотности  на  уроках  литературы   как  основа  успешного  обучения   школьников.

На этом же уроке группы «Свидетели обвинения» и

На этом же уроке группы «Свидетели обвинения» и

Свидетели защиты» активно использовали материалы «Дву х частного дневника», который вели в процессе подготовки к литературному суду

Свидетели защиты» активно использовали материалы «Дву х частного дневника», который вели в процессе подготовки к литературному суду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024