Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания

Оценка 5
docx
28.03.2023
Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания
формирование функциональной грамотности на уроках обществознания.docx

«Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания»

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определённые знания, умения и навыки. Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого является человек. Школьный предмет «Обществознание» непосредственно нацелено на социализацию молодых граждан Российской Федерации и играет особую роль в воспитании общероссийской гражданской и культурной идентичности, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.

В иерархии целевых установок преподавания и изучения обществознания в качестве важнейшей цели традиционно выделяется «формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных проблем в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом[1]

Формирование функциональной грамотности по обществознанию можно представить в виде плана  работы:

Ø Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

Ø Использование приемов развития критического мышления в системе.

Ø Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

Ø Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

Ø Использование самооценивания и взаимооценивания.

Ø Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Организация поддержки  учащимся с низкими учебными способностями

Следует выделить следующие функции уроков обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

ü Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; работать с электронными законодательными базами;пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

ü Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики, инфографику; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

ü Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

ü Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи .

ü Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

 

Таким образом, учебный предмет «Обществознание» обладает широчайшими возможностями для использования его в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных событиях в обществе, учить школьников анализировать и синтезировать информацию.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 256 с.

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого…

Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого…

Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся

Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023