«Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определённые знания, умения и навыки. Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого является человек. Школьный предмет «Обществознание» непосредственно нацелено на социализацию молодых граждан Российской Федерации и играет особую роль в воспитании общероссийской гражданской и культурной идентичности, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.
В иерархии целевых установок преподавания и изучения обществознания в качестве важнейшей цели традиционно выделяется «формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных проблем в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом[1]…
Формирование функциональной грамотности по обществознанию можно представить в виде плана работы:
Ø Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Ø Использование приемов развития критического мышления в системе.
Ø Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
Ø Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
Ø Использование самооценивания и взаимооценивания.
Ø Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Следует выделить следующие функции уроков обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
ü Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; работать с электронными законодательными базами;пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
ü Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики, инфографику; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
ü Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
ü Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи .
ü Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
Таким образом, учебный предмет «Обществознание» обладает широчайшими возможностями для использования его в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных событиях в обществе, учить школьников анализировать и синтезировать информацию.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.