«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
2. Основа — системно-деятельностный подход
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ориентация на достижение цели и основного результата образования:
личностного развития на основе освоения УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
4. Межпредметная интеграция
МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ — это дидактический принцип, отражающий объективно существующие взаимосвязи между отдельными дисциплинами и обеспечивающий процесс обучения школьников посредством согласованного взаимодействия учебных компонентов.
Найдите в тексте ключевые слова (слова-ориентиры).
Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
Выделите для себя из текста полезные новые знания.
Найдите ошибку в тексте, выявите её сущность.
Ответьте на вопросы, отражающие причинно-следственные связи: «Зачем …», «Почему …» и т. д.
Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Задайте вопросы к данному тексту.
Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
8. Учебно-практические задания
ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
контекстные задания и группы заданий (контекст естественно-научного содержания: Земля и природные явления, технические устройства, человек, экспериментальные исследования);
задания, составленные на материале разных предметных областей (биология, физика, химия, математика, экология, ОБЖ), с включением широкого спектра графической информации.
Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений.
Планировать этапы исследования.
Предлагать подходящие способы измерения выбранных характеристик.
Анализировать результаты проведённого исследования и делать выводы.
Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным
1. Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.
Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия и пирофосфат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко», идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка, витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов.
Содержит: пшеницу, глютен, лецитин соевый, яйца.
Может содержать следы кунжута, арахиса, других орехов.
2. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.
На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица.
В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).
Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти?
Ответ обоснуйте.
3. Группа британских учёных разрабатывает «умную» одежду, которая поможет детям с отклонениями в развитии «заговорить». Ребёнка, одетого в жилет из уникального электротекстиля, который подсоединён к синтезатору речи, можно будет понять просто по его постукиванию по чувствительной к прикосновению ткани.
Не повредив материал, одежду можно стирать, наматывать вокруг предметов или складывать. Учёный говорит, что материал можно запустить в дешёвое массовое производство.
Материал можно | Может ли качество материала быть проверено с помощью научного эксперимента в лаборатории? |
стирать, не повредив его | Да / Нет |
наматывать вокруг предметов, не повредив его | |
складывать, не повредив его | |
запустить в дешёвое массовое производство |
Вопрос: можно ли качества материала, о которых говорилось в тексте, проверить с помощью научного эксперимента в лаборатории? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
4. В приведённой схеме показано, как осуществляется правка проволоки.
Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять, что изображено на схеме. Однако он ещё не получил в школе никакого технического образования и не понимает смысла схемы.
Объясните своему брату, как осуществляется правка проволоки. В своём объяснении следуйте строго по буквам схемы.
5. Молоко — это первая в жизни пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока.
Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке, который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.
Вещество | Коровье молоко (г) | Молоко волчицы (г) | Женское молоко (г) |
Жиры | 3,9 | 9,6 | 4,0 |
Белки | 3,4 | 9,2 | 1,4 |
Углеводы | 4,9 | 3,4 | 7,0 |
Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.
Вопрос: используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1)Содержание образования(образовательные стандарты, учебные программы);
2)Формы и методы обучения;
3)Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4)Программы внешкольного, дополнительного образования;
5)Модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6)Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми ;
7)Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.