Формирование функциональной грамотности обучающихся. Опыт работы МОБУ "Елшанская Первая СОШ"

  • docx
  • 14.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад на семинар завучей 19.02.25.docx

Отдел образования Бузулукского района

 

 

Семинар заместителей директоров по учебной работе

 

 

 

 

Формирование функциональной грамотности обучающихся.

Опыт МОБУ «Елшанская Первая СОШ»

 

 

 

 

 

Зам.директора по УР

МОБУ «Елшанская Первая СОШ»

Бузулукского района

Михайлова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

2025 год

 

«Не бойся идти не туда, бойся никуда не идти»

Д.Емец

 

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

 

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС) напрямую говорят о требовании создания в школах условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

В 2020-2021 учебном году школа попала в пятерку образовательных организаций Оренбургской области, которая в свою очередь была выбрана одним из 43 субъектов Российской Федерации для участия в исследовании PISA, при этом  и территории и непосредственно образовательные организации определяются Национальным центром исследования рандомно. Позже исследование было заменено аналогичным тестированием на уровне Российской Федерации. В 2020-21 и 2021-22учебном годах коллектив был активно включен в процесс формирования системы работы. Но жизнь идет, вносит коррективы и работа по формированию функциональной грамотности входит в режим стандартной деятельности.

Для того, чтобы все действия приносили положительные результаты, должна быть разработана модель, которая при имеющихся ресурсах (материально-техническая база, потенциал обучающихся, уровень профессионализма педагогов) будет наиболее эффективна в данном образовательном учреждении.

Для создания рабочей модели по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся нашим педагогическим коллективом была проделана большая работа в нескольких направлениях

1.     Организационно-управленческая деятельность.

 

1.1.              Проведен анализ деятельности опорной площадки МОБУ «Елшанская Первая СОШ» по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году. По результатам подготовлена информационно-аналитическая справка.

1.2.              Изучается и пополняется база нормативных документов

 

Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)

 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 590/219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

 

1.3.              – Издан приказ от 03.09.2024г. «О назначении ответственного в МОБУ «Елшанская Первая СОШ» за  участие во всероссийском образовательном  проекте  «Урок цифры»

1.4.              Скорректирован школьный план методической работы в части формирования и оценки функциональной грамотности.

1.5.              Диагностика функциональной грамотности включена в график оценочных процедур на 2024-2025 учебный год.

1.6.              Основной массив изменений приходится на основные образовательные программы школы, так как они определяют цели, задачи и содержание школьного образования.

Внесены изменения и дополнения в следующие разделы:

«Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы» на каждом уровне образования.

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»

«Личностные и метапредметные результаты освоения функциональной грамотности»

1.7.              В учебный план для целенаправленности образовательного процесса  включены учебные курсы по функциональной грамотности.

В 1-3 классах курс «Функциональная грамотность». Педагоги используют  рабочие тетради авторов Буряк М.В, Шейкина С.А., где темы распределены по основным направлениям грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественно-научная.

В основной школе учебные курсы  распределены по годам следующим образом; 5 класс – читательская и математическая грамотность по 1 часу, 6 класс математическая и финансовая грамотность, 7 класс естественно-научная грамотность, 8 класс читательская грамотность и креативное мышление. В 9 классе отдельного курса нет, но как результат деятельности ведется предпрофильный курс «Мой проект», который  завершает на уровне основного образования формирование основных результатов по функциональной грамотности – умение искать и отбирать информацию, интерпретировать ее, рассчитывать финансовую составляющую  проекта и т.д. На уровне среднего образования данный функционал определяется на курсе «Индивидуальный проект», а так же элементы формирования функциональной грамотности включены в деятельность при подготовке к ГИА.

2.                     Методическая работа с кадрами.

2.1.              Основная работа –это система методических мероприятий. Педагогический коллектив работает над общей темой: «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации  ФГОС». Данная тема конкретизируется на каждом этапе, каждый их которых способствует достижению общей цели.

2021-2022 учебный год Теоретическое исследование темы: Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования»

  2022-2023 учебный год Практическое исследование темы: «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и методического мастерства учителя»

  2023-2024 учебный год Практическое исследование темы:  «Формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

  2024-2025 учебный год Обобщение темы: Построение образовательного пространства, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей»

Основные цели и теоретическое содержание вопроса формирования функциональной грамотности поднимаются на педагогических советах.

2022-2023 «Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»

2023-2024 «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Система методических совещаний  способствует подготовке к педагогическим советам и к семинарам .

2021-2022 .«Индивидуальный проект в соответствии с требованиями ФГОС. Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности».

«Критерии отбора заданий, направленных на формирование функциональной грамотности  учащихся в рамках введения ФГОС СОО

2022-2023 «Функциональная грамотность обучающихся и развитие УУД: две половинки одного целого»

2023-2024 .«Формирование и оценка цифровой грамотности обучающихся в рамках развития функциональной грамотности».

2024-2025 «Подготовка к ВПР как способ формирования функциональной грамотности»

Практическая направленность вопроса реализуется через ежегодный семинар-практикум «Я иду на урок», который проводится традиционно в декабре по  соответствующей тематике.

2021-2022 Метапредметный подход в обучении. Метапредметные результаты образовательной деятельности»

2022-2023 «Функциональная грамотность как условие повышения познавательного интереса и мотивации обучающихся»

2023-2024 «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность учащихся»

2024-2025 «Эффективные приемы формирования  функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

В  2022-2023 учебном году было решено заменить предметные недели на недели по формированию функциональной грамотности. Традиционно в 3 четверти последовательно проходят недели читательской грамотности, математической и финансовой грамотности, естественно-научной грамотности.

Цели: формирование функциональной грамотности, активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, интеграция учебной, развивающей и воспитательной деятельности учащихся.

В семинарах и тематических неделях принимают участие все педагоги, а не только русского языка, математики и биологии. Так, например, учитель истории вливается в неделю математической и финансовой грамотности, учитель технологии может успешно влиться, как в естественно-научную грамотность, так и в математическую. И, конечно любой педагог, может быть вовлечен в неделю читательской грамотности. Поэтому каждый из педагогов получает возможность поделиться накопленным опытом.

При посещении уроков обращаем внимание на присутствие таких компонентов:

ü     Использование  в содержании урока практико-ориентированных заданий, направленных на формирование ФГ и связанных с изучаемой темой. Такие задания можно предлагать на разных этапах урока.

ü     Организация деятельности детей по решению проблемной жизненной ситуации, где обучающимся нужно использовать предметные знания и метапредметные умения.

ü     Проведение урока с использованием технологии, направленной на формирование каких-либо видов функциональной грамотности (технология проектных задач, технология продуктивного чтения и др.).

ü     Использование при проведении урока приёмов обучения, способствующих формированию отдельных умений или компетенций читательской, математической, естественнонаучной грамотности обучающихся.

ü     Многие педагоги  руководствуются определенным алгоритмом для достижения планируемых результатов: более осознанно отбирают материал для проверки знаний, разрабатывают систему вопросов и заданий, подбирают необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планируют, определяют методы и формы изучения и проверки полученных знаний. Но вместе с тем анализ проведенной работы позволяет обозначить некоторые  типичные  ошибки  присутствуют задания репродуктивного уровня: пересказать, ответить на вопросы, редко используется групповая и парная работа, а если проводится, то не всегда продуктивно. Тем не менее педагоги используют при проведении работы задания из открытого банка заданий, разрабатывают задания самостоятельно.

2.2.              Повышение профессиональной компетентности педагогов. Обеспечено прохождение учителями- предметниками курсов повышения квалификации по программам введения функциональной грамотности, участие педагогов в районных, областных мероприятиях, посвященных формированию и оценке ФГ, активное участие в региональных предметных неделях.

2.3.              Систематическая работа школьных методических объединений в направлении самообразования и саморазвития учителей

2.4.              Все педагоги, участвующие в формировании функциональной грамотности, зарегистрированы на платформе «Российская электронная школа». Педагоги часто используют задания на формирование функциональной грамотности школьников 

из банка заданий Института стратегии развития образования РАН (skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) — задания по различным видам функциональной грамотности в PDF-формате с комментариями для преподавателя, непосредственно тесты  в  РЭШ, а так же открытый банк заданий на сайте ФИПИ

 

3.                     Следующее направление деятельности – диагностика сформированности функциональной грамотности. В 2020-2022 учебном годах мы проводили диагностику по всем направлениям, что оказалось очень объемным и не очень эффективным инструментом. Вследствие чего было решено проводить мониторинг грамотности по классам: читательская грамотность 2 и 5 классы, математическая грамотность 3 и 6 классы, естественно-научная грамотность 4 и 7 классы.  В рамках реализации национального проекта «Образование», обучающиеся 8-9 классов принимают участие в региональных работах по всем компонентам функциональной грамотности, поэтому на уровне начального и основного образования мониторинг функциональной грамотности проводится ежегодно.

Одним из индикаторов сформированности функциональной грамотности являются Государственная итоговая аттестация и ВПР. Анализ результатов последних лет показывает общее снижение качества. Мы провели анализ и выявили следующие проблемы, характерные и для большинства обучающихся:

читательская грамотность • Работать с объемными текстами • Работать с несколькими источниками информации • Применять критическое мышление

естественно-научная грамотность • Умение интерпретировать данные • Умение формулировать гипотезы • Исследовательские компетенции

математическая грамотность • Умение распознать проблему • Умение переформулировать проблему на язык математики • Применение критического мышления для оценки ответа.

Диагностика позволяет

·   Выявить профессиональные дефициты педагогов в области формирования функциональной грамотности. На основе результатов можно составить рекомендации по развитию компетенций. 

·  Скорректировать работу по формированию функциональной грамотности. Например, определить, какие технологии и методы нужно апробировать и внедрить. 

·  Сформулировать тему самообразования для составления индивидуального образовательного маршрута педагога. 

·  Создать и пополнять методическую копилку с разработками педагогического коллектива по вопросам формирования функциональной грамотности. 

·  Выявить педагогов, чьи ученики продемонстрировали высокий уровень какого-либо компонента функциональной грамотности, и включить их в деятельность по наставничеству. 

·  Продумать систему адресного наставничества для учителей, чьи учащиеся продемонстрировали низкие результаты. 

·  Организовать систематическую подготовку педагогического состава к формированию и оцениванию функциональной грамотности (курсы повышения квалификации, консультации). 

 

4.                     Работа с учащимися

Основная деятельность с обучающимися – это работа на уроке и во внеурочное время.

Урок, каким бы интересным он ни был, остается уроком. Гораздо активнее учащиеся принимают участие во внеурочной деятельности. Вовлечение обучающихся в конкурсное, олимпиадное движение, проектную деятельность осуществляется систематически, хотя не всегда с равным успехом. Так, например западает участие в олимпиадном движении. Эта проблема за последние годы встала в полный рост и выделилась в отдельную задачу, которую предстоит решить. Однако, ежегодно обучающиеся защищают проекты на уровне основного и среднего образования. Многие работы отражают личную мотивацию, активность, интерес и погружение обучающегося в тематику проекта. В этом году обучающиеся 9 класса настолько активны, что  вышли на региональный уровень проекта «Юные бизнесмены Оренбуржья» - «Натуральная косметика бренда Элиза» и социальный проект «Я гражданин России» - «Зеленая витаминка» . Наши обучающиеся учатся в ОЗШ «Лидер» и ОЗШ «Созвездие» единственно, что количество ежегодно составляет 1-3 человека, что, конечно, мало.

Обучающиеся являются активными участниками конкурса «Живая классика», акции «Читаем о войне», участвовали во всероссийском конкурсе «Звезда ЮИД», активно участвуют в создании  социальных роликов. В формировании грамотности можно отнести и занятия «Билет в будущее» и «Разговоры о важном».

Во всех сферах внеурочной деятельности активно формируется Функциональная грамотность обучающихся как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

 

5 направление: Работа с родителями.

Знакомство с родителями с проблемами формирования функциональной грамотности происходи на родительских собраниях, на которых стараемся вызвать интерес к развитию функциональных компетенций у детей и создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу.

«Опыт взаимодействия с семьей по вопросам формирования предпосылок читательской грамотности» (2024г), «Взаимодействие с родителями – важный компонент формирования функциональной грамотности обучающихся» (2023 год). Размещаем полезную информацию о функциональной грамотности в родительских чатах.

Привлекаем  родителей к проведению внеклассных мероприятий. Так родители проводили  мастер-класс «Изготовление броши ко Дню Победы», «Вязание мочалки», «Игрушки из соленого теста», участвовали в конкурсах «Папа, мама , я – спортивная семья»,  «Семья талантов». Многие роидтели с азартом восприняли  участие в мероприятии «Большие семейные выходные». Такие мероприятия служат сплочению детей и родителей, помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, формируют креативное мышление. 

 

Общие выводы и предложения по улучшению работы

В ходе анализа определены факторы, оказавшие воздействие на организацию методической работы и повышение качества образования: Положительное воздействие: совершенствование материально-технических и информационных ресурсов, укомплектованность квалифицированными кадрами, привлечение к проведению методических мероприятий членов педагогического коллектива, создание условий для работы по программе саморазвития и самообразования. Отрицательное воздействие: приоритет традиционных форм над новыми технологиями, трудности у обучающихся в освоении метапредметных задач, увеличение нагрузки на учителя, низкий уровень психолого-педагогического сопровождения для всех участников образовательного процесса.

      Оценивая степень и эффективность выполнения поставленных задач, следует отметить, что в целом часть поставленных задач выполнена и часть продолжает выполняться.

      Рассматриваемые проблемы актуальны, соответствуют современным требованиям и нововведениям в образовании.


 

Скачано с www.znanio.ru