«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »
Оценка 4.6

«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Оценка 4.6
Документация
doc
биология +1
5 кл—9 кл
09.05.2022
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений. Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение. Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. Решение ситуационных задач и самостоятельное применение знаний в новых ситуациях - один из способов развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии и химии. Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка
формирование функциональной грамотности на уроках биологии, химии.doc

«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, умело, своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие предметных и метапредметных знаний.

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ.

  1. Объяснение и описание явлений
  2. Использование и построение моделей явлений и процессов
  3. Прогнозирование изменений
  4. Формулирование выводов на основе имеющихся данных
  5. Анализ данных и оценка их достоверности
  6. Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования.

Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  1. Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  2. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  5. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  6. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  7. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Эффективные педагогические практики:

- приобретение опыта – разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение;

- создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;

- учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в группах и в парах;

- поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты;

- оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

-уровневая дифференциация обучения;

- технология оценивания учебных достижений обучающихся;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

- информационные и коммуникационные технологии;

- технология использования игровых методов;

- технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности

Решение ситуационных задач и самостоятельное применение знаний в новых ситуациях      - один из способов развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии и химии. Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационная задача заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ. 

Предлагаю несколько вариантов ситуационных задач.

Ситуационная задача № 1 (6 класс)

В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

Наблюдая за детьми во время обсуждения в группах, можно определить готовность класса к уроку. В данной задаче затрагивается тема экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.

Ситуационная задача № 2 (6 класс)

Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных. В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?

Ситуационная задача № 3 (7 класс)

 

Ситуационная задача № 3 (8 класс)

Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».

Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, сотрясение мозга - это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь оказать пострадавшему?

Ситуационная задача № 4 (8 класс)

Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать невысокая, отец нормального роста).

Что вы ей посоветуете?

Ситуационная задача № 5 (8 класс)

Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у следующего больного – 16 при норме 5,5. Какие рекомендации?

Ситуационная задача № 6 (8 класс)

Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина.

Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

Ситуационная задача № 7 (9 класс)

Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?

Ситуационная задача № 8 (9 класс)

Многим известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют при лечении насморка?

Ситуационная задача № 9 (8 класс)

Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?

Ситуационная задача № 10 (9 класс)

Об открытии йода рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа как обычно завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод. Но при этом Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно? Какое вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту реакцию отнести к окислительно- восстановительным? Как называют процесс, при котором из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить оборудование в лаборатории от образовавшегося налета?

Ситуационные задачи позволяют формировать функциональную грамотность, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии и химии.   

Функциональная грамотность на уроках химии и биологии развивается через задания на понимание особенностей естественнонаучного исследования.

Задание № 1.

У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.

Вопрос: Откуда попадает углерод в растение?

Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.    

 Задание № 2

Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной грамотности.   Смысловое чтение -  умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и химии. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием.

 Стратегии смыслового чтения:

- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом: преобразование информации и ее интерпретация; 

-работа с текстом: оценка информации;

-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

Общая ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.

Задание 1   Прочитай текст и ответь на вопросы 1-3.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

 

Литература:

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

2.Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN 978-5-9925-1413-1.

3. Интернет-ресурс.

 


Скачано с www.znanio.ru

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс

Ситуационная задача № 3 (8 класс)

Ситуационная задача № 3 (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2022