ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Век наш таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность Г.Мамфорд Джонс
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования, одной из целей которой является формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Создать для обучающихся условия для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, учить самостоятельно, добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию.
В условиях модернизации роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых.
В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Данные психолого-педагогических исследований показывают, что новые знания учащихся могут формироваться как аддитивным путем, так и через пересмотр прежних знаний, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез. В этом случае знания учащихся имеют инструментальный характер и будут востребованы в жизни ученика для объяснения окружающих его процессов и явлений. Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В широком определении функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. И начинать формировать функциональную грамотность школьников надо с учителя. Как гласит одна мудрость: Учитель не тот, кто дает знания, а тот, кто растит эти знания в других.
К сожалению, как показывают результаты международного исследования, именно с формированием естественно - научной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Работая с учащимися, часто задумываешься над вопросом, а понимают ли наши дети то, про что они читают. И сами себе даем ответ, нет, не понимают, а ведь им необходимо научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, значит, учителю нужно переходить на исследовательские проекты и творческие занятия. Для этого необходимо оснастить кабинеты интернетом и интерактивными учебными пособиями. Во многих психолого-педагогических источниках прямо указывается на то, что компетенции могут наиболее успешно формироваться в рамках проектной деятельности или технологии формирования критического мышления. Но проектная деятельность – это замечательно, и в рамках классно-урочной системы в учебном процессе её применение представляется все-таки несколько ограниченным. Поэтому для решения поставленных задач целесообразнее было бы применение критического мышления
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Образовательная технология развития критического мышления основана на коммуникативно - деятельностном принципе обучения, предусматривающем диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися
Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать технологию процессов, обеспечивающих высокую эффективность результатов учебной деятельности.
Обнажился ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов. Это противоречия: между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов; между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки школьника и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью форсированного личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья детей; между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам, именно в ходе которых идет формирование мыслительной деятельности, которая способствует научению ребенка «учиться» - учить себя; между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности ученика, на основе ориентации «на личностный успех.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности со стороны обучающего, - так и со стороны обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно с учащимися, проводит дискуссии и планирование деятельности, а учащиеся решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты.
Особое значение имеет рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы. Поэтому важно, чтобы на заключительном этапе дискуссии учащиеся имели возможность как бы со стороны посмотреть на прогресс совместной деятельности и на свою личную роль в нем.
Под рефлексией обычно понимают, с одной стороны, способность личности анализировать собственные мысли, чувства, намерения, с другой - способность прогнозировать мысли, чувства, действия других людей в отношении себя или третьих лиц. В контексте рефлексии наиболее отчетливо выступает и взаимосвязь трех сторон общения: восприятие - обмен информацией - взаимодействие.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся:
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
ПРИМЕРЫ:
Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории. Так, после изучения темы «Магнитное поле тока» выдвигаю проблему: как можно усилить действия магнитного поля тока, а нельзя ли с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток?
При изучении электрического сопротивления исследуем его зависимость от рода проводника, длины проводника, площади поперечного сечения проводника.
При изучении механических колебаний исследуем зависимость периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
При изучении закон Гука мы исследуем зависимость силы упругости от удлинения пружины.
При изучении динамики экспериментально исследуем зависимость ускорения тела от приложенной к нему силы, исследуем, зависит ли ускорение от свойств тел.
Как зависит скорость испарения жидкости от рода, температуры и площади свободной поверхности жидкости?
Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.
Без решения задач курс физики не может быть усвоен. «Задачи должны не только и не столько способствовать закреплению знаний, тренировке в применении изучаемых законов, сколько формировать исследовательский стиль умственной деятельности», считал Э. А. Эйнштейн.
Не существует отдельного «умения решать задачи» - это побочный продукт умения размышлять. Моя обязанность - научить ребят размышлять.
Выполнение опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе. Домашние опыты и наблюдения приучают учащихся к исследовательской работе, способствуют выработке навыков самостоятельного планирования опытов, подбора оборудования, формируют умения познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Ценно, что ребята сами дают объяснения опытов, и не важно, если ученик на первых порах делает это не правильно или не совсем точно. Важно, что он старается сам разрешить задачу. В связи с этим уместно вспомнить слова П.Л.Капицы: «Пусть лучше будет десять неверных идей, чем ни одной».
А закончить свое выступление хочется словами: «...Для того, чтобы
усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Р.Декарт
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.