РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
физика
СCУЗ, ВУЗ
16.12.2023
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Рассматривается значение физического эксперимента при формировании функциональной грамотности.
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.docx

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Петренко Наталья Владимировна

учитель физики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Энгельсского района

Саратовской области

 

Аннотация. Рассматривается значение физического эксперимента при формировании функциональной грамотности.

 

Процессы глобализации, информатизации и цифровизации как факторы постиндустриального общества затрагивают все сферы жизни современного человека. Система образования не исключение. Но она меняется значительно медленнее, чем образовательная среда, которая трансформируется за счет технических, экономических и социальных новаций. Педагогам необходимо сглаживать асинхронное развитие образовательной среды и системы образования.

Сегодня уже невозможно представить школу без электронного дневника, сетевого взаимодействия, домашних заданий на различных цифровых платформах, углубленных онлайн- курсов по предметам, классных бесед или чатов и т.д. Вместе с развитием технологий и существенным увеличением объемов доступной информации меняется и роль современного учителя, которая уже не состоит в непосредственной передаче материала ученику, а приобретает иной смысл: учитель-профессионал, учитель-наставник, учитель-помощник, учитель-советник и проводник. Это не значит, что традиционные академические знания уходят на второй план, наоборот, современный ученик должен понять, что без них невозможно развиваться и обладать гибкостью ума, что так востребовано в настоящее время.

В свою очередь стоит согласиться, что большой проблемой школьного образования, отмеченной современными учениками, является то, что они воспринимают процесс обучения оторванным от реальности. Очень часто учащиеся задают вопрос: «Зачем?»

Новому миру, который подвержен постоянным изменениям, нужен не просто грамотный, образованный человек. Исследования говорят о том, что необходимо человека учить так, чтобы он умел использовать способности, которые приобретает в течение жизни, для решения жизненных задач, причем в самых разных сферах деятельности и отношений. Иными словами, мы должны учить его грамотности функциональной. Человек, обладающий функциональной грамотностью, способен использовать знания, умения и навыки, которые он постоянно приобретает в течение жизни, для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из характерных особенностей учебного процесса в настоящее время является его информатизация, основанная на использовании информационных и компьютерных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и формирования личности обучаемого.

Компьютерная технология обучения – это система обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать ее можно лишь при наличии соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности учителя и учеников.

Важное место в формировании практических умений и навыков у обучающихся играет  демонстрационный эксперимент и фронтальные лабораторные работы. Физический эксперимент позволяет понять и систематизировать накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор обучающихся. В ходе эксперимента, проводимого обучающимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.

В моей практике есть уроки, которые можно назвать уроками с использованием исследовательских моментов. Во-первых, я использую очень похожий подход на начальных уроках в 7 классе по теме «Механическое движение». 
          Во-вторых, при изучении законов Ньютона в 9 классе я также предпочитаю подталкивать детей к тому, чтобы они сами ответили на вопросы: почему тело не меняет скорость? почему скорость тела меняется? Таким образом, мы подходим к формулировке законов. Остается скорректировать эти формулировки. Но тот факт, что они сами смогли найти ответы на поставленные вопросы, а иногда и сформулировать эти вопросы прежде, чем заняться поиском ответов на них, даёт во многом ощущение собственного участия в нахождении законов, позволяющих описать происходящее вокруг нас явления. 
          На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы самостоятельная работа учащихся составляла 75% времени, а объяснение учителя всего 25%, много времени уделяю урокам-исследованиям. Цель этих уроков заключается в том, что учащиеся при минимальной помощи учителя делали свои  «открытия» по теме. В том числе использую для этого и электронные образовательные ресурсы.  

Одним из примеров программного обеспечения для проведения уроков физики с использованием компьютерных технологий является компьютерная проектная среда «Виртуальные лабораторные работы по физике», которая предоставляет возможности для интерактивного моделирования в различных разделах школьного курса физики от лабораторных работ до физических практикумов. На сайте удобная навигация по разделам, где быстро можно найти интересующий вас эксперимент или модель экспериментальной установки и не только по темам лабораторных работ.

Данная программа позволяет изучать школьный и вузовский курс физики, усваивать основные физические концепции и сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения. При этом можно заменить отсутствующее оборудование.

Институт новых технологий создал  бесплатные программы, в том числе и для физики «Живая физика», где можно нарисовать всякие механизмы и системы, а потом включить моделирование – и они придут во взаимодействие в соответствии с законами физики в реальном времени. Программа двухмерная и имеет интерфейс типа Paint, позволяющий рисовать и перемещать фигуры без особых затруднений.

Безграничная информация по обучению физике и методике преподавания физики, содержащаяся в Интернете, обогащает современный учебный процесс новым содержанием, новыми приемами и формами работы.


           

Список литературы

http://smayls.ru/smayliki-emocii.html

- http://xreferat.ru/71/4769-1-domashnie-nablyudeniya-i-opyty-uchashihsya-po-fizike-ih-organizaciya.html

http://уроки.мирфизики.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=159:38-3-q-q-    &catid=37:2011-11-29-17-17-55&Itemid=77

http://fizkaf.narod.ru/itb.htm

Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021.

- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019.


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Одной из характерных особенностей учебного процесса в настоящее время является его информатизация, основанная на использовании информационных и компьютерных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и…

Одной из характерных особенностей учебного процесса в настоящее время является его информатизация, основанная на использовании информационных и компьютерных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и…

На сайте удобная навигация по разделам, где быстро можно найти интересующий вас эксперимент или модель экспериментальной установки и не только по темам лабораторных работ

На сайте удобная навигация по разделам, где быстро можно найти интересующий вас эксперимент или модель экспериментальной установки и не только по темам лабораторных работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023