РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Петренко Наталья Владимировна
учитель физики
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Энгельсского района
Саратовской области
Аннотация. Рассматривается значение физического эксперимента при формировании функциональной грамотности.
Процессы глобализации, информатизации и цифровизации как факторы постиндустриального общества затрагивают все сферы жизни современного человека. Система образования не исключение. Но она меняется значительно медленнее, чем образовательная среда, которая трансформируется за счет технических, экономических и социальных новаций. Педагогам необходимо сглаживать асинхронное развитие образовательной среды и системы образования.
Сегодня уже невозможно представить школу без электронного дневника, сетевого взаимодействия, домашних заданий на различных цифровых платформах, углубленных онлайн- курсов по предметам, классных бесед или чатов и т.д. Вместе с развитием технологий и существенным увеличением объемов доступной информации меняется и роль современного учителя, которая уже не состоит в непосредственной передаче материала ученику, а приобретает иной смысл: учитель-профессионал, учитель-наставник, учитель-помощник, учитель-советник и проводник. Это не значит, что традиционные академические знания уходят на второй план, наоборот, современный ученик должен понять, что без них невозможно развиваться и обладать гибкостью ума, что так востребовано в настоящее время.
В свою очередь стоит согласиться, что большой проблемой школьного образования, отмеченной современными учениками, является то, что они воспринимают процесс обучения оторванным от реальности. Очень часто учащиеся задают вопрос: «Зачем?»
Новому миру, который подвержен постоянным изменениям, нужен не просто грамотный, образованный человек. Исследования говорят о том, что необходимо человека учить так, чтобы он умел использовать способности, которые приобретает в течение жизни, для решения жизненных задач, причем в самых разных сферах деятельности и отношений. Иными словами, мы должны учить его грамотности функциональной. Человек, обладающий функциональной грамотностью, способен использовать знания, умения и навыки, которые он постоянно приобретает в течение жизни, для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одной из характерных особенностей учебного процесса в настоящее время является его информатизация, основанная на использовании информационных и компьютерных технологий, ориентированных на достижение целей обучения и формирования личности обучаемого.
Компьютерная технология обучения – это система обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать ее можно лишь при наличии соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности учителя и учеников.
Важное место в формировании практических умений и навыков у обучающихся играет демонстрационный эксперимент и фронтальные лабораторные работы. Физический эксперимент позволяет понять и систематизировать накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор обучающихся. В ходе эксперимента, проводимого обучающимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.
В моей практике есть уроки, которые можно
назвать уроками с использованием исследовательских моментов. Во-первых, я
использую очень похожий подход на начальных уроках в 7 классе по теме «Механическое
движение».
Во-вторых, при изучении законов Ньютона в 9 классе я также
предпочитаю подталкивать детей к тому, чтобы они сами ответили на вопросы:
почему тело не меняет скорость? почему скорость тела меняется? Таким образом,
мы подходим к формулировке законов. Остается скорректировать эти формулировки.
Но тот факт, что они сами смогли найти ответы на поставленные вопросы, а иногда
и сформулировать эти вопросы прежде, чем заняться поиском ответов на них, даёт
во многом ощущение собственного участия в нахождении законов, позволяющих описать
происходящее вокруг нас явления.
На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы самостоятельная работа
учащихся составляла 75% времени, а объяснение учителя всего 25%, много времени
уделяю урокам-исследованиям. Цель этих уроков заключается в том, что учащиеся
при минимальной помощи учителя делали свои «открытия» по теме. В том числе
использую для этого и электронные образовательные ресурсы.
Одним из примеров программного обеспечения для проведения уроков физики с использованием компьютерных технологий является компьютерная проектная среда «Виртуальные лабораторные работы по физике», которая предоставляет возможности для интерактивного моделирования в различных разделах школьного курса физики от лабораторных работ до физических практикумов. На сайте удобная навигация по разделам, где быстро можно найти интересующий вас эксперимент или модель экспериментальной установки и не только по темам лабораторных работ.
Данная программа позволяет изучать школьный и вузовский курс физики, усваивать основные физические концепции и сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения. При этом можно заменить отсутствующее оборудование.
Институт новых технологий создал бесплатные программы, в том числе и для физики «Живая физика», где можно нарисовать всякие механизмы и системы, а потом включить моделирование – и они придут во взаимодействие в соответствии с законами физики в реальном времени. Программа двухмерная и имеет интерфейс типа Paint, позволяющий рисовать и перемещать фигуры без особых затруднений.
Безграничная информация по обучению физике и методике преподавания физики, содержащаяся в Интернете, обогащает современный учебный процесс новым содержанием, новыми приемами и формами работы.
Список литературы
- http://smayls.ru/smayliki-emocii.html
- http://xreferat.ru/71/4769-1-domashnie-nablyudeniya-i-opyty-uchashihsya-po-fizike-ih-organizaciya.html
http://уроки.мирфизики.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=159:38-3-q-q- &catid=37:2011-11-29-17-17-55&Itemid=77
- http://fizkaf.narod.ru/itb.htm
- Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.