«Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка»
Выполнила: Сагдиева Алиса Наилевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №39» г. Набережные Челны
г. Набережные Челны, 2023
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Приёмы по формированию функциональной грамотности младших школьников можно условно разделить на 3 группы:
приёмы, повышающие познавательный интерес;
приёмы, которые учат работать с информацией;
приёмы формирования грамотного письма.
1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
1). Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
2). Приём "Отсроченная отгадка".
3). Приём «Проблемная ситуация».
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
3)Приём «Проблемная ситуация».
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
2. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
1). Алгоритм (схема последовательности действий).
2). «Опорный конспект».
3). Приём «Толстые и тонкие вопросы» или приём «Дотошный ученик».
4). Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова».
5). Приём «Лови ошибку».
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён. он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Словарная работа.
Предлагаю выписать из словаря слова
с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).
2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
3. Выписать слова, в которых два слога (три слога).
4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности».
Словарная работа.
5. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде?
И т.д.
7. Отгадать загадку.
8. Игра «Найди лишнее слово».
Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, чёрный, сорока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.