Формирование готовности школьников к обучению в дидактической компьютерной среде.
Оценка 4.7

Формирование готовности школьников к обучению в дидактической компьютерной среде.

Оценка 4.7
docx
11.06.2022
Формирование готовности школьников к обучению в дидактической компьютерной среде.
Статья.docx

 

                                                                                               Меджидова  Ю.И.           

Формирование готовности школьников к обучению в дидактической компьютерной среде.

Готовность к обучению в компьютерной среде невозможно представить как некоторое множество независящих друг от друга элементарных умений. Как восприятие текста не сводится к распознаванию составляющих его символов, так умениям выполнять те или иные операции.

Готовность учащихся к обучению в компьютерной среде самопроизвольно не возникает, а является результатом сложных педагогических процессов, результатом целенаправленной деятельности. Более того, готовность невозможно создать раз и навсегда: в той или иной степени она формируется на всех этапах, предшествующих данному этапу обучения, т.е. является динамичным процессом столь же продолжительным, сколь продолжительно само обучение.  Умение учащихся обучаться в компьютерной среде рассматривается как  умение восприятия и смысловой обработки учебного материала, предъявляемого компьютерной программой в виде текста или графических изображений на дисплее. Без целенаправленной подготовки к восприятию информации в такой форме, несвойственной  для предшествующих этапов обучения, невозможно обеспечить успешность учебной деятельности в компьютерной среде, потому задача педагога на начальном этапе компьютерного образования – актуализировать и развить общеучебные  умения, создавая почву для освоения новых функций компьютерного образования.  Чтобы успешно обучаться на этом этапе в компьютерной среде, учащиеся должны иметь четкие представления о возможностях электронной техники, уметь выбирать для решения конкретных задач наиболее эффективные компьютерные инструменты.   В зоне ближайшего развития на этом этапе – освоение манипуляций с «виртуальными объектами», представленными в символьной или графической форме. Так, при работе с текстовыми процессорами принципиально новыми являются операции автоматического переноса слов, проверки орфографии, форматирования текста, установки параметров страниц и многие другие.

Основными методами учебной деятельности в компьютерной среде является моделирование, экспериментирование с целью выявления общего и наиболее важного, структурирование, добавление недостающих логических звеньев, выделение смысловых опорных элементов, поиск дополнительной информации, определение личностной ценности нового знания, поиск области  возможных применений.  На этом этапе закладываются основы понимания информатики как фундаментальной науки, создается база для развития умений использовать ранее полученные знания о принципиально новых методах получения знаний, применимых для решения практических задач. Информатика, с одной стороны рассматривается как фундаментальная наука с теоретической базой, основанной на математической логике, теории информационных систем, алгоритмов и программирования.  С другой стороны, она понимается как обширная область прикладных знаний,  связанных с накоплением, переработкой, хранением и использованием информации в разных областях человеческой практики, в частности, в системах образования.

Решение учебных задач структурируется в соответствии со следующими дидактическими  механизмами:

·                   На основе анализа условия задачи строится ее информационная модель – конкретно-определенный образ, отражающий внутреннюю структуру, свойства объектов, связи, закономерности;

·                   На основе существующего опыта выбирается наиболее рациональный метод решения, позволяющий привлечь соответствующие научные знания;

·                   Модельные представления последовательно углубляются и усложняются по мере накопления информации, методологических знаний, представлений о способах действий;

·                   Проводится самостоятельный поиск дополнительной информации;

·                   Осваиваются новые алгоритмы решения;

·                   Подбираются наиболее эффективные для конкретной ситуации компьютерные средства реализации алгоритма;

·                   Проводится поиск нескольких вариантов решений, выбирается наиболее рациональный;

·                   Результаты проверяются на соответствие поставленной цели;

·                   Определяются возможные практические приложения полученного решения.

Перечисленные дидактические принципы нами реализуются в электронной таблице MS Excel.

 

Литература

1.          Захарова  И.Г. информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

2.          Роберт И.В. современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.


 

3.         

Меджидова Ю.И.

Меджидова Ю.И.

Решение учебных задач структурируется в соответствии со следующими дидактическими механизмами: ·

Решение учебных задач структурируется в соответствии со следующими дидактическими механизмами: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2022