Формирование готовности школьников к выбору профессии сферы «Человек – Природа»: на примере творческого события
«Фестиваль профессий»
Новосибирск, 2021
Оглавление
Введение. 5
Глава I Обзор литературы по теме исследования. 8
1.1. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». 8
Глава II Фестиваль профессий. 13
Список литературы.. 14
Приложение 2 ТС «Фестиваль профессий». 15
Приложение 2 «Дорога в страну профессий». 17
Для современного рынка труда характерен высокий уровень конкурентоспособности специалистов практически во всех сферах деятельности. Для правильного выбора ученикам необходимо ориентироваться в мире профессий, знать требования профессий, перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями и умениями. Выбор профессии наиболее актуален в ранней юности, но, по мнению ученых, коррекция профессиональной деятельности человека происходит и во всей последующей его профессиональной жизни. В связи с этим исследователи рассматривают профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора, а как длительный процесс, динамично меняющийся в зависимости от этапа развития личности.
Актуальность
Исходя из недостаточной разработанности проблемы формирования готовности к выбору профессии сферы «Человек-Природа», мы определили тему исследования: «Формирование готовности школьников к выбору профессии сферы «Человек-Природа» на примере творческого события «Фестиваль профессий». Эмпирическая база исследования. В исследовательской работе приняли участие 80 учащихся
Проблема
Для решения проблемы в гимназии проводится «Фестиваль профессии». А современная цифровизация общества обуславливает востребованность профессий данной сферы и снижение рейтинга популярности специальностей профессий сферы «Человек-Природа».
Цель исследования: выявить и проверить пути и средства формирования готовности старшеклассников к выбору профессии в сфере «Человек-Природа» на примере творческого события «Фестиваль профессий»
Цель исследования предопределила решение следующих задач.
Задачи:
× изучить литературу по теме исследования;
× познакомить учеников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития и нацелить на осознанный выбор будущей профессии
× пройти профориентационный тест по методике Е.А. Климова;
× написать сценарий для творческого события (ТС) «Фестиваль профессий»
Методы исследования:
× теоретический анализ методики Е.А. Климова, методической и специальной литературы по теме исследования,
× анализ и обобщение,
× наблюдения,
× математические методы обработки статистических результатов.
Объектом исследования является готовность старшеклассников к выбору профессии.
Предметом исследования: процесс формирования готовности старшеклассников к выбору профессии сферы «Человек-Природа»
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности к выбору профессии сферы «Человек-Природа» будет эффективным, если:
× учитываются предпосылки формирования готовности к выбору профессии сферы «Человек-Природа» в условиях экологического просвещения на уроках и классных часах в гимназии;
× обеспечивается активная личностная позиция старшеклассников в воспитательно-образовательном процессе в целом, в том числе, через участие в экологических акциях и волонтёрской деятельности в сфере «Человек-Природа»;
Анализ отечественных литературных источников позволяет выделить несколько направлений, в которых проводилось исследование профессионального самоопределения, а именно: социологическое (И.С. Кон, В.В. Подводзинская); профориентационное (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников); жизнедеятельное (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург); социальное (В.Г Афанасьева, В.В. Бахарева, В.И. Журавлева, С.В. Кушнир); направление профессионального развития (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер). Исследованиями методологических основ профессионального самоопределения подростков занимались Е.А. Климов, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.
Второй этап исследования состоял из изучения и анализа готовности школьников к выбору профессии сферы «Человек-Природа». На этом этапе создавался сценарий «Человек – природа» и активно велась подготовка к творческому событию «Фестиваль профессий».
Участниками творческого события «Фестиваль профессий» являются обучающиеся, классные руководители, учащиеся 8-11 классов. Каждый класс: 1. Создаёт мультимедийную презентацию «Кем быть?» по закреплённой за этим классом группе профессий (выбирается заранее). В м/м презентацию могут войти: перечень профессий и учебных заведений, где можно получить данные профессии (в Сибири, в нашей стране, за рубежом), рисунки, фотографии, фрагменты фильмов, истории возникновения профессий, о мастерах-профессионалах и о профессиях, списки знаменитостей в данной группе профессий, пословицы и поговорки, стихи, песни и т.д. Продолжительность 5-7 минут.
Выводы по второй главе: разработан сценарий и создан видео фильм
«Навигатор профессий: Человек- природа» для учащихся .
Заключение
В соответствии с целью исследования было проведено анкетирование, тестирование. Старшеклассники участвовали в ТС «Фестиваль профессий» для: актуализации профессионального самоопределения, формирования готовности к самостоятельному, обоснованному выбору профессии; вовлечение девятиклассников в социально-значимую деятельность; активизации процесса профессионального самоопределения; расширения и углубления знаний о мире профессий; формирования мотивации к избираемой профессии.
1. Ануфриева Д.Ю. Основные направления развития профессионального педагогического образования / Д.Ю. Ануфриева. // Международная научная конференция «Современная педагогика: теория, методика, практика» Россия, г. Москва, 27-28 февраля 2014 г. – С. 100-103 – 150 с.
2. Бабанский Ю.Н. Педагогика / Ю.Н. Бабанский. – М. : 2004. – 362 с.
3. Бандура А.М. Теории личности / А.М. Бандура. – М. : 2001. –269с.
4. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность в работе с педагогическим коллективом: Учеб. пособие / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина. – М.: Книголюб, 2004. – 352 с.
5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 35 с.
6. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – М. : 2004. – 243 с.
7. Бобровская Л.Н. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина, под ред. Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2008. – 101 с. 10. Богомолова, Н.Н. Социальная психология радио, печати, телевидения / Н.Н. Богомолова. – М. : 2001. – 127 с. 80
8. Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. – М.: Москва: Институт практической психологии, 1996. – 213с. 12. Божович, Л.И. Формирование личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – М. : 1991. – 352 с. 13. Болучевская, В.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий. Монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
9. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М.: Издательство «Института психотерапии», 2000. – 336 с. 15. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с. 16. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.
10. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 333 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.
https://www.facebook.com/gimnasium4/posts/2620736948039822
Сегодня на Фестивале Профессий было невероятно интересно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.