Формирование грамматического строя речи младших школьников (информационный буклет для родителей и педагогов)

  • docx
  • 20.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала формирование грамматического строя речи.docx

·            Пересказ текста и ответы на вопросы по нему.

Формирование грамматического строя речи младших школьников лучше всего проводить с помощью упражнений в игровой форме, чтобы ребенок не потерял к ним интерес. При этом, при выполнении каждого задания, ребенку должна даваться четкая инструкция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               МБОУ «Лицей №121»

Формирование грамматического строя речи младших школьников

 

                           

                                             Учитель-логопед:

                                             высшей кв. категории

                                                   Усова С.О.

Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала.

 Практика показывает , что изучение грамматических понятий не вызывает особого интереса у учащихся. Учащиеся заучивают правила и лингвистические понятия не осознавая в достаточной мере сущность отражаемых ими явлений.

Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:

 

·         Умение анализировать речевой материал.

·         Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.

·         Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.

Используемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данной возрастной группы.

 

Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов. Они предусматривают накопление и уточнение активного и пассивного словаря, совершенствование имеющихся речевых навыков и развитие связной речи.

 

Вот несколько упражнений для коррекционной работы:

 

·         Называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (например, выбрать продукты, которые нужны для приготовления салата, назвать предметы, для которых подходит характеристика «деревянные» и т.д.).

·         Постановка вопросов для уточнения действий и предметов, которые ребенок видит вокруг (Что делает мама?). Сначала вопросы предполагают ответ, который нужно выбрать из двух вариантов (Пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно?), а затем вопросы требуют от ребенка самостоятельных ответов.

·         Соотношение предметов и действия (пароход – плывет, машина – едет, лает – собака и т.д.).

·         Дополнение предложений словом, которое подходит по смыслу (Папа взял топор. Он будет рубить дрова (чем?) – топором).

·         Найти ошибку в предложении и исправить ее (Ночью на улицах всегда зажигаются фонарь – вместо фонари).