· Пересказ текста и ответы на вопросы по нему.
Формирование грамматического строя речи младших школьников лучше всего проводить с помощью упражнений в игровой форме, чтобы ребенок не потерял к ним интерес. При этом, при выполнении каждого задания, ребенку должна даваться четкая инструкция.
МБОУ «Лицей №121»
Формирование грамматического строя речи младших школьников
Учитель-логопед:
высшей кв. категории
Усова С.О.
Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала.
Практика показывает , что изучение грамматических понятий не вызывает особого интереса у учащихся. Учащиеся заучивают правила и лингвистические понятия не осознавая в достаточной мере сущность отражаемых ими явлений.
Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:
· Умение анализировать речевой материал.
· Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.
· Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.
Используемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данной возрастной группы.
Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов. Они предусматривают накопление и уточнение активного и пассивного словаря, совершенствование имеющихся речевых навыков и развитие связной речи.
Вот несколько упражнений для коррекционной работы:
· Называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (например, выбрать продукты, которые нужны для приготовления салата, назвать предметы, для которых подходит характеристика «деревянные» и т.д.).
· Постановка вопросов для уточнения действий и предметов, которые ребенок видит вокруг (Что делает мама?). Сначала вопросы предполагают ответ, который нужно выбрать из двух вариантов (Пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно?), а затем вопросы требуют от ребенка самостоятельных ответов.
· Соотношение предметов и действия (пароход – плывет, машина – едет, лает – собака и т.д.).
· Дополнение предложений словом, которое подходит по смыслу (Папа взял топор. Он будет рубить дрова (чем?) – топором).
· Найти ошибку в предложении и исправить ее (Ночью на улицах всегда зажигаются фонарь – вместо фонари).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.