Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. ... В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения,без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач ... Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках ... Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер.
Литературное чтение
· Умение ориентироваться в источнике информации
1 класс
Послушай, (прочитай) отрывок из книги В. Сутеева «Мешок яблок» и дополни иллюстрацию. Как ты думаешь, где сидел волк? Посади его на это место.
2 класс
Перед тобой страницы из сборника загадок. На левой — загадки, а правая страница — с отгадками. Номер каждой загадки совпадает с номером её отгадки. Прочти двенадцатую загадку и выдели отгадку на неё на странице справа.
3 класс
Прочти начало стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Что такое «раскаты»? Что такое «перлы»? И что означает «резвяся»?
Найди две словарные статьи, которые помогут тебе узнать это, и выдели в них ЗАГОЛОВОЧНЫЕ СЛОВА.
РАСКАТ, а, м. 1. см. раскатать и раскатить, ся. 2. Раскатанное, гладкое или скользкое место. Ледяные раскаты на дороге. 3. Прерывистые и громкие звуки, прерывистый длительный гул, грохот. Раскаты грома.
ПЕРЛ 1. Устар. Жемчужное зерно; жемчужина. перен. Сокровище, драгоценность. 2. перен. разг. Нечто выдающееся в ряду подобных. 3. перен. разг. Нечто нелепое, смешное, бессмысленное.
РЕЗВИ́ТЬСЯ, -влю́сь, -ви́шься; несов. Играть, веселиться, находясь все время в движении. Разг. Вести себя по-детски, несерьезно; ребячиться.
4 класс
Прочитай начало книги Григория Крылова «Чудеса света». Ответь на вопрос
· Умение извлекать информацию
1 класс
Прочитай заметку из «Лесной газеты» Виталия Бианки. Найди на рисунках бабочек, которых описывает автор.
2 класс
Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу.
Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.
Какие эмоции и чувства вы испытали?
Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает? Как поступил отец Вани Чем мальчик выдал себя? Почему Ваня заплакал?
3 класс
Н.Н. Носов «Федина задача»
Три художника нарисовали иллюстрации к тексту. Выбери, как лучше озаглавить каждую из них.
4 класс
1. Прочитай текст и ответь на вопрос.
2. Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.
3. Восстанови текст.
Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке.
· Умение работать с недостающей информацией
2. Прочитай текст, и ты узнаешь, какого цвета животик у зелёной пересмешки. Отметь фотографию с этой птичкой.
3. Представь, что ты делаешь книжку – малышку для дошкольников. В ней надо заменить картинками некоторые слова. Прочитай строчку из сказки и обрати внимание на выделенные слова, которые надо будет заменить картинками. Отметь слова, к которым ты можешь подобрать картинку.
4. На вопрос «Какая бабочка?» мы можем ответить по-разному: можем сказать, какого она цвета, размера, какой у нее характер.
Обрати внимание на выделенное слово. На какой вопрос оно отвечает?
1. Прочитай текст. Какой рисунок может стать иллюстрацией к этому тексту? Отметь подходящий рисунок.
2. Юра нашёл в интернете текст о том, как сделать цветок из бумаги и написал по нему инструкцию. Он пропустил одно из действий. Прочитай текст, который нашёл в интернете Ваня, и раскрась предложение, которое он пропустил.
3. Прочитай отрывок из сказки про синичку Зиньку. Догадайся, какое слово пропела Зинька. Перетащи его в текст.
4. Отметь вопросы, ответы на которые есть в тексте:
Из чего сделан баян? Кто пользуется баяном? Из какого языка пришло слово «баян»?
1. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Почему шоколад поначалу не понравился королю Испании и его придворным?
2. В каком предложении нельзя понять значение выделенного слова? Отметь это предложение.
3. Восстанови текст: прочитай ответы и выбери подходящие вопросы.
4 класс
1. Прочитай начало текста и предположи, почему….?
2. На одном популярном сайте Вера нашла несколько ответов на вопрос «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?».
Выбери ответы, которые противоречат друг другу.
3. Прочитай отрывок из текста. Выбери номера двух предложений, которые помогают понять значение слова ….. Выдели в тексте синоним к слову ……
Русский язык
1. Прием «Лови ошибку»
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо. Распределяем на группы по типу орфограммы. В каких же случаях пишутся удвоенные согласные?
2. Прием «Удивляй»
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению? Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
3. Прием «Проблемная ситуация»
При знакомстве с омонимами предлагается задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
4. Синонимы
Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.
5. Прием Мне это пригодится»
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.
6. «Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.
7. «В две колонны становись!»
На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.
8. Назови, одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-., птицы;
Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)
9. Раздели слова на группы:
Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк,огурец (животные и овощи)
Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)
10. К выделенному
слову выбери нужные по смыслу слова.
Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.
Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.