Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Оценка 4.8

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Оценка 4.8
docx
16.02.2022
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Формирование и развитие функц. грамотности млад шк-ков на уроках русс.языка и лит.чтения.docx

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. ... В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения,без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач ... Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках ... Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер.

Литературное чтение

·       Умение ориентироваться в источнике информации

1 класс

Послушай, (прочитай) отрывок из книги В. Сутеева «Мешок яблок» и дополни иллюстрацию. Как ты думаешь, где сидел волк? Посади его на это место.

2 класс

Перед тобой страницы из сборника загадок. На левой — загадки, а правая страница — с отгадками. Номер каждой загадки совпадает с номером её отгадки. Прочти двенадцатую загадку и выдели отгадку на неё на странице справа.

3 класс

Прочти начало стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Что такое «раскаты»? Что такое «перлы»?  И что означает «резвяся»?

Найди две словарные статьи, которые помогут тебе узнать это, и выдели в них ЗАГОЛОВОЧНЫЕ СЛОВА.

РАСКАТ, а, м. 1. см. раскатать и раскатить, ся. 2. Раскатанное, гладкое или скользкое место. Ледяные раскаты на дороге. 3. Прерывистые и громкие звуки, прерывистый длительный гул, грохот. Раскаты грома.

ПЕРЛ 1. Устар. Жемчужное зерно; жемчужина. перен. Сокровище, драгоценность. 2. перен. разг. Нечто выдающееся в ряду подобных. 3. перен. разг. Нечто нелепое, смешное, бессмысленное.

РЕЗВИ́ТЬСЯ, -влю́сь, -ви́шься; несов. Играть, веселиться, находясь все время в движении. Разг. Вести себя по-детски, несерьезно; ребячиться.

4 класс

Прочитай начало книги Григория Крылова «Чудеса света». Ответь на вопрос

·       Умение извлекать информацию

1 класс

Прочитай заметку из «Лесной газеты» Виталия Бианки. Найди на рисунках бабочек, которых описывает автор.

2 класс

Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу.

Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.

Какие эмоции и чувства вы испытали?

Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает? Как поступил отец Вани Чем мальчик выдал себя? Почему Ваня заплакал?

3 класс

Н.Н. Носов «Федина задача»

Три художника нарисовали иллюстрации к тексту. Выбери, как лучше озаглавить каждую из них.

        4 класс

1.       Прочитай текст и ответь на вопрос.

2.      Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.

3.      Восстанови текст.

Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке.

·       Умение работать с недостающей информацией

  1. класс
  1. Прочитай текст. Определи, какие пауки по размеру — большие или маленькие.

2.           Прочитай текст, и ты узнаешь, какого цвета животик у зелёной пересмешки. Отметь фотографию с этой птичкой.

3.           Представь, что ты делаешь книжку – малышку для дошкольников. В ней надо заменить картинками некоторые слова. Прочитай строчку из сказки и обрати внимание на выделенные слова, которые надо будет заменить картинками. Отметь слова, к которым ты можешь подобрать картинку.

4.           На вопрос «Какая бабочка?» мы можем ответить по-разному: можем сказать, какого она цвета, размера, какой у нее характер.

    Обрати внимание на выделенное слово. На какой вопрос оно отвечает?

  1. класс

1. Прочитай текст. Какой рисунок может стать иллюстрацией к этому тексту? Отметь подходящий рисунок.      

2. Юра нашёл в интернете текст о том, как сделать цветок из бумаги и написал по нему инструкцию. Он пропустил одно из действий. Прочитай текст, который нашёл в интернете Ваня, и раскрась предложение, которое он пропустил.

3. Прочитай отрывок из сказки про синичку Зиньку. Догадайся, какое слово пропела Зинька. Перетащи его в текст.

4. Отметь вопросы, ответы на которые есть в тексте:

Из чего сделан баян? Кто пользуется баяном? Из какого языка пришло слово «баян»?

  1. класс

1. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Почему шоколад поначалу не понравился королю Испании и его придворным?

2. В каком предложении нельзя понять значение выделенного слова? Отметь это предложение.

3. Восстанови текст: прочитай ответы и выбери подходящие вопросы.

4 класс

1. Прочитай начало текста и предположи, почему….?

2. На одном популярном сайте Вера нашла несколько ответов на вопрос «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?».

Выбери ответы, которые противоречат друг другу.

3. Прочитай отрывок из текста. Выбери номера двух предложений, которые помогают понять значение слова ….. Выдели в тексте синоним к слову ……

Русский язык

1. Прием «Лови ошибку»

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо. Распределяем на группы по типу орфограммы. В каких же случаях пишутся удвоенные согласные?

2. Прием «Удивляй»

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению?  Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

3. Прием «Проблемная ситуация»

При знакомстве с омонимами предлагается задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

4. Синонимы

Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.

5. Прием Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

6. «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии. Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на определённую букву, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.

7. «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.

8. Назови, одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-.,    птицы;

Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)

9.        Раздели слова на группы:

Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк,огурец (животные и овощи)

Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)

10.        К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.
Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.
Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.


 

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Что такое «раскаты»? Что такое «перлы»?

Что такое «раскаты»? Что такое «перлы»?

Прочитай текст, и ты узнаешь, какого цвета животик у зелёной пересмешки

Прочитай текст, и ты узнаешь, какого цвета животик у зелёной пересмешки

А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению?

А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к склонению?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022