Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами.
«Неправильная мотивация»
Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.
У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку.
У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
Программа формирования мотивации
Предоставление свободы выбора (ориентирует учащихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).
Совместное планирование урока (можно предложить учащимся самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала. Здесь участвует в работе важный критерий – степень освоения учебного материала.).
Типы учебной мотивации:
Наряду с мотивацией
«избегания неудач», страха получить низкие отметки,
побуждениями к обучению могут быть:
жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей;
стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ;
использование отметки как инструмента педагогического воздействия.
особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои свои способности».
Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников..
Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности
Условия для развития устойчивой мотивации
Достаточный уровень самостоятельности.
Успешность выполняемых действий.
Обеспечение положительной обратной связи.
Формирование нравственных качеств.
Фундамент мотивации
1. Потребности (быть признанным и принятым, принадлежать к общности, к коллективу, самостоятельно достигать успеха и признания, самореализовывать своё «Я», видеть в учителе друга, союзника и помощника)
2. Мотивы: учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.), непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность и др.), перспективно-побуждающие (чувство долга, ответственность и т.д.)
Проведение самостоятельной работы, используя дифференцированный подход (особенно подход внутренней дифференциации детей). |
Программа формирования мотивации
Этапы формирования мотивации
1 этап.
Возникновение мотивации
(готовность, включенность).
Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».
Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
Этапы формирования мотивации
2 этап.
Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Чередование разных видов деятельности;
Материалы различной трудности;
Отметки, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность;
Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Этапы мотивации
3 этап.
Мотивация завершения
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы.
Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифферен- цированной оценкой учителя.
использование «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися.
В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок.
Пути и средства повышения мотивации учащихся
Контракты, с одной стороны стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическою атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.
Приём «Контракт»
Учитель чертит на доске линию ,на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля: проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Линия времени»
«Автор»
... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
.. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
"Профи"
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
«Защитный лист»
Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с родителями.
Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутренне приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот.
Это нужно учитывать:
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению.
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность.
Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации.
На уроках осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей.
Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать и половые отличия, так как при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями.
Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.).
Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.
Педагогические рекомендации учителям начальных классов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.