ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Оценка 4.7
doc
02.11.2021
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

 

ФОРМирование икт – компетентности младших школьников

в условиях введения фгос НОО

Осипова Наталья Александровна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ «28» г. Вологда

Проанализировав новый ФГОС можно сделать вывод, что места для учебного предмета "Информатика и ИКТ" в начальной школе не нашлось, зато четко сформулированы ИКТ компетентности обучающихся, которыми  он должен овладеть в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования. Как этого достичь, какими способами?

Навыки, которые должен получить ученик, направлены, в основном, на умение работать с компьютером (т.е. на техническую сторону).

Информатику и ИКТ  распределили между учебными предметами Математика и Технология. Вопрос: с какого предмета спрос за полученные знания в области информатика (ИКТ) больше - с Математики или с Технологии?

Информатика ≠ ИКТ. Информатика – программирование, логика, ИКТ-текст, редакторы, интернет.

Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС НОО, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры».

Формирование у младших школьников умений использования средств ИКТ в образовательном процессе не происходит само собой, оно возможно только в результате целенаправленной педагогической деятельности в рамках школьных предметов. Проанализируем ФГОС начального общего образования с точки зрения предоставляемой педагогам возможности формирования основ информационной компетентности.

Анализ содержания предметных результатов освоения основной образовательной программы в рамках конкретных учебных предметов и предметных областей, представленных в ФГОС, показал, что в предметной области «Математика и информатика» возможно формирование элементов информационной компетентности учащихся как «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности». Изучение предмета «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» предполагает «освоение доступных способов изучения природы и общества (…в открытом информационном пространстве)». В рамках предмета «Изобразительное искусство» предусматривается «овладение элементарными практическими умениями и навыками… в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)». Изучение предмета «Технология» включает «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач».

Таким образом, мы видим, что формирование элементов информационной компетентности «растворено» в содержании различных учебных предметов начальной школы, при этом основы знаний и умений применять ИКТ в учебной деятельности закладываются в предметной области «Математика и информатика». В то же время, необходимо отметить, что не вполне конкретной является формулировка «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», так как не указано, что понимается под «первоначальными представлениями», насколько глубоко они должны быть сформированы у учащихся начальной школы.

Понятие «компьютерная грамотность» в информатике имеет вполне определенные компоненты

·    понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;

·    основы программирования на одном из языков программирования;

·    практические навыки обращения с ЭВМ;

·    представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;

·    представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

Как видно из перечисленных компонентов формирование понятия компьютерной грамотности возможно только в результате системно-деятельностного подхода в ходе практической работы учащихся за ПК. Организовать регулярную работу учащихся за ПК в рамках учебного предмета «математика» невозможно в связи с насыщенностью содержания данного учебного предмета. Таким образом, мы приходим к необходимости деления указанной в ФГОС предметной области «Математика и информатика» на два школьных учебных предмета: «математика» и «информатика». В этом случае начинает действовать принцип «бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования» (В.С. Леднев), который состоит в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко. Во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, в качестве «сквозных линий» в содержании школьного образования в целом. Для формирования информационной компетентности младших школьников этот принцип имеет важное значение, так как компоненты информационной компетентности в этом случае формируются и в рамках отдельного учебного предмета, и через информатизацию всего школьного образования.

Проанализируем, каким образом происходит формирование элементов информационной компетентности в основных образовательных программах, разработанных ведущими педагогическими коллективами. Например, педагогическим коллективом образовательной системы «Школа 2100».

Предлагаемый примерный учебный план делит предметную область «Математика и информатика» на два учебных предмета «математика» (обязательная (инвариантная) часть) и «информатика» (часть, формируемая участниками образовательного процесса), при этом изучение предмета «информатика» начинается со второго класса (один час в неделю).

Размещенная на сайте «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального образования» включает формирование элементов информационной компетентности младших школьников в группы познавательных и коммуникативных УУД.

Особое внимание следует уделить предлагаемой программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» (А.В. Горячев). Данная программа позволяет сформировать как элементы компьютерной грамотности, так и элементы информационной компетентности младших школьников. Регулярная практическая работа учащихся на ПК определяется целью самой программы «…в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере». Формирование элементов информационной компетентности заложено в технологическом компоненте программы.

Технологический компонент имеет модульную структуру. Название учебных модулей отражает изучаемые ИКТ («Создание рисунков», «Создание мультфильмов и «живых» картинок», «Создание текстов», «Поиск информации» и др.), но в то же время, как отмечает автор программы, учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. Каждый модуль предполагает возможность использования одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию по усмотрению учителя. Такой подход дает учителю свободу выбора конкретного вида программного обеспечения и позволяет расширить кругозор учащихся в этой области.

Предлагаемая программа содержит подробные описания личностных, метапредметных и предметных результатов (по всем учебным модулям) освоения учебного предмета; тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; принципы организации интегрированных уроков, что вызывает определенные трудности при самостоятельном составлении программы учебного предмета практикующими учителями.

Таким образом, педагогический коллектив образовательной системы «Школа 2100» продемонстрировал возможность реализации требований ФГОС начального общего образования в области формирования информационной компетентности младших школьников через разработку основной образовательной программы и программ отдельных учебных предметов. Данные примерные программы могут оказать существенную помощь образовательным учреждениям и учителям-практикам в разработке собственных пакетов документов.

 

Библиографический список

·               Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей редакцией М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

·               http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html – Приказ Минобрнауки №373 от 09.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

·               http://www.school2100.ru/ – Сайт образовательной системы «Школа 2100».

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ФОРМирование икт – компетентности младших школьников в условиях введения фгос

ФОРМирование икт – компетентности младших школьников в условиях введения фгос

Изучение предмета « Обществознание и естествознание (Окружающий мир )» предполагает «освоение доступных способов изучения природы и общества (… в открытом информационном пространстве)»

Изучение предмета « Обществознание и естествознание (Окружающий мир )» предполагает «освоение доступных способов изучения природы и общества (… в открытом информационном пространстве)»

Для формирования информационной компетентности младших школьников этот принцип имеет важное значение, так как компоненты информационной компетентности в этом случае формируются и в рамках отдельного учебного…

Для формирования информационной компетентности младших школьников этот принцип имеет важное значение, так как компоненты информационной компетентности в этом случае формируются и в рамках отдельного учебного…

Таким образом, педагогический коллектив образовательной системы «Школа 2100» продемонстрировал возможность реализации требований

Таким образом, педагогический коллектив образовательной системы «Школа 2100» продемонстрировал возможность реализации требований
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021