А.К. Павлов – Директор Научно-Исследовательской Организации (НИО) Автономное Научно-Исследовательское Учреждение (АНИУ) Инновационная Дистанционная Научно-Исследовательская Академия (ДНИА) «Международная Академия Педагогических Исследований» (МАПИ) - НИО АНИУ ДНИА «МАПИ» ИМЕНИ АКАДЕМИКА А.К. ПАВЛОВА
A. K. Pavlov is the Director of the Research Establishment (RE) the Autonomous Research Establishment (ARE) the Innovative Remote Research Academy (RRA) "International Academy of Pedagogical Researches" (IAPR) - NIO ANIU DNIA "MAPI" of the NAME of the ACADEMICIAN A. K. Pavlov
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION
COMPETENCE OF PUPILS AT INFORMATICS LESSONS ON THE BASIS OF KOMPETENTNOSTNO - THE FOCUSED TRAINING
Аннотация: в данной работе анализируется опыт работы учителей информатики МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска республики Карелия по формированию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся основной и полной средней школы на основе компетентностно-ориентированного обучения.
Summary: in this work experience of teachers of informatics of municipal educational institution "No. 48 SOSh" of Petrozavodsk of the Republic of Karelia of formation of information and communication competence of students of the main and full high school on the basis of the competence-based focused training is analyzed.
Ключевые слова: компетентция, компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, компетентностно-ориентированное обучение.
Keywords: a kompetenttion, competence, information and communication competence, the competence-based focused training.
ВВЕДЕНИЕ
Условия становления и возникновения опыта. Данный опыт возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных явлений в образовательном процессе школы.
Актуальность опыта. XXI век ознаменовал переход нашей цивилизации от общества с индустриальным мышлением к обществу информационному. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания.
Стратегия модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.
Наряду с этим, в современном образовании обнаруживается противоречие между востребованностью высокого уровня владения ИКТ со стороны обучающихся и их родителей и невозможностью достижения такого уровня в рамках традиционного обучения. Одним из оптимальных условий, способствующих решению данной проблемы, является, на наш взгляд, использование идей и принципов компетентностно-ориентированного обучения для формирования ИК-компетентности обучающихся.
Новизна опыта заключается в создании системы применения элементов компетентностно-ориентированной технологии обучения для формирования ИК-компетентности обучающихся на уроках информатики.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования ИК-компетентности обучающихся на основе компетентностно- ориентированного обучения.
Теоретическая база опыта:
· В своем опыте мы реализуем идеи личностно ориентированного обучения И.Я. Якиманской, Г.К. Селевко, принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность личности использовать их в личном опыте.
· Реализация идей проблемного обучения М. И. Махмутова позволяет излагать материал по информатике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов.
· При проектировании учебных занятий используются также идеи А. Шацкого, по мнению которого, учебно-исследовательская деятельность учащихся должна быть связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
· В основу разработки проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности нами положена теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф.Талызиной.
В своей работе мы опираемся на понятие компетентности, предложенное Моревой Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому [4].
Опираясь на эту трактовку, нами определена информационно-коммуникационная компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения
При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса происходит индивидуализация образовательного процесса на более высоком уровне. В соответствии с поставленными целями и задачами нами определены преобладающие формы организации учебного пространства – парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие.
Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта, были весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее удачными типами уроков по формированию ИК-компетентности являются: урок изучения нового материала, урок – лабораторная работа, урок-исследование, урок решения задач с последующей компьютерной проверкой, интегрированный урок.
Использование средств информационных технологий позволило нам расширить стандартные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, исследовательско-поисковый, методы контроля и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся).
Использование указанных технологий, соответствующих им методов и приемов, позволяют нам реализовывать цель и задачи своей педагогической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА ( ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ МОУ «СОШ № 48» Г. ПЕТРОЗАВОДСКА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ 2013 – 2017УЧ. ГГ.)
Анализируя результативность деятельности по формированию ИК-компетентности обучающихся на основе компетентностно-ориентированного обучения, можно сделать следующие выводы:
· наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:
Классы |
2013 – 2015 уч.г.г. |
2015 – 2017 уч.гг. |
5-е классы |
76% |
83% |
6-е классы |
78% |
86% |
7-е классы |
82% |
93% |
8-е классы |
84% |
96% |
9-е классы |
88% |
97% |
10-е классы |
85% |
92% |
11-е классы |
81% |
98% |
Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной и полной школы выбирают экзамен по информатике. В 2015-2016 уч. году 12% от числа обучающихся выпускников сдавали экзамен по информатике, показав хорошие и отличные результаты. Шесть человек сдавали экзамен в форме защиты исследовательских проектов, один выпускник 11 кл. сдавал экзамен в форме ЕГЭ, набрав 56 баллов, что чуть ниже среднего по республике Карелия и г. Петрозаводску, но выше среднего по стране;
· возрастает роль самостоятельных исследований и размышлений, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения: учащиеся стали активно заниматься исследовательской деятельностью в рамках школьного НОУ «ШАНС» и участвовать с исследовательскими работами в конкурсах разного уровня;
· происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение;
· вырабатываются коммуникативные качества, презентативные умения и навыки;
· раскрывается творческий потенциал учащихся, о чём свидетельствуют достижения учащихся в различных конкурсах.
Работа по формированию ИК-компетентности на основе компетентностно- ориентированного обучения позволила нам повысить уровень технологической подготовки учащихся к более свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности общеучебных умений и навыков.
Литература
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.
2. Лебедева М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование.– 2004 г. – № 3 – с.21-26.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1995. – 175 с.
4. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Морева [и др.] / - М.: Академия, 2002. - 66 c.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 77 с.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий.- 2005. - 288с.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий - 2006. - 816 с.
8. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике / И.Н. Фалина // Информатика.– 2006 г. – № 7. – 32 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. – с. 58-64.
10. Якиманская И. С. Личностно ориентированный урок / И.С. Якиманская // Директор школы - 1998. - № 2. – с.12.
Literature
1. Bespalko V.P. Education and training with use of computers (pedagogics of the third millennium) / V. P. Bespalko. – M.: Education, 2002. – 124 pages.
2. Lebedeva M. B. What is ICT competence of students of pedagogical university and as to form it / M. B. Lebedeva, O. N. Shilov//the Information scientist and education. – 2004 – No. 3 – page 21-26.
3. Makhmutov M. I. Problem training / M. I. Makhmutov. – M.: Pedagogics, 1995. – 175 pages.
4. Pedagogics of secondary professional education: the education guidance for students высш. пед. studies. Institutions / N. A. Moreva [etc.] / - M.: Academy, 2002. - 66 with.
5. E.S chambers. New pedagogical and information technologies in education system / E.S. Polat. – M.: Academy, 2001. – 77 pages.
6. Selevko G. K. Pedagogical technologies on the basis of activization, an intensification and effective management of UVP/G.K. Selevko. - M.: Scientific research institute of school technologies. - 2005. - 288 pages.
7. Selevko G. K. Encyclopedia of educational technologies / G. K. Selevko. - M.: Scientific research institute of school technologies - 2006. - 816 pages.
8. Falina I. N. Competence-based approach in training and the standard of education on informatics / I.N. Falina//Information scientist. – 2006 – No. 7. – 32 pages.
9. Farm A.V. Key competences as a component of personally focused paradigm of education / A.V. Farm//National education. – 2003. - No. 2. – page 58-64.
10. Yakimanskaya I. S. Personally focused lesson / I.S. Yakimanskaya//the Principal - 1998. - No. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.